См. Прогноз на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Морской транспорт

Производственная деятельность портов. В 2020 г. грузооборот в морских торговых портах России составил 820,8 млн тонн (снижение на -2,3%). Снижение объема перевалки по экспортным грузам составило -1,1%, импортным -1,7%, транзитным -8,4%, каботажным -7,0%.

Объем перевалки сухих грузов составил 404,7 млн тонн (рост на 7,6%), наливных грузов - 416,1 млн тонн (снижение на -10,4%).

Уменьшение объема перевалки наливных грузов через морские порты России обусловлено снижением перегрузки сырой нефти на -14,9%, нефтепродуктов - на -4,9%, сжиженного газа - на -0,7%.

Перевалка сухогрузов увеличилась главным образом за счет перевалки угля и кокса (рост на 7,1%), зерна (+30,3%) и грузов в контейнерах (+2,1%).

В 2020 г. объемы перевозки грузов морским транспортом составили 24,6 млн тонн (рост на 1,0%), коммерческий грузооборот - 42,5 млрд тонн-км (рост на 2,2%).

Рост объемов перевозки грузов наблюдался за счет каботажных перевозок (рост на 3,5%). В заграничном сообщении объем перевозок грузов сократился на 9,7%.

Завоз грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в 2020 г. составил 8,4 млн тонн (рост на 4,8%), в том числе сухогрузов - 4,0 млн тонн (рост на 33,4%), наливных грузов - 4,4 млн тонн (снижение на 12,0%).

Объем перевозок морским транспортом в 2021 г. оценивается на уровне 24,1 млн тонн (снижение на 2%).

Для повышения конкурентоспособности морских портов России необходимо обеспечить строительство новых и модернизацию действующих портовых комплексов, в первую очередь контейнерных терминалов.

В среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение перевозок грузов морским транспортом к 2024 г. до 25,3 млн тонн (8,1% к уровню 2020 г.), а грузооборота - до 44,9 млрд т-км (5,7% к уровню 2020 года).

Дальнейшее развитие портовых мощностей также будет способствовать повышению независимости транспортного обеспечения внешней торговли от услуг иностранных морских портов.

Реализация перечисленных мероприятий обеспечит надежность транзитных перевозок и перевозок с мест добычи углеводородного сырья, расположенных на арктическом побережье и континентальном шельфе Российской Федерации, и высокий уровень защиты морской среды в Арктике.

На морском транспорте инвестиции в 2020 г. составили 100,1 млрд рублей, в том числе за счет внебюджетных средств -62,4 млрд рублей. Объем средств за счет средств федерального бюджета составил 37,7 млрд рублей.

Ввод производственных мощностей в морских портах составил в 2020 г. 32,67 млн тонн, в том числе за счет реализации следующих проектов:

- строительство морского перегрузочного комплекса СПГ в Мурманской области (10,67 млн тонн);

- строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке, Хабаровский край (12 млн тонн);

- Таманский терминал навалочных грузов в морском порту Тамань (10 млн тонн).

В рамках ведомственного проекта "Развитие инфраструктуры морского транспорта" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" в 2020 году:

- завершено строительство линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт "Виктор Черномырдин". Ледокол имеет ледовый класс Icebreaker 8, который способен проходить льды толщиной до 2 метров непрерывным ходом со скоростью 2 узла и развивает скорость до 18 узлов на чистой воде;

- принят серийный (третий) многофункциональный буксир-спасатель мощностью 2,5 - 3 МВт в морском порту Мурманск, который обеспечит несение аварийно-спасательного дежурства в Арктическом регионе;

- осуществлен ввод в эксплуатацию головного универсального атомного ледокола проекта 22220 (далее - УАЛ) "Арктика". Ледокол оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторов нового поколения "РИТМ-200" мощностью 175 МВт.

В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" в части решения задачи по обновлению судов морского флота в 2020 году осуществлялось строительство 2 гидрографических судов и 2 лоцмейстерских судов.

Обновление обеспечивающего флота проводится как за счет средств федерального бюджета, так и с привлечением внебюджетных источников.