См. Прогноз на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Образование

Основные направления развития образования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов установлены Указом N 474, государственной программой "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642, и государственной программой Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377, национальным проектом "Образование" (далее соответственно - госпрограммы, НП "Образование").

В условиях базового варианта прогноза до 2024 г. планируется достижение основных показателей, предусмотренных госпрограммами, НП "Образование", приоритетными проектами и другими проектами в сфере образования.

В рамках обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования за счет реализации комплекса мероприятий к 2024 году будет достигнуто улучшение средневзвешенных результатов Российской Федерации в группе международных исследований - с 11 на 10-е место. Кроме того, Российская Федерация поднимется с 13 на 10-е место в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов.

В целях формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, будет увеличена с 76% в 2021 г. до 80% в 2024 году.

На период до 2024 г. мероприятия, направленные на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся, запланировано осуществлять путем:

- предоставления обучающимся рекомендаций по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности) с учетом реализации проекта "Билет в будущее";

- проведения открытых онлайн-уроков с учетом опыта реализации проекта "Проектория", направленных на раннюю профориентацию (не менее 10 млн детей примут участие в открытых онлайн-уроках);

- создания сети детских технопарков "Кванториум" в каждом городе с населением более 60 тыс. человек, а также региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе на базе ведущих образовательных организаций в каждом субъекте Российской Федерации, с учетом опыта деятельности Образовательного Фонда "Талант и успех";

- ежегодного увеличения не менее чем на 4,5% доли обучающихся 4 - 11 классов, участвующих во всероссийской олимпиаде школьников;

- ежегодного участия в проекте ранней профессиональной ориентации обучающихся 6 - 11 классов общеобразовательных организаций "Билет в будущее" в количестве не менее 1 000 тыс. детей с целью построения предпрофессиональной образовательной траектории в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями;

- внедрения национальной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций.

Развитию системы образования также будет способствовать создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, за счет повышения почти в 3 раза доступности психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста, а также реализация проектов и программ, направленных на формирование и развитие родительских компетенций.

Предполагается внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций, при условии создания не менее 80 региональных центров непрерывного педагогического образования на базе образовательных организаций высшего образования, реализующих программы педагогического профиля и реализации субъектами Российской Федерации "дорожных карт" по обеспечению региональной образовательной системы педагогическими кадрами.

В части среднего профессионального образования (СПО) с 2022 г. запланированы реализация и внедрение нормативной и учебно-методической базы для нового уровня образования "Профессионалитет", предусматривающего новую методологию конструирования образовательных программ с использованием цифрового конструктора компетенций.

Реализация предлагаемых мероприятий и создание инструментов позволят выстроить новую модель СПО, синхронизированную с запросами отраслей экономики и рынка труда, и обеспечить престижность обучения в организациях СПО за счет повышения качества образования.

В рамках реализации федерального проекта "Профессионалитет" к 2024 году планируется вовлечение к обучению по программам профессионалитета 600 тыс. человек, а также вовлечение в подготовку кадров по программам профессионалитета 800 предприятий.

С целью формирования системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими, к 2024 году будет создано 150 центров опережающего дополнительного профессионального образования взрослых, на базе которых не менее 30% работающих граждан в возрасте старше 25 лет будут проходить обучение по программам непрерывного обновления профессиональных знаний и (или) приобретения новых профессиональных навыков.

В сфере высшего образования ожидается рост общей численности обучающихся на 5,5%: с 4 049,3 тыс. чел. в 2020 г. до 4 273,0 тыс. чел. в 2024 г., обусловленный ростом численности возрастной когорты 17 - 23 лет и численности выпускников общеобразовательных организаций.