См. Прогноз на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Добыча угля

В 2020 г. объем добычи угля снизился до 398,1 млн тонн (-9,4%). Основное снижение пришлось на угледобывающие регионы Сибирского федерального округа (-42,6 млн тонн).

Объем экспорта угля в 2020 г. составил 197,9 млн тонн (-3,6%). При этом наблюдался рост экспортных поставок как в страны АТР, так и (в IV квартале 2020 г.) в атлантическом направлении.

В последние годы основным условием роста объемов добычи угля является рост его экспортных поставок. Поставки угля на внутренний рынок на протяжении длительного периода колеблются примерно на одном уровне ввиду конкуренции его с газом.

Ожидаемый объем добычи в 2021 г. оценивается на уровне 430,0 млн тонн (+8,0%).

В среднесрочной перспективе ожидается сохранение мировых тенденций по сокращению объемов потребления угля и переориентации на потребление наиболее калорийных марок углей.

Вместе с тем сохраняющиеся тенденции по сокращению потребления угля крупнейшими экономиками и ожидаемое перенасыщение рынка позволяют сделать вывод о возвращении объемов добычи угля к уровню 2020 года.

Таблица 10. Динамика объемов добычи угля

в % г/г

2020

2021

2022

2023

2024

2024/2020

Добыча угля

-9,4

8,0

1,2

1,1

1,1

11,8

Перспективы развития угольной промышленности связаны, в том числе, с созданием новых центров угледобычи, которые предполагают освоение угольных месторождений в новых малоосвоенных регионах, имеющих перспективные в плане отработки запасы угля с благоприятными условиями залегания, в том числе Эльгинское месторождение Южно-Якутского бассейна (Республика Саха (Якутия), Межэгейское и Элегестское месторождения, Улугхемского угольного бассейна (Республика Тыва), месторождения Чикойской впадины и Апсатское месторождение (Забайкальский край), Менчерепское месторождение (Кемеровская область), Усинское месторождение (Республика Коми).

В ближайшей перспективе отрасль столкнется с дополнительными ограничениями на внешнем рынке в силу политики перехода многих стран на использование альтернативных, более экологичных источников энергии, ужесточения экологических требований и введения "углеродного налога". Данное обстоятельство приведет к существенному сокращению емкости мирового рынка и повышению конкуренции среди угледобывающих компаний. В данных условиях, на фоне исчерпания возможности снижения железнодорожных тарифов, ключевым фактором повышения конкурентоспособности российских углей станет необходимость сокращения транспортного плеча и снижение себестоимости добычи.