См. Прогноз на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Рынок труда и доходы населения

Дальнейшее восстановление экономического роста будет способствовать развитию рынка труда: росту потребности в трудовых ресурсах и повышению уровня участия населения в рабочей силе.

Правительством Российской Федерации в среднесрочной перспективе предполагается реализация мероприятий, направленных на содействие занятости населения, в том числе таких категорий, как люди старшего поколения, инвалиды, молодежь, а также лица, находящихся в отпуске по уходу за ребенком.

Развитию рынка труда в среднесрочной перспективе будут способствовать реализация государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", национальных проектов "Демография", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", а также региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов.

Так, повышению профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы, гибкости в управлении трудовыми ресурсами, а также снижению издержек на рынке труда будет способствовать в том числе реализация следующих мер:

- повышение квалификации и обучение безработных граждан;

- цифровизация трудовых отношений и развитие гибких (в том числе удаленных) форм занятости;

- повышение эффективности служб занятости;

- создание и сопровождение информационных систем и цифровых сервисов;

- оказание помощи в поиске работы в рамках социального контракта;

- поддержка предпринимательской деятельности и самозанятости граждан;

- совершенствование механизмов повышения мобильности трудовых ресурсов;

- содействие занятости отдельных категорий граждан (женщин, воспитывающих детей, инвалидов, лиц старшего поколения);

- создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу.

В результате реализации комплекса мероприятий по содействию занятости населения численность занятого населения к 2024 г. увеличится до 72,4 млн человек (в 2020 г. - 70,6 млн человек, в 2019 г. - 71,9 млн человек). При этом среднегодовой уровень безработицы снизится с 5,8% в 2020 г. и 5,0% в 2021 г. до 4,6% в 2022 - 2024 годах.

В результате численность рабочей силы в 2021 - 2024 гг. будет постепенно увеличиваться с 74,9 млн человек до 75,8 млн человек в 2024 году. На отраслевую структуру занятости будут оказывать влияние тенденции, связанные с цифровизацией и роботизацией некоторых производств, реализацией мер по поддержке ИТ-отрасли и отраслей "досугового" типа (за счет реализации национального проекта "Туризм"), ростом сектора образования (в том числе за счет роста непрерывного и дополнительного образования) и здравоохранения (роста спроса на медицинские услуги в связи с демографическими трендами).

В рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" на горизонте до 2024 г. ожидается рост численности, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 24,5 млн человек. Рост этого сектора - основной драйвер роста предпринимательских доходов.

В среднесрочной перспективе динамика заработных плат работников организаций будет определяться изменениями экономической ситуации. На обеспечение устойчивого роста оплаты труда работников будут направлены следующие меры государственной политики:

- ежегодное установление минимального размера оплаты труда (МРОТ) исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной Росстатом за год, предшествующий принятию закона;

- поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации (в том числе в целях решения задач, поставленных Указом Президента Российской Федерации 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", далее - Указ N 474);

- проведение ежегодной индексации заработной платы иных категорий работников организаций бюджетной сферы.

Во внебюджетном секторе рост заработной платы в целом будет определяться динамикой производительности труда и предложением трудовых ресурсов на рынке труда при сохранении спроса на них.

Рост численности занятых при сохранении безработицы на уровне не выше 4,6% в прогнозном периоде и рост реальных заработных плат не менее 2,5% ежегодно будет способствовать увеличению трудовых доходов населения.

В целях повышения доходов граждан будут реализованы меры, в том числе, следующие меры социальной политики:

- установление величины прожиточного минимума на душу населения исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год;

- ежегодная индексация социальных выплат с 1 февраля соответствующего года с учетом уровня инфляции;

- предоставление социальных доплат к пенсии;

- предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации иных социальных выплат и компенсаций отдельным категориям граждан, а также мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

- развитие практики оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам на условиях социального контракта (с 2021 г. введено софинансирование из федерального бюджета расходов всех субъектов Российской Федерации на указанные цели);

- повышение адресности социальных выплат на основании внедрения комплексной оценки нуждаемости с применением механизма "Социального казначейства", систематизация (унификация) мер социальной поддержки, предоставляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, и установление единых основных требований к порядку назначения и осуществления региональных и муниципальных мер социальной поддержки;

- реализация субъектами Российской Федерации региональных программ, направленных на увеличение реальных доходов граждан и снижение уровня бедности;

- предоставление пособий, установленных Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в том числе осуществление с 1 июля 2021 г. ежемесячных пособий женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет;

- осуществление нуждающимся семьям ежемесячной денежной выплаты на детей от трех до семи лет включительно, размер которой с 1 апреля 2021 г. носит дифференцируемый характер (50%, 75% и 100% регионального прожиточного минимума для детей) в зависимости от нуждаемости получателей указанной выплаты;

- предоставление дополнительных мер поддержки семей с детьми в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Таким образом, за период 2022 - 2024 гг. рост реальных располагаемых денежных доходов населения составит 7,6%. При этом опережающими темпами в структуре доходов населения будут расти доходы от собственности и предпринимательской деятельности.