См. Прогноз на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Автомобильный транспорт

Перевозки грузов автомобильным транспортом занимают наибольшую долю в общем объеме перевозок грузов (включая трубопроводный транспорт) - 69% и только 5% в общем объеме грузооборота. В среднесрочный период значительные сдвиги в структуре перевозок грузов не прогнозируются.

Объем коммерческих перевозок автомобильным транспортом в 2020 г. составил 1 443,5 млн тонн, или снижение на -5,4%, а коммерческого грузооборота - 149,9 млрд тонн-км, или снижение на -1,3%. Среднее расстояние перевозки одной тонны коммерческого груза в 2020 г. продолжало расти и составило 103,8 км (в 2019 году - 99,5 км).

Учитывая тенденции, складывающиеся в 2021 году, ожидается увеличение объема перевозок грузов автомобильным транспортом, который составит 1 477,4 млн тонн (2,3%), коммерческий грузооборот прогнозируется на уровне 154,9 млрд тонн-км (3,3%).

Вместе с тем с учетом темпов роста промышленного производства и ВВП в среднесрочной перспективе прогнозируется рост перевозок грузов автомобильным транспортом в 2024 г. до 1 586,2 млн тонн (9,9% к 2020 г.), а грузооборота - до 171,4 млрд тонн-км (14,4% к 2020 году).

Ключевыми факторами конкурентоспособности автомобильного транспорта будут являться гибкость ценообразования и географии перевозок, новая техника и технологии перевозочного процесса, а также интеграция разных видов транспорта при перевозке (интермодальность). На рынке транспортных услуг продолжится тренд роста конкурентоспособности автомобильного транспорта в дальнем сообщении, что будет обусловлено ростом качества грузовых услуг, в том числе развитием логистических технологий и гибким ценообразованием.

Пассажирские перевозки. Развитие автомобильного транспорта определяется прежде всего параметрами занятости населения. Растущая автомобилизация населения и конкурентное давление альтернативных видов транспорта потребуют от автоперевозчиков повышения качества (обновление подвижного состава), регулярности и безопасности оказываемых услуг. В первую очередь это касается малых и средних предприятий, которые в последние годы росли за счет экстенсивных факторов (увеличение количества эксплуатируемых маршрутов и, соответственно, автопарка).

Пассажирооборот автомобильного (автобусного) транспорта, включая легковое такси, в 2020 г. снизился на -29,1% и составил 87,2 млрд пасс-км. Учитывая складывающиеся тенденции к концу года ожидается значительное увеличение пассажирооборота до 102,9 млрд пасс-км (+18%).

В среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение пассажирооборота на автобусном транспорте до 174,9 млрд пасс-км в 2024 году (прирост на 100,5% к 2020 году).

Пассажирооборот городского электрического транспорта (трамваи, троллейбусы, метро) в 2020 г. сократился и составил 36,4 млрд пасс.-км (снижение на -34,3%), было перевезено 3,8 млрд пассажиров (снижение на -34,3%).

В 2021 г. объем пассажирооборота городского электрического транспорта составит 52,8 млрд пасс-км (рост на 45%), обусловленный существенным увеличением пассажирооборота в метро.

При этом пассажирооборот городского электрического транспорта в среднесрочной перспективе будет постепенно возрастать и в 2024 г. может достичь 53,6 млрд пасс-км (рост 47,3% к 2020 году).

Предполагается, что "локомотивом" роста послужит метрополитен, доля в общем объеме перевозок которого в настоящее время составляет более 85%. Росту объемов пассажирооборота метрополитена служат его конкурентные преимущества перед другими видами транспорта (надежность, скорость, пропускная способность), растущий уровень урбанизации в стране, а также ввод в эксплуатацию новых станций.

Инвестиции в дорожное хозяйство в 2020 г. составили 771,7 млрд рублей (рост на 27,9%).

По данным Росстата, в 2020 г. введено 2 388,4 км автомобильных дорог общего пользования, в том числе после строительства - 1 570,8 км и 817,6 км после реконструкции.

В 2020 г. в эксплуатацию после строительства и реконструкции введено 657,5 км автомобильных дорог федерального значения, в том числе Федеральным дорожным агентством - 238,6 км, государственной корпорацией "Российские автомобильные дороги" - 418,9 км, из них 375,6 км - на принципах государственно-частного партнерства.

Завершены строительство и реконструкция следующих наиболее крупных объектов:

- строительство обхода г. Вологды на автомобильной дороге федерального значения М-8 "Холмогоры";

- реконструкция участка федеральной дороги Р-23 Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель - граница с Республикой Беларусь в обход г. Гатчины;

- реконструкция подъезда к г. Новосибирску автомобильной дороги Р-254 "Иртыш" протяженностью 13,5 км;

- реконструкция кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербурга от ст. Горская до Приозерского шоссе, шестиполосный участок протяженностью 14,3 км;

- реконструкция участка трассы Р-21 "Кола" на территории Мурманской области протяженностью 2,6 км;

- строительство транспортных развязок на 43 км автомобильной дороги М-7 "Волга" и на 103 км подъезда к г. Майкопу в Республике Адыгея;

- реконструкция участка км 1024 - км 1036+823 автомобильной дороги М-4 "Дон";

- строительство участка автомобильной дороги граница Республики Калмыкия - н.п. Артезиан Р-215 Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала протяженностью 35 км;

- реконструкция участка автомобильной дороги М-1 "Беларусь" общей протяженностью 9,08 км, в том числе строительство транспортной развязки на км 25 автомобильной дороги М-1 "Беларусь" протяженностью 1,18 км;

- в Республике Крым открыто движение по трассе "Таврида" от г. Керчи до г. Севастополя протяженностью 257 км.

В 2020 г. была продолжена поддержка из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в части реализации мероприятий по развитию автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения. Мероприятия реализовывались в рамках федерального проекта "Коммуникации между центрами экономического роста" и ведомственной целевой программы "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения". При их реализации в 2020 году построены и реконструированы 138,9 км автомобильных дорог.

Кроме того, на развитие автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения в 2020 г. были направлены мероприятия национального проекта "Безопасные качественные дороги".