См. Прогноз на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

О мерах региональной политики по достижению национальных целей

В целях стимулирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе повышения уровня инвестиционной привлекательности, а также достижения национальных целей, определенных Указом N 474, путем распространения действия преференциальных режимов реализуются механизмы поддержки субъектов Российской Федерации.

Одним из таких механизмов является создание особых экономических зон (ОЭЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) и принятым в соответствии с ним постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 398 "Об утверждении критериев создания особой экономической зоны" на территории Российской Федерации создаются ОЭЗ по решению Правительства Российской Федерации.

Сегодня на территории Российской Федерации действуют 39 ОЭЗ четырех типов:

- 20 ОЭЗ промышленно-производственного типа;

- 7 ОЭЗ технико-внедренческого типа;

- 10 ОЭЗ туристско-рекреационного типа;

- 2 портовые ОЭЗ.

По состоянию на 31 декабря 2020 г. на территориях ОЭЗ зарегистрировано 864 резидента, из них в 2020 году - 128, в том числе, по состоянию на 31 декабря 2020 г. зарегистрировано 146 резидентов с участием иностранных инвесторов в составе акционеров (участников) и резидентов, реализующих соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ с привлечением иностранных инвестиций, за период с начала функционирования ОЭЗ, из них в 2020 году - 14 резидентов. На территориях ОЭЗ резидентами создано 46 205 рабочих мест, в том числе за 2020 год 5 585 рабочих мест. На территориях ОЭЗ в соответствии с соглашениями об осуществлении деятельности в ОЭЗ осуществлено инвестиций, в том числе капитальных вложений, на общую сумму 538 624 млн рублей нарастающим итогом.

При этом необходимо отметить, что, несмотря на тяжелую эпидемиологическую ситуацию в связи с новой коронавирусной инфекцией, за 2020 год объем инвестиций, в том числе капитальных вложений, за исключением ОЭЗ туристического кластера, вырос на 15% в отношении среднего значения аналогичного показателя за год в период с 2017 по 2021 год и составил 86 669 млн рублей.

Также в 2020 году количество рабочих мест, созданных на территории ОЭЗ резидентами ОЭЗ, являющимися субъектами МСП и (или) индивидуальными предпринимателями, увеличилось более чем на 1 200 ед. (по сравнению с 2019 г.) и составило 13 108 рабочих мест.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 2016 г. N 643 "О порядке эффективности функционирования особых экономических зон" оценка эффективности осуществляется в отношении каждой ОЭЗ.

В 2021 году на территории Новгородской области создана ОЭЗ промышленно-производственного типа "Новгородская", 10 заявок находятся на рассмотрении в Минэкономразвития России (Ленинградская, Курская, Челябинская, Курганская, Оренбургская, Смоленская, Ивановская области, г. Москва, Чувашская Республика, Кемеровская область - Кузбасс). Всего до конца 2021 г. планируется создание не менее 5 новых ОЭЗ.

Механизм по созданию особых экономических зон, а также преференции, которые предоставляет указанный механизм, являются востребованными и способствуют достижению национальных целей.

Другим преференциальным режимом является создание территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) (далее - ТОСЭР).

По состоянию на 1 июля 2021 г. в рамках компетенции Минэкономразвития России функционирует 92 ТОСЭР, из них: 84 ТОСЭР в моногородах, 5 - в моногородах, являющихся одновременно ЗАТО, и 3 - в ЗАТО.

По состоянию на 1 июля 2021 г. нарастающим итогом на ТОСЭР привлечено 1007 резидентов, в рамках деятельности которых создано 52 315 рабочих мест и привлечено инвестиций в объеме 138 421,32 млн рублей, в том числе 115 244,34 млн рублей капитальных вложений, объем полученной резидентами выручки - 331 641,13 млн рублей.

Таким образом, режим ТОСЭР и его преференции в достаточной мере востребованы среди территорий, на которых расположены монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода).

Минэкономразвития России разработаны механизмы поддержки субъектов Российской Федерации, направленные на создание условий для инфраструктурного прорыва субъектов Российской Федерации.

Одним из таких механизмов является механизм предоставления бюджетных кредитов для финансирования инфраструктурных проектов в регионах, который поддержан Правительством Российской Федерации.

Средства бюджета региона, полученные из федерального бюджета в виде бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, подлежат использованию на проектирование, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт объектов транспортной, инженерной, коммунальной, социальной, туристской инфраструктур, объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков, ОЭЗ, созданных в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ, ТОСЭР, инновационных научно-технологических центров, а также объектов инфраструктуры, необходимых для создания и использования объектов недвижимости жилищного фонда.

Отбор инфраструктурных проектов в целях предоставления бюджетных кредитов осуществляется в рамках установленных субъектам Российской Федерации лимитов бюджетных кредитов и на конкурсной основе.