V. Этапы реформирования электроэнергетики Российской Федерации
V. Этапы реформирования электроэнергетики
Российской Федерации
При проведении реформы электроэнергетики необходимо сочетать по срокам преобразование федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии, разработку правил его функционирования и осуществление мероприятий по реформированию организаций отрасли.
Реформирование электроэнергетики носит последовательный характер и будет осуществляться в три этапа.
Первый этап реформы осуществляется в течение 3 лет. В ходе этого этапа должны быть решены следующие задачи:
разработка нормативной правовой базы реформирования отрасли;
реформирование организаций электроэнергетики;
отработка механизмов функционирования конкурентного оптового рынка электроэнергии.
Первый этап включает в себя две фазы продолжительностью по полтора года каждая.
В рамках первой фазы, носящей в основном подготовительный характер, будут осуществлены следующие мероприятия:
а) подготовка, внесение и принятие необходимых нормативных правовых актов;
б) разработка и утверждение правил работы конкурентного оптового рынка электроэнергии;
в) инвентаризация имущества Российского акционерного общества "ЕЭС России", акционерных обществ энергетики и электрификации и государственного унитарного предприятия "Татэнерго";
г) проведение мер по финансовому оздоровлению, снижению издержек, реструктуризации кредиторской и дебиторской задолженности организаций отрасли;
д) формирование системы раздельного учета затрат по видам деятельности;
е) создание единой системы регулирования;
ж) создание механизма по обеспечению равного доступа к сетевой инфраструктуре;
з) реформирование Российского акционерного общества "ЕЭС России" путем создания:
федеральной сетевой компании в качестве дочернего общества Российского акционерного общества "ЕЭС России" со 100-процентным участием акционерного общества в ее уставном капитале;
генерирующих компаний, которые создаются на базе электростанций Российского акционерного общества "ЕЭС России" в качестве дочерних обществ со 100-процентным участием акционерного общества в их уставных капиталах;
системного оператора, который создается в результате объединения центрального диспетчерского управления и объединенных диспетчерских управлений в качестве дочернего общества Российского акционерного общества "ЕЭС России" со 100-процентным участием акционерного общества в его уставном капитале;
и) реформирование атомной энергетики путем образования одной генерирующей компании;
к) создание администратора торговой системы как некоммерческой организации;
л) развитие инфраструктуры, необходимой для перехода к конкурентному оптовому рынку электроэнергии;
м) формирование платежной системы оптового и розничных рынков электроэнергии;
н) начало реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации и государственного унитарного предприятия "Татэнерго" путем создания ими сетевых компаний в качестве дочерних обществ со 100-процентным участием в их уставных капиталах;
о) присвоение статуса гарантирующих поставщиков реформированным акционерным обществам энергетики и электрификации;
п) на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности):
сохранение регулирования тарифов для поставщиков на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) и тарифов на электроэнергию, отпускаемую с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), в том числе в виде предельных минимальных и максимальных тарифов, за исключением тарифов для независимых производителей, а также производителей, не входящих в Российское акционерное общество "ЕЭС России" как холдинг, систему Федерального агентства по атомной энергии, концерн "Росэнергоатом", акционерные общества энергетики и электрификации и государственное унитарное предприятие "Татэнерго";
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
(см. текст в предыдущей редакции)
введение тарифов на передачу и распределение по электрическим сетям;
установление тарифов на услуги системного оператора, администратора торговой системы, услуги сетевых дочерних обществ акционерных обществ энергетики и электрификации и государственного унитарного предприятия "Татэнерго";
формирование на оптовом рынке электроэнергии сектора продажи по нерегулируемым ценам определенной, одинаковой для всех, доли электроэнергии (5 - 15 процентов выработки) производителями, входящими в Российское акционерное общество "ЕЭС России" как холдинг, систему Федерального агентства по атомной энергии, концерн "Росэнергоатом", акционерные общества энергетики и электрификации и государственное унитарное предприятие "Татэнерго", и всей электроэнергии, выработанной независимыми производителями;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
(см. текст в предыдущей редакции)
прекращение регулирования новых независимых производителей, а также производителей, не входящих в Российское акционерное общество "ЕЭС России" как холдинг, систему Федерального агентства по атомной энергии, концерн "Росэнергоатом", акционерные общества энергетики и электрификации и государственное унитарное предприятие "Татэнерго";
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
(см. текст в предыдущей редакции)
введение формулы образования цены на розничных рынках электроэнергии, зависящей от цены на оптовом рынке электроэнергии;
введение тарифов по зонам суток.
а) завершается реформирование акционерных обществ энергетики и электрификации и государственного унитарного предприятия "Татэнерго";
б) осуществляется объединение реформированных акционерных обществ энергетики и электрификации и их дочерних обществ по видам деятельности;
в) расширяется число субъектов оптового рынка электроэнергии;
г) вводится коммерческая диспетчеризация поставщиков на основе ценовых заявок;
д) совершенствуется платежная система оптового рынка электроэнергии, формируется расчетный центр;
е) запускаются механизмы заключения форвардных и фьючерсных контрактов;
ж) завершается формирование системы прогнозирования спроса;
з) определяется механизм использования сверхприбыли гидроэлектростанций;
и) разрабатываются индивидуальные проекты реформирования изолированных энергосистем и начинается их реализация;
к) разрабатывается механизм социальной реабилитации работников электроэнергетики, высвобождаемых в ходе реформирования отрасли;
л) производится реформирование Российского акционерного общества "ЕЭС России" путем создания независимых обществ с контрольным пакетом акций, принадлежащих государству: федеральной сетевой компании (с сохранением наименования "Российское акционерное общество "ЕЭС России"), системного оператора, генерирующих компаний, созданных на базе электростанций Российского акционерного общества "ЕЭС России", и холдинга, владеющего акциями акционерных обществ энергетики и электрификации. Отдельные электростанции Российского акционерного общества "ЕЭС России" (генерирующие компании) в течение второго этапа могут оставаться в составе указанного холдинга.
В результате первого этапа будут созданы условия для функционирования конкурентного рынка электроэнергии, достигнута финансовая прозрачность организаций электроэнергетики. При этом становление конкурентного оптового рынка будет способствовать дооценке стоимости активов всех участников рынка электроэнергии, что создаст дополнительные факторы, содействующие привлечению инвестиций.
КонсультантПлюс: примечание.
Распоряжение Правительства РФ от 27.06.2003 N 865-р, утвердившее План мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2005 - 2006 годы, утратило силу в связи с изданием Распоряжения Правительства РФ от 05.11.2008 N 1613-р.
Второй этап реформы займет 2 - 3 года и явится периодом становления оптового и розничных рынков электроэнергии на территории Европейской, Уральской и Сибирской энергозон. На этом этапе завершится формирование конкурентного оптового рынка электроэнергии, будет прекращено регулирование тарифов на электрическую энергию и сохранено регулирование тарифов на ее передачу и системные услуги, для чего:
вводятся в действие правила функционирования конкурентного оптового рынка электроэнергии, определяются принципы взаимоотношений его участников и порядок перехода к ценообразованию на основе свободных цен, складывающихся под влиянием спроса и предложения;
заканчивается в основном формирование правовой базы функционирования конкурентного оптового рынка электроэнергии;
создаются независимые сбытовые компании;
рассматривается целесообразность объединения Российского акционерного общества "ЕЭС России" (федеральной сетевой компании) с системным оператором;
формируются условия для развития конкуренции на оптовом и розничных рынках электроэнергии.
В результате будет в основном проведено реформирование отрасли, сформирована система рыночного ценообразования на оптовом и розничных рынках электроэнергии, созданы условия для широкомасштабного привлечения инвестиций.
Третий этап проведения реформы должен быть осуществлен в течение 3 - 4 лет. Его основным содержанием станет обеспечение притока инвестиций в конкурентные сектора электроэнергетики. В ходе этого этапа:
развивается и совершенствуется рыночная инфраструктура;
производится привлечение инвестиций в капитал генерирующих компаний;
развивается система магистральных сетей с расширением сферы оптового рынка электроэнергии;
обеспечивается увеличение доли государства в уставном капитале Российского акционерного общества "ЕЭС России" (федеральной сетевой компании) и в уставном капитале системного оператора.
В результате будет закончено формирование конкурентных оптового и розничных рынков электроэнергии, достигнут высокий уровень конкуренции в секторах производства и сбыта электроэнергии, государство перестанет выполнять несвойственные ему функции хозяйственного управления конкурентными секторами энергетики.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей