Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Приложение Г1

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕРАПИИ

Опросный лист состояния здоровья ребенка (CHAQ)

В этой части мы хотим получить информацию о том, как болезнь Вашего ребенка влияет на его/ее приспособленность к жизни. Вы можете дать любые замечания на оборотной стороне этой страницы. Отвечая на вопросы, Вы должны отметить один ответ, который наиболее полно отражает физически ребенка (среднее состояние в течение всего дня) ЗА ПОСЛЕДНЮЮ НЕДЕЛЮ. ИМЕЙТЕ В ВИДУ ТОЛЬКО ТЕ ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ ОБУСЛОВЛЕНЫ БОЛЕЗНЬЮ. Если ребенок из-за возраста не может выполнить какую либо из функций, применяется термин "Нельзя оценить". Например, если Ваш ребенок из-за возраста с трудом выполняет некоторые функции или не может вовсе их выполнить, но это не связано с его болезнью, используйте термин "НЕЛЬЗЯ оценить".

Без затруднений

Умеренные затруднения

Серьезные трудности

НЕ может выполнить

Нельзя оценить

1. ОДЕВАНИЕ И ТУАЛЕТ

Может ли Ваш ребенок:

- Одеться, включая завязывание шнурков и застегивание пуговиц?

DEL

DEL

DEL

DEL

- Вымыть шампунем свои волосы?

DEL

DEL

DEL

DEL

- Снять носки?

DEL

DEL

DEL

DEL

- Подстричь ногти?

DEL

DEL

DEL

DEL

2. ПОДЪЕМ

Может ли Ваш ребенок:

- Встать с низкого кресла или пола?

DEL

DEL

DEL

DEL

- Лечь и встать с постели либо встать в детской кроватке?

DEL

DEL

DEL

DEL

3. ЕДА

Может ли Ваш ребенок:

- Порезать кусок мяса?

DEL

DEL

DEL

DEL

- Поднести ко рту чашку или стакан?

DEL

DEL

DEL

DEL

- Открыть новую коробку с кукурузными хлопьями?

DEL

DEL

DEL

DEL

4. ХОДЬБА

Может ли Ваш ребенок:

- Ходить вне дома по ровной земле?

DEL

DEL

DEL

DEL

- Подняться на 5 ступеней?

DEL

DEL

DEL

DEL

Укажите, какие ПРИСПОСОБЛЕНИЯ использует Ваш ребенок, выполняя указанные функции:

- Трость

DEL

- При одевании (пуговичный крючок, крючок для молнии, обувной рожок с длинной ручкой и т.д.)

- Ходилки

DEL

- Толстый карандаш или специальные приспособления

- Костыли

DEL

- Специальное или возвышенное кресло

Инвалидное кресло

DEL

- Другие (Уточните: ________________)

Укажите, при каких ежедневных действиях ребенка ему требуется ИЗ-ЗА БОЛЕЗНИ дополнительная помощь других лиц:

- Одевание и Туалет

DEL

- Еда

- Подъем

DEL

- Ходьба

Без затруднений

Умеренные затруднения

Серьезные трудности

НЕ может выполнить

Нельзя оценить

5. ГИГИЕНА

Может ли Ваш ребенок:

- Вымыть и вытереть все тело?

DEL

DEL

DEL

DEL

- Войти и выйти из ванны?

DEL

DEL

DEL

DEL

- Сесть и встать с унитаза или горшка ?

DEL

DEL

DEL

DEL

- Чистить зубы?

DEL

DEL

DEL

DEL

- Причесаться?

DEL

DEL

DEL

DEL

6. ДОСТАТЬ ЧТО-ЛИБО

Может ли Ваш ребенок:

- Взять на уровне головы и опустить вниз тяжелую вещь (большую игру, книги)?

DEL

DEL

DEL

DEL

- Нагнуться и поднять с пола одежду или лист бумаги?

DEL

DEL

DEL

DEL

- Надеть свитер через голову?

DEL

DEL

DEL

DEL

- Повернув шею, посмотреть назад?

DEL

DEL

DEL

DEL

7. СЖАТИЕ

Может ли Ваш ребенок:

- Писать ручкой/карандашом?

DEL

DEL

DEL

DEL

- Открыть дверь автомобиля?

DEL

DEL

DEL

DEL

- Открыть ранее вскрытую банку?

DEL

DEL

DEL

DEL

- Открыть и закрыть водопроводный кран?

DEL

DEL

DEL

DEL

- Отворить дверь, предварительно повернув дверную ручку?

DEL

DEL

DEL

DEL

8. ФУНКЦИИ

Может ли Ваш ребенок:

- Выполнить поручения вне дома, ходить в магазин?

DEL

DEL

DEL

DEL

- Войти и выйти из машины, детской машины, школьного автобуса?

DEL

DEL

DEL

DEL

- Ездить на велосипеде?

DEL

DEL

DEL

DEL

- Выполнять работу по дому (мыть посуду, выносить мусор, пылесосить, работать во дворе, убирать постель и комнату)?

DEL

DEL

DEL

DEL

- Бегать и играть?

DEL

DEL

DEL

DEL

Укажите ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, необходимые ребенку при выполнении следующих функций:

- Приподнятое сидение унитаза

DEL

- Специальная перекладина в ванной комнате

- Специальное сидение в ванной

DEL

- Предметы с длинной ручкой, чтобы что-либо достать?

- Консервный нож

(если банка уже вскрыта)

DEL

- Предметы с длинной ручкой для мытья в ванной?

Укажите повседневные функции, при выполнении которых ребенок ИЗ-ЗА БОЛЕЗНИ нуждается в дополнительной помощи других лиц:

- Гигиена

DEL

- Сжатие и открывание предметов

- Для того, чтобы что-нибудь достать

DEL

- Выполнение поручений и работа по дому

9. БОЛЬ: кроме того, мы хотели бы уточнить сопровождается ли болезнь Вашего ребенка болью или нет?

Если "ДА", оцените, какую боль испытывал Ваш ребенок ЗА ПОСЛЕДНЮЮ НЕДЕЛЮ?

Дайте оценку боли Вашего ребенка, отмечая ее на специальной линии

Без боли 0 100 Очень сильная боль

ФИНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА: Учитывая все негативные стороны болезни, дайте общую оценку состояния здоровья Вашего ребенка, отмечая это на специальной линии:

Очень хорошее 0 ________________________________________________________________

100 Очень плохое

1990 00000033.wmz Original version Singh G et al. 1999 00000034.wmz Cross-cultural adapted version Kuzmina N, Shaikov A et al for PRINTO

Критерии активности болезни Американской коллегии ревматологов (АКР, 2011)

Юношеский артрит с системным началом без активного суставного синдрома:

- лихорадка и оценка активности болезни врачом по ВАШ < 7 из 10 баллов;

- лихорадка в сочетании с жизнеугрожающими проявлениями болезни (серозит) и оценка активности болезни врачом по ВАШ > 7 из 10 баллов.

Юношеский артрит с системным началом с активным суставным синдромом без активных системных проявлений:

- Низкая активность (наличие всех критериев):

- число пораженных суставов <= 4;

- СОЭ или СРБ в норме;

- оценка активности болезни врачом по ВАШ < 4 из 10 баллов;

- оценка общего состояния пациентом или родителем по ВАШ < 2 из 10 баллов.

- Средняя активность (по наличию критериев не соответствует низкой и высокой):

- наличие > 1-го критерия низкой степени и < 3-х критериев высокой активности.

- Высокая активность (наличие >= 3-х критериев):

- число пораженных суставов > 8;

- СОЭ или СРБ выше нормы в 2 раза;

- оценка активности болезни врачом по ВАШ >= 7 из 10 баллов;

- оценка общего состояния пациентом или родителем по ВАШ >= 5 из 10 баллов.

Критерии оценки эффективности противоревматической терапии у пациентов с сЮА

Эффективность терапии оценивается по педиатрическим критериям Американской коллегии ревматологов (АКРпеди) и критериям стадии неактивной болезни/ремиссии C. Wallace et al., 2011, в сроки, указанные в таблице.

Для оценки эффекта по критериям АКРпеди используются следующие показатели:

- число суставов с признаками активного воспаления;

- число суставов с ограничением функции;

- СОЭ или сывороточная концентрация C-реактивного белка;

- общая оценка врачом активности болезни (с помощью 100-мм визуальной аналоговой шкалы - ВАШ);

- оценка пациентом или его родителем общего самочувствия (с помощью ВАШ);

- оценка функциональной способности с помощью опросника CHAQ.

Показатели улучшения АКРпеди 30, 50 и 70 определяются как улучшение, соответственно, на 30, 50 или 70% по сравнению с исходным значением не менее, чем 3 из 6 показателей при возможном ухудшении на 30% не более чем 1 показателя.

Неэффективность препарата констатируется в случае отсутствия 30% улучшения по педиатрическим критериям АКР в течение 3 месяцев.

Критерии стадии неактивной болезни/ремиссии (C. Wallace et al., 2011)

- отсутствие суставов с активным артритом;

- отсутствие лихорадки, сыпи, серозита, спленомегалии или генерализованной лимфаденопатии, типичных для ювенильного артрита; а не типичных?

- отсутствие активного увеита;

- нормальный показатель СОЭ и (или) СРБ;

- отсутствие активности болезни по общей оценке врача (по ВАШ);

- утренняя скованность меньше 15 минут.

Чтобы констатировать отсутствие активности болезни (неактивная фаза болезни), пациент должен удовлетворять всем перечисленным критериям.

Фармакологическая клиническая ремиссия устанавливается в случае, если болезнь находится в неактивном состоянии на фоне лекарственной терапии в течение 6 мес подряд.

Нефармакологическая клиническая ремиссия устанавливается в случае, если болезнь находится в неактивном состоянии в течение 12 месяцев подряд без противоревматических препаратов.

Показатель "Продолжительность ремиссии" выражается в месяцах, прошедших с момента наступления неактивной фазы болезни.