Глава 5. Эксплуатационная проверка, предшествующая выдаче свидетельства эксплуатанта (сертификата)
ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ПРОВЕРКА, ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ ВЫДАЧЕ
СВИДЕТЕЛЬСТВА ЭКСПЛУАТАНТА (СЕРТИФИКАТА)
5.1.1. До решение о выдаче Свидетельства эксплуатанта Полномочный орган ГА проводит подробную оценку эксплуатационных возможностей заявителя. В ходе этой оценки заявитель должен подтвердить соответствие его производственного потенциала заявленному объему авиаперевозок по выбранным маршрутам (регионам), видам авиационных работ и др.
5.1.2. Эксплуатационная проверка заявителя охватывает аспекты его деятельности, связанные в первую очередь с вопросами обеспечения безопасности полетов, а также с вопросами авиационной безопасности.
5.2. Организационная структура и управление
5.2.1. Организационная структура заявителя должна обеспечить управление и контроль предложенных полетов, определить связи, права и обязанности органов управления предприятия. Штатная численность и квалификация управляющего звена должны быть достаточными для выполнения возложенных функций.
5.3. Документы, регламентирующие организацию полетов, воздушные перевозки, работы и услуги
5.3.1. Эксплуатант - заявитель должен иметь нормативные документы, регламентирующие деятельность гражданской авиации в РФ, в том числе на международных линиях (при организации международных полетов). Эксплуатант издает инструкции, пособия и другие документы, регламентирующие организацию летной работы, техническое обслуживание авиационной техники, обеспечение подготовки кадров и др. Такие документы разрабатываются в соответствии с государственными требованиями и правилами обеспечения безопасности полетов, учитывая местные условия.
5.4. Инспектирование работы наземных служб и средств
5.4.1. Инспектирование наземных служб и средств производится с целью определения соответствия профессиональной подготовки личного состава, наземных средств и оборудования установленным требованиям.
Целью этой проверки является определение соответствия авиационного персонала, программ его обучения, наземных средств и оборудования тем задачам, которые обозначены в заявке эксплуатанта. Проверка средств и методов технического обслуживания ВС обычно производится отдельно от проверки других наземных служб и подробно изложены в главе 6 данного Руководства.
5.4.2. Все основные и запасные аэродромы, указанные в заявке, проверяются на их соответствие и пригодность к выполнению авиаперевозок и авиационных работ.
Подобная проверка может быть исключена, когда имеются данные соответствия того или иного аэродрома требованиям установленных норм годности аэродрома или если заявленные аэродромы имеют Свидетельство о государственной регистрации и годности к эксплуатации.
При инспектировании аэродромов подлежат проверке:
- взлетно - посадочная полоса (ВПП);
- перроны и стоянки воздушных судов (ВС);
- освещение, включая светотехническое оборудование ВПП;
- визуальные и невизуальные средства посадки;
- служба управления воздушным движением;
- метеорологическое обслуживание;
- служба аэронавигационной информации;
- наземные средства обслуживания аэродромов;
- противопожарное оборудование;
- средства заправки воздушных судов (ВС);
- способы доставки, посадки (высадки) в ВС пассажиров, загрузки (выгрузки) багажа, почты, грузов;
- препятствия, влияющие на выполнение полетов в зоне аэродрома;
- процедуры инструментального захода и карты с маршрутами захода;
- эксплуатационный минимум аэродрома.
На основе проверки аэродрома Полномочный орган ГА определяет соответствие процедур наземного обеспечения полетов, заявленных эксплуатантом установленным требованиям.
5.4.3. Передвижные механизмы и средства проверяются на соответствие требованиям, предписанным функциям и технике безопасности. Проверке подлежат топливозаправщики, источники питания, кислородные передвижные установки, санитарные и пожарные автомобили, передвижной узел связи, автомашины с радиостанциями внутрипортовой связи, противообледенительные средства и другие механизмы.
5.4.4. Проверка управления воздушным движением включает проверку укомплектования и профессионального уровня диспетчерского состава, соблюдения норм рабочего времени, оборудования рабочих мест, выполнения личным составом норм и правил надежности УВД, проверяются инструкции по производству полетов, порядок взаимодействия служб, обеспечивающих полеты на аэродроме, и другие вопросы управления воздушным движением на соответствие установленным требованиям. Проверяется также наличие соответствующих договоров и контрактов на обслуживание полетов службой УВД и другими службами обеспечения полетов.
5.4.5. Средства связи, электросветотехнического и радиотехнического обеспечения полетов проверяются на подтверждение выполнения предписанных функций:
- соответствие требованиям норм годности и техническим условиям на оборудование;
- организация и обеспечение технической эксплуатации средств РТО и связи в соответствии с государственными требованиями по обеспечению безопасности полетов;
- своевременное проведение летных проверок средств РТО и электросвязи в соответствии с установленными требованиями.
5.4.6. Совместно с представителями Роскомгидромета проверяется метеорологическое обеспечение эксплуатанта.
5.4.7. При инспектировании проверяется, приспособлены ли здания и сооружения для тех функций, которые предполагается в них выполнять, соответствующим образом ли они оборудованы; установлена ли охранная и пожарная сигнализации, средств оповещения. На соответствие установленным требованиям проверяются ангарные сооружения, лаборатории, цехи по ремонту и обслуживанию авиатехники, административные здания, пассажирские комплексы, склады и другие сооружения. Проверяется уровень требуемой пожарной защиты (УТПЗ) аэродрома, минимально необходимого количества действующих пожарных автомобилей и огнетушащих составов (СТС), находящихся на них.
5.4.8. Проверка поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов проводится в соответствии с нормативными документами, регламентирующими ее функционирование. Проверяется техническая оснащенность, состояние готовности дежурных поисковых и аварийно - спасательных сил и средств, соблюдение норматива времени прибытия к месту бедствия для спасания пассажиров и экипажа при авиационных происшествиях.
В процессе инспектирования проверяется умение эксплуатанта обеспечить эвакуацию максимального количества пассажиров с борта ВС, включая экипаж, за время не более 90 секунд. При этом оцениваются действия каждого члена экипажа в ходе эвакуации. Обнаруженные недостатки должны быть устранены до окончания инспектирования.
5.4.9. В процессе инспектирования в обязательном порядке должны быть проверены все службы, осуществляющие обеспечение полетов Заявителя (в том числе и по договорам), а также наличие системы контроля выполнения всех технологических процессов в соответствии с действующими требованиями в ГА Российской Федерации.
а) в соответствии с международными требованиями, изложенными в Приложении 6 к Чикагской конвенции 1944, требованиями законодательства Российской Федерации, регулирующими деятельность воздушного транспорта, а также непротиворечащих ему положений Воздушного кодекса СССР и изданных на его основе нормативных актов, от эксплуатанта требуется ведение определенной документации в отношении осуществляемых им полетов, технического обслуживания ВС и перевозки пассажиров, грузов, багажа. Изучение этой документации должно составлять часть сертификационного процесса для определения того, как осуществлялись полеты в прошлом, как их предполагается осуществлять в будущем, а также для определения соответствия осуществляемых полетов установленным правилам;
б) заявитель обязан представить доступ инспектирующему члену комиссии к документации, содержащей сведения по вопросам эксплуатационной инспекции;
в) при инспектировании проверяется следующая документация:
- документы по организации и выполнению полетов;
- материалы, регламентирующие обеспечение полетов;
- учет летного и рабочего времени экипажа;
- эксплуатационные и бортовые записи;
- документы по организации перевозки пассажиров и грузов;
- учетная и эксплуатационная документация технического обслуживания;
г) при проведении инспекции документации определяется:
- соответствие деятельности заявителя требованиям обеспечения безопасности полетов, установленным правилам и стандартам;
- точность и аккуратность подготовки документа;
- систематизация и эффективность делопроизводства;
- полнота отражения материала.
5.5.2. Документация летного состава, обслуживающего персонала и специалистов УВД:
а) инспекция, проводимая с целью проверки соответствия уровня профессиональной подготовки членов экипажа действующим требованиям, должна включать изучение летных дел (летных книжек) пилота, бортинженера, штурмана и других членов экипажа. Летные дела (летные книжки) членов летного экипажа должны содержать следующие сведения:
- выполняемая в настоящее время работа;
- свидетельство члена летного экипажа - тип, номер, медицинское заключение и квалификационные отметки;
- если требуется отдельное медицинское свидетельство - дата, результаты последнего обследования и медицинское заключение;
- запись о последней квалификационной проверке;
- учет летного времени, включая летное время на воздушном судне, для полетов на котором в настоящее время аттестован данный член экипажа;
- уровни квалификации применительно к определенным маршрутам и аэродромам и допускам по видам работ;
- подтверждение квалификации на должном уровне;
- подтверждение о прохождении начальной и периодической подготовки по правилам и процедурам, применяемым в аварийной обстановке на конкретных воздушных судах согласно аварийному расписанию;
- сведения о прохождении подготовки по действиям при совершении актов незаконного вмешательства на борту ВС.
Личные дела бортпроводников должны содержать следующие сведения:
- выполняемая в настоящее время работа;
- начальная подготовка, включая общий курс и подготовку по правилам и процедурам, применяемым в аварийной обстановке на борту воздушного судна;
- периодическая подготовка по правилам и процедурам, применяемым в аварийной обстановке на конкретных воздушных судах;
- сведения о прохождении подготовки по действиям при совершении актов незаконного вмешательства на борту ВС.
в) Специалисты по УВД. При изучении личных дел необходимо проверить, выполняются ли соответствующие правила, касающиеся выдачи Свидетельств, действующих уровней квалификации и нормирования рабочего времени. Личные дела (Диспетчерские книжки) специалистов по УВД должны содержать следующие сведения:
- срок действия Свидетельства;
- уровень знаний ТТД по типам ВС, необходимый при управлении движением в данной зоне УВД;
- уровень квалификации применительно к пунктам УВД;
- подтверждение квалификации на должном уровне;
- ведение учета рабочего времени;
5.5.3. Учет рабочего времени экипажей, обслуживающего персонала и специалистов УВД
Проверяется организация у Заявителя учета полетного, рабочего и времени отдыха членов экипажей ВС и обслуживающего персонала, а также учет рабочего времени и времени отдыха специалистов УВД. Проводится выборочная проверка фактически отработанного полетного, рабочего времени вышеперечисленных специалистов. Для проверки используются полетные задания, записи средств полетной информации, табели рабочего времени и т.д.
5.5.4. Проверка эксплуатационной и полетной документации проводится для того чтобы убедиться в том, что:
- задание на полет и план полета заполнены правильно, т.е. оформлены точно и содержат всю необходимую информацию;
- должным образом при его подготовке приняты во внимание соответствующие метеорологические сводки и прогнозы;
- бортовой запас топлива был рассчитан в соответствии с принятыми правилами;
- обеспечивается безопасная и правильная загрузка воздушных судов в соответствии с требованиями летно - технических характеристик ВС, ограничениями по массе и центровке, правилами перевозки пассажиров, багажа, грузов почты (опасных грузов) и т.д.;
- выполнено необходимое обслуживание каждого полета службами, обеспечивающими полеты в аэропорту;
Документами, в которых можно найти необходимые сведения, являются следующие:
- задание на полет, штурманский бортжурнал и другая полетная документация;
- эксплуатационные планы полетов;
- ведомости загрузки, сопроводительные ведомости и другая перевозочная документация;
- бортовые журналы, записи средств полетной информации;
- журналы осмотра летного поля и др. документы служб, обеспечивающих полеты.
Заявитель предоставляет необходимую информацию, подтверждающую его финансовую состоятельность (в соответствии с действующим законодательством) и возможность в полном объеме осуществить финансирование мероприятий по безопасности полетов (включая наличие господдержки, спонсорства, кредитов банков и т.п.). При выявлении финансовой несостоятельности заявителю может быть предоставлено время (при наличии мероприятий, утвержденных им и согласованных с Полномочным органом ГА) для оздоровления финансового положения. При этом Полномочным органом ГА предусматриваются меры по ограничению деятельности эксплуатанта, которые отражаются в специальных положениях по эксплуатации, или заявка отклоняется.
5.7. Инспекция летной эксплуатации
После этапа эксплуатационной инспекции проводится ряд инспекционных проверок в ходе полета. Эти проверочные полеты предоставляют заявителю возможность продемонстрировать свою способность производить полеты в соответствии с заявкой и применимыми к данному случаю требованиями и правилами.
Такие проверочные полеты, проводимые в ходе инспекции, предшествующей сертификации и последующего инспекционного контроля, выполняются, как правило, в рейсовых условиях и число наблюдателей на борту воздушного судна должно быть сведено к минимуму. Однако для заявителя обычно желательно иметь на борту воздушного судна должностных лиц эксплуатанта, которые могут принимать решения или брать на себя обязательства от имени заявителя в отношении мер по устранению недостатков.
Порядок выполнения проверочных полетов определяется Полномочным органом ГА.
Заявителю и инспектирующему члену сертификационной комиссии следует планировать проведение мероприятий по программе инспекции летной эксплуатации. Общие задачи проверочных полетов в рамках инспекции должны включать определение:
а) соблюдения экипажем ВС порядка действий в полете, изложенного в Руководстве по производству полетов заявителя, Правилах полетов, Руководстве по летной эксплуатации данного типа ВС, технологии работы экипажа и других документах, регламентирующих организацию летной работы и эксплуатацию ВС в ГА.
б) достаточности средств и оборудования, находящихся в распоряжении летного экипажа, для обеспечения полетов и соблюдение установленных правил;
в) качество (объем, уровень) помощи, оказываемой органом УВД летному экипажу;
г) общего обеспечения наземного обслуживания ВС и помощи летному экипажу при выполнении ими обязанностей на всех аэродромах, используемых заявителем на маршрутах;
д) умение использовать маршрутные средства и оборудование, в том числе принадлежащие другим ведомствам.
Предполетный порядок действий летного экипажа и требования к службам, обеспечивающим полеты на предполетном этапе, должны соблюдаться в соответствии с Правилами полетов, Руководством по организации летной работы, Руководством по летной эксплуатации ВС и другими документами по организации и обеспечению полетов.
а) предполетная метеорологическая консультация и инструктаж по маршруту предстоящего полета;
б) планирование полета (составление флайт - плана);
г) меры, принимаемые командиром воздушного судна и экипажем в период предполетной подготовки для того, чтобы убедиться в:
- годности воздушного судна к полетам;
- наличии полного комплекта приборов и оборудования, требующихся на борту воздушного судна; наличии достаточного бортового запаса топлива и масла, соответствии типа топлива предъявляемым требованиям;
- соблюдении требований к массе и центровке воздушного судна;
- соблюдении ограничений по массе и летно - техническим характеристикам и способности экипажа обеспечить выполнение правил полета;
- правильном расчете критических скоростей (V1, V2 и т.д.), соответствующих условиям взлета;
- правильном распределением груза и надежном его закреплении;
- соответствии Руководству по летной эксплуатации данного типа ВС бортовых аварийно - спасательных средств;
- наличии требуемой полетной документации, которая правильно подготовлена и должным образом утверждена;
- наличии необходимых сборников, руководств, аэронавигационного снаряжения, аэронавигационных карт, схем полета и наличии в них последних изменений и дополнений;
д) заполнение и подписание полетных документов и центровочной ведомости воздушного судна;
е) представление плана полета службе УВД;
ж) прибытие на борт всего экипажа и его инструктаж по расположению и использованию аварийного оборудования, наличию надписей, запрещающих курение, использование поясных привязных ремней, расположению и использованию аварийных выходов, наличие аварийных радиобуев, радиостанций, их исправность;
з) порядок действий при подготовке к запуску двигателей;
и) порядок действий при запуске двигателей;
к) правильная координация действий с наземным персоналом в отношении:
- порядка действий по запуску двигателей;
- буксировки, если это необходимо, после запуска двигателей и до руления;
л) инструктаж летного экипажа перед взлетом.
5.7.4.1. В период перед взлетом инспектору следует следить за следующим:
а) рулением и использованием схемы руления аэродрома;
б) своевременным использованием контрольного перечня операций проверки воздушного судна (по схеме: вопрос - ответ);
в) приемом и регистрацией диспетчерских разрешений, указаний и информаций.
5.7.4.2. В ходе полета инспектирующий должен проверить:
б) знание членами летного экипажа<*>:
- ограничений воздушного судна;
- порядка действий экипажа на борту воздушного судна в нормальных и аварийных условиях;
- систем оборудования воздушного судна;
- правил использования режимов полета;
в) эффективность порядка действий в кабине экипажа;
г) дисциплинированность экипажа, координация его действий и бдительность;
д) умение правильно выбирать необходимый эшелон полета;
е) выполнение членами экипажа технологии работы в полете;
ж) подготовленность членов экипажа для данного полета;
з) прослушивание летным экипажем частот авиакомпании и службы руководства данным полетом;
и) эффективность использования аэронавигационных средств, расположенных на маршруте полета и в конечном аэропорту;
к) знание пилотами маршрутов и аэродромов, включая порядок использования их при чрезвычайных обстоятельствах;
л) соответствие предоставляемой метеорологической информации предъявляемым требованиям и ее использование экипажем;
м) эффективность связи "воздух" - "земля";
н) соответствие аэронавигационных правил и оборудования предъявляемым требованиям;
о) использование диспетчерских разрешений и указаний о требуемых изменениях;
п) соблюдение правил радиосвязи, передачи службе УВД информации о работе радиосвязных и радиомаячных средств и об опасных условиях полета;
р) наличие на борту требуемых полетных документов, например, удостоверения о годности ВС к полетам, свидетельства о регистрации ВС, удостоверений членов экипажа, разрешения на бортовое радиооборудование, свидетельства о техническом обслуживании, Руководства по летной эксплуатации ВС и т.д.;
с) использование документов аэронавигационной информации; особое внимание следует обратить на использование схем захода на посадку и предупреждений текущей информации;
т) достаточность запаса кислорода и его использование для дыхания в полете;
у) уведомление пассажиров об использовании привязных ремней, кислорода и о необходимости воздержаться от курения;
ф) общее соблюдение требований и правил государства - эксплуатанта и других государств, имеющих отношение к данному полету;
х) подготовленность пилотов в отношении ручного и автоматического управления ВС на всех этапах полета;
ц) соблюдение эксплуатационных минимумов.
-----------------------------------------
<*> Примечание. В некоторых случаях инспектор осуществляет проверку после завершения полета.
5.7.5. Послеполетная инспекция
При осуществлении послеполетной инспекции проверяется:
а) использование соответствующих послеполетных контрольных перечней;
б) сообщение об эксплуатационной пригодности ВС и регистрация этих сведений в бортовом журнале;
в) заполнение командиром ВС и членами экипажа бортового журнала, задания на полет и др. полетных документов. Проведение послеполетного разбора;
г) составление соответствующих отчетов о таких инцидентах, как опасное сближение, столкновение с птицами, удары молнии и других необычных явлениях, оказывающих влияние на безопасность полета;
д) соответствие предоставляемого помещения и фактического отдыха предъявляемым требованиям в тех местах, где остановка запланирована для отдыха экипажа;
е) осуществление мероприятий, направленных на оказание помощи экипажу в подготовке к следующему полету, если стоянка является промежуточной.
а) в ходе инспекции в полете инспектор контролирует выполнение бортпроводниками правил инструктажа пассажиров:
- размещение ручной клади, не препятствующее аварийному выходу пассажиров в случае авиационного происшествия;
- предупреждение о воздержании от курения;
- правильное и своевременное использование привязных ремней;
- приведение спинок кресел в исходное положение;
- приемы надевания кислородных масок и ограничения во время пользования кислородом;
- расположение и использование аварийных выходов;
- местонахождение и использование спасательных жилетов, плотов, трапов, желобов;
- ограничения пользования туалетами;
- ограничения по передвижению внутри ВС;
б) инспектирующий контролирует наличие кресел для бортпроводников, оснащение их привязными системами;
в) инспектирующий проверяет знания бортпроводниками местонахождения различных типов аварийного оборудования, т.е. спасательных плотов, аварийной радиоаппаратуры, комплектов первой медицинской помощи и т.д. и правил пользования этим оборудованием, а также их конкретных обязанностей во время таких аварийных ситуаций, как вынужденная посадка на воду или аварийная эвакуация. Навыки бортпроводников необходимо оценивать по эффективности исполнения ими обязанностей и выполнению своих функций в отношении требования от пассажиров соблюдения их указаний и установленных правил.
5.7.7. Недостатки, обнаруженные при инспекции
5.7.7.1. Неудовлетворительные условия, выявленные проверяющими членами комиссии, доводятся до сведения заявителя с целью их последующего исправления. До осуществления последующих полетов и ввода в действие коммерческих перевозок заявителю следует предоставить возможность устранить недостатки, влияющие на безопасность полетов.
5.7.7.2. Недостатки, подлежащие обязательному устранению:
а) член летного экипажа не имеет надлежащей подготовки, например, ему требуется помощь со стороны другого члена экипажа или инструктора;
б) член летного экипажа не знает в достаточной мере воздушного судна, систем, порядка действия на борту или летно - технических характеристик;
в) недостатки воздушного судна и / или неисправности систем;
г) не соответствующий необходимым требованиям контроль за массой и центровкой или распределением загрузки;
д) неудовлетворительное руководство полетами;
е) неприемлемая методика или практика обслуживания пассажиров;
ж) неправильный порядок технического и общего обслуживания ВС;
з) нарушение требований к радиотехническому обеспечению полетов;
и) отсутствие необходимого обеспечения полетов при выполнении авиационных работ (строительно - монтажных, АХР и др.).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей