Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Глава 10. Лизинг, аренда, чартер и обмен воздушными судами

ГЛАВА 10

ЛИЗИНГ, АРЕНДА, ЧАРТЕР И ОБМЕН ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ

10.1. Общие положения

10.1.1. Данный материал включается в настоящее Руководство с тем, чтобы отразить основные правовые и эксплуатационные особенности, которые должны учитываться при сертификации эксплуатанта, когда он использует воздушные суда по договорам лизинга <*>, аренды, чартера <**> или обмен воздушными судами.

-------------------------------

<*> Лизинг ВС - долгосрочная аренда ВС с правом их выкупа после окончания договора аренды или досрочного внесения остающейся части платежей, если это определено договором долгосрочной аренды. Бухгалтерский учет стоимости и износа по ВС и страхование осуществляются в этом случае арендатором - лизингополучателем.

<**> Чартер ВС аренда ВС на период выполнения конкретной по номенклатуре и объему работы, оговоренной в договоре с заказчиком - фрахтователем.

10.1.2. Если сторонами договоров лизинга, аренды, чартера или обмена ВС являются юридические лица Российской Федерации, при выдаче лизингополучателю, арендатору, фрахтовщику, участнику обмена ВС Свидетельства эксплуатанта или при инспектировании его деятельности применяется законодательство РФ, касающееся сертификации эксплуатантов. Конкретные обязательства сторон фиксируются в договоре. Они должны полностью обеспечивать выполнение требований, предусмотренных в законодательстве и нормативных актах относительно безопасной эксплуатации ВС и поддержания их летной годности.

При подаче заявки на выдачу Свидетельства эксплуатанта заявитель должен до начала полетов представить копию соответствующего договора и необходимую документацию в соответствии с Приложениями 3 - 9 и внести изменения в судовые документы согласно Правилам Государственной регистрации ВС Российской Федерации.

Правила нанесения государственных опознавательных знаков на гражданские воздушные суда, символов, надписей также устанавливается в действующих Правилах Государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации. Данные Правила применяются при использовании гражданских ВС по договорам лизинга, аренды, чартера или обмена воздушными судами.

10.1.3. Если сторонами договоров лизинга, аренды, чартера или обмена ВС являются юридические лица Российской Федерации иностранного государства, то при сертификации эксплуатанта Российской Федерации или выдаче разрешения на эксплуатацию ВС в Российской Федерации иностранному эксплуатанту прежде всего требуется определить, какое государство (государство регистрации воздушного судна или государство эксплуатанта) несет ответственность за организацию контроля безопасной эксплуатации ВС, поддержания их летной годности и, соответственно, правила эксплуатации какого из этих государств должны применяться. Договоры аренды, лизинга, чартера или обмена ВС между юридическими лицами Российской Федерации и иностранного государства должны соответствовать действующему законодательству Российской Федерации, межправительственным договорам (соглашениям) о воздушном сообщении, положениям Конвенции о международной гражданской авиации и связанных с ней Приложений.

Если заявитель запрашивает разрешение на эксплуатацию арендованных ВС, зарегистрированных в другом государстве, должны быть заключены соответствующие соглашения между государством эксплуатанта и государством регистрации или соответствующими Полномочными органами ГА, касающиеся Ответственности за сохранение летной годности ВС в соответствии с Приложениями 6 и 8 к Конвенции о международной гражданской авиации.

При сертификации эксплуатанта РФ порядок летной и технической эксплуатации ВС, зарегистрированных в иностранном государстве, определяется Полномочным органом ГА РФ. До начала полетов эксплуатант представляет соответствующие дополнения в Руководство по производству полетов и Руководство по технической эксплуатации ВС для согласования с Полномочным органом ГА.

10.1.4. Эксплуатант, желающий использовать ВС приобретенные по договору лизинга, аренды, чартера и получить Свидетельство эксплуатанта, должен представить в Полномочный орган ГА Российской Федерации следующие данные:

- заявку, заполненную по форме Приложения 3;

- необходимую документацию по форме Приложения 4;

- имя и адрес собственника ВС, указанного в реестре воздушных судов;

- государство регистрации и регистрационные знаки на каждое ВС;

- имя, адрес лизингополучателя (арендатора) или лица, ответственного за непосредственный оперативный контроль эксплуатации ВС согласно договору лизинга, включая письменное заявление, удостоверяющее, что данное лицо и стороны договора лизинга осведомлены об ответственности за соблюдение действующих правил;

- копию договора лизинга (аренды, чартера) или описание положений и условия договора.

10.1.5. Учитывая, что государственные правила, определяющие порядок технической эксплуатации и ремонт в государстве, где воздушное судно изготовлено, отличаются от российских, необходимо произвести экспертизу этих правил по сравнению с установленными в ГА РФ правилами по технической эксплуатации и ремонту. При выявлении несоответствий указанных правил до регистрации ВС Полномочным органом ГА должно быть оформлено соответствующее дополнение к ним или определен порядок эксплуатации данного типа ВС. Заявитель в этом случае разрабатывает порядок летной и технической эксплуатации ВС (Руководство по производству полетов, технической эксплуатации данного типа ВС) и согласовывает его с Полномочным органом ГА.

10.1.6. Для внесения в Государственный реестр гражданских ВС Российской Федерации требуется, чтобы ВС соответствовало установленным в Российской Федерации нормам летной годности, что подтверждается соответствующим сертификатом и решением Полномочного органа ГА о допуске к полетам в гражданской авиации Российской Федерации данного типа воздушного судна.

10.1.7. При передаче гражданских ВС Российской Федерации с экипажем в аренду (субаренду), лизинг, чартер или по договору обмена ВС другому государству без исключения из Государственного реестра гражданских ВС Заявитель обязан пройти сертификацию в установленном данном Руководством порядке и получить Свидетельство эксплуатанта для выполнения международных полетов.

Действующий эксплуатант в этом случае, до начала выполнения полетов, обязан представить дополнение к заявке по форме Приложения 3 и необходимую документацию (Приложение 4), с приложением копии договора (контракта) в Полномочный орган через региональное управление ВТ для рассмотрения и внесения необходимых изменений в специальные положения по эксплуатации.

При передаче гражданских ВС Российской Федерации в аренду, лизинг с исключением его из Государственного реестра, эксплуатант представляет сведения в Полномочный орган для исключения ВС из Реестра в соответствии с Правилами регистрации гражданских ВС, а также заявку о внесении изменений в необходимую документацию по форме Приложения 3 с приложением копии договора (контракта).

10.1.8. Порядок совместного использования ВС, обмен воздушными судами и оборудованием определяется договором между эксплуатантами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, межправительственными договорами (соглашениями), положениями Конвенции о международной гражданской авиации и связанных с ней Приложений.

В этом случае до начала полетов все эксплуатанты (участники договора) представляют в Полномочный орган ГА в установленном Руководством порядке соответствующие изменения в необходимую документацию с приложением копии соответствующего договора для получения специальных положений по эксплуатации (часть F).

10.1.9. В договорах лизинга, аренды, чартера и обмена ВС должен быть предусмотрен порядок отнесения расходов на сертификацию и инспектирование в соответствии с Законом РФ "О сертификации продукции и услуг" от 10.06.93 за счет арендодателя (лизингодателя, фрахтователя) или арендатора (лизингополучателя, фрахтовщика), одного или нескольких участников обмена ВС.

10.2. Лизинг.

10.2.1. При лизинге собственником ВС остается лизингодатель. Лизингополучатель (арендатор) получатель ВС в исключительное пользование на весь срок действия договора при условии своевременного внесения согласованных платежей. Права и обязанности эксплуатанта в отношении получаемого ВС определяются непосредственно в договоре о лизинге.

Существует два вида лизинга ВС:

- "мокрый" (wet) с предоставлением летного экипажа;

- "сухой" (dry) или "чистый" - без экипажа.

В Российской Федерации лизинговые операции в связи с отсутствием специального законодательства регламентируется нормами, регулирующими долгосрочную аренду.

10.2.2. "Мокрый" лизинг.

10.2.2.1. При лизинге ВС с экипажем непосредственный оперативный контроль за ВС, как правило, осуществляет лизингодатель - эксплуатант, представляющий летный экипаж. В своих действиях, связанных с безопасностью эксплуатации ВС и поддержанием его летной годности, он руководствуется законодательством государства регистрации ВС и полномочиями, предоставленными ему Свидетельством эксплуатанта.

10.2.2.2. При "мокром" лизинге иностранных ВС экипаж ВС состоит из иностранных граждан. Между тем, согласно российскому законодательству, в состав экипажей гражданских воздушных судов, используемых эксплуатантами Российской Федерации, могут входить лишь граждане Российской Федерации. Изъятие из этого правила могут иметь место только по решению Совета Министров - Правительства РФ, с последующим соблюдением требований Полномочного органа ГА.

10.2.3. "Сухой" лизинг.

10.2.3.1. При "сухом" лизинге ВС непосредственный оперативный контроль, как правило, осуществляет лизингополучатель, обеспечивающий летный экипаж. Для этого требуется либо внесение ВС в реестр гражданских ВС государства лизингополучателя, либо согласие государства регистрации на передачу всех или части своих функций по обеспечению безопасной эксплуатации ВС государству эксплуатанта, как это предусмотрено Чикагской конвенцией.

10.2.3.2. Полномочный орган ГА в установленном порядке решает вопросы ответственности по поддержанию уровня квалификации специалистов в соответствии с требованиями государства регистрации, а также по обеспечению соблюдения установленных государством регистрации норм по поддержанию летной годности ВС, полученных по "сухому" лизингу.

10.2.3.3. В процессе эксплуатации иностранных ВС эксплуатант обязан руководствоваться предписаниями Свидетельства, в котором Полномочным органом согласованы правила, установленные Государством регистрации в отношении ВС, взятых по лизингу.

10.2.3.4. Выдав разрешение эксплуатанту на эксплуатацию ВС, зарегистрированных в другом государстве на основании соответствующего соглашения, как это предусмотрено в Чикагской конвенции, Полномочный орган ГА обязан тщательно контролировать эксплуатацию и обслуживание ВС, полученных по договору о лизинге. Обнаружив отступление у эксплуатанта от определенных требований государства регистрации, Полномочный орган ГА обязан приостановить эксплуатацию ВС и известить об этом его компетентный орган государства регистрации.