Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Глава 6. Инспектирование технического обслуживания

ГЛАВА 6

ИНСПЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

6.1. Общие положения

6.1.1. От заявителя требуется обеспечить наличие определенной производственной структуры, располагающей подготовленным персоналом, производственными зданиями, сооружениями, оборудованием, технической документацией и другими средствами, необходимыми для технического обслуживания и ремонта (ТОиР) <*>, поддержания ВС в состоянии эксплуатационной готовности и годности к полетам.

Заявитель обязан предусмотреть в своей деятельности контроль надежности авиационной техники, использование результатов этого контроля для поддержания летной годности воздушных судов и устранения причин отказов авиационной техники.

---------------------------------------

<*> Далее - техническое обслуживание (ТО)

6.1.2. Заявитель, претендующий на получение сертификата на эксплуатацию воздушных судов определенного типа (типов), должен доказать возможности выполнения их ТО собственными силами и средствами или в организации(ях) по техническому обслуживанию и ремонту, по данному типу ВС и необходимым видам работ в соответствии с требованиями и процедурами, установленными полномочным органом ГА.

6.1.3. Заявитель должен обеспечивать техническое обслуживание и располагать своей собственной организацией по ТО либо поручает его частично или полностью организации, не входящей в структуру заявителя, при условии, что она признана, утверждена Полномочным органом ГА в качестве компетентной организации для выполнения конкретного типа порученных работ.

В случае поручения ТО другой организации процедуры сертификационной инспекции, которые здесь рассматриваются, распространяются и на эту другую организацию независимо от ее местоположения.

6.1.4. В случае, если ТО осуществляется по договору в другой организации, заявитель также должен иметь в своей структуре орган технического обслуживания, обеспечивающий организацию и контроль за своевременностью и качеством проведения ТО ВС и поддержанием их летной годности.

6.1.5. Если заявитель добивается разрешения на эксплуатацию арендованных ВС, которые зарегистрированы в другом государстве, то должны быть заключены соответствующие межправительственные соглашения между государством эксплуатанта и государством регистрации, касающиеся ответственности за сохранение летной годности ВС, или эксплуатант должен получить сертификат на воздушное судно в Российской Федерации или признание удостоверения о годности гражданского ВС иностранного государства в установленном порядке.

6.1.6. При выполнении международных полетов эксплуатант должен предусмотреть ТО в аэропортах других стран своими представителями или путем заключения договора с организацией гражданской авиации, имеющей представительства в аэропортах других стран ТО в аэропортах других стран должно осуществляться в соответствии с "Положением об инженерно - авиационном обеспечении полетов на международных воздушных линиях", утверждаемом Полномочным органом ГА.

6.2. Организация технического обслуживания

6.2.1. Организация ТО у заявителя должна иметь структуру, предусматривающую обеспечение всего технологического процесса ТО с разделением обязанностей всех сотрудников, включая руководителей процессов технической эксплуатации (монтажа оборудования и технического обслуживания), а также технического контроля (ОТК).

6.2.2. При инспектировании организации ТО заявителя проверяется:

- организация ТОиР соответствует требованиям НТЭРАТ ГА;

- имеется Руководство (Положение) по техническому обслуживанию авиационной техники, которая разрабатывается данной организацией по ТО;

- имеется сертифицированная система контроля количества технического обслуживания ВС согласно сертификационным требованиям к системе контроля качества технического обслуживания ВС и методикам проведения сертификации системы контроля качества технического обслуживания ВС, утвержденным Полномочным органом ГА;

- инженерно - технический персонал имеет сертификат на выполнение конкретного вида работ по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники согласно сертификационным требованиям к персоналу и Руководствам по порядку сертификации технического персонала, утвержденным Полномочным органом ГА;

- имеется в необходимой комплектности нормативно - техническая, эксплуатационная и ремонтная документация, отвечающая требованиям государственных стандартов, организована ее метрологическая поверка;

- производственные помещения по функциональному назначению, техническим характеристикам и площадям соответствуют требованиям технологии ТОиР и действующим нормативам;

- оборудование по составу и техническому состоянию отвечает требованиям технологии, организована метрологическая экспертиза КИП и КПА;

- обеспечивается выполнение действующих на воздушном транспорте требований, правил и норм по ТО ВС;

- имеется в наличии эффективная система информационного обеспечения:

а) управления процессами ТОиР;

б) оценки технического состояния и диагностики авиационной техники;

в) сбора, обработки, анализа и оценки надежности авиационной техники;

г) назначения и исключения работ по ТОиР;

д) учета выполнения работ;

е) расшифровки средств объективного контроля полетной информации в соответствии с установленными нормативами;

- обеспечивается порядок оформления документации на выполненные ТО, ремонт и другие работы на авиационной технике;

- имеется система контроля и учета ТО, контроль за ресурсами, работами по бюллетеням промышленности и пр., соответствующая принятым в Российской Федерации положениям и обеспечивающая установленную полноту;

- обеспечивается наличие запасов (оборотного фонда) и пополнения запасных частей, специальных смазок и жидкостей, расходных материалов и т.п., необходимость в которых возникает при ТО);

ж) обеспечивается контроль правил летной и технической эксплуатации воздушных судов и работоспособности бортовых систем по материалам средств объективного контроля по программам и нормативам обработки полетной информации, введенным Полномочным органом ГА.

6.2.3. Подробные сведения о проверяемой организационной структуре и функциях по различным направлениям деятельности заявителя, а также о требованиях, предъявляемых к техническому обслуживанию, должны быть включены в Руководство (Положение) по техническому обслуживанию авиационной техники заявителя (Приложение 4).

6.3. Средства технического обслуживания

6.3.1. Для проверки на соответствие нормативным документам, предъявляемым государственным требованиям средств ТО, члены сертификационной комиссии проверяют средства ТО, а также мастерские и их оборудование, стенды для испытания двигателей и их оборудование, цехи и лаборатории текущего ремонта и проверки агрегатов, приборов и специальной аппаратуры, склады запчастей и т.д.

6.3.2. Инспекции подвергаются все средства каждого структурного подразделения, которые используются для технического обслуживания ВС.

6.3.3. Ответственный инспектор имеет право привлекать к проверке средств ТО в порядке помощи компетентных специалистов технического отдела и других подразделений заявителя.

6.4. Сертификация технического обслуживания

6.4.1. Во время проведения инспекции организации по техническому обслуживанию заявителя следует произвести проверку в каждом подразделении технического обслуживания, чтобы убедиться, что лица, занимающиеся поддержанием летной годности воздушного судна, обеспечивающие техническое обслуживание и контроль, дающие воздушному судну допуск к полету, имеют соответствующие удостоверения или эквивалентные свидетельства о квалификации, требуемой для персонала, работающего в утвержденной организации по техническому обслуживанию, что выполняется анализ качества, повторных дефектов и разрабатываются мероприятия по профилактике опасных отказов и неисправностей.

6.4.2. Дополнительные подробные инструктивные указания по вопросам инспекции технического обслуживания при сертификации эксплуатанта, а также по вопросам разработки эксплуатантом Руководства по ТО и подготовки специальных положений по эксплуатации, относящихся к ТО, содержатся в Руководстве ИКАО по организации работ в области летной годности (ДОС 9389 - /919), которые следует рассматривать как дополнение к материалу, содержащемуся в настоящей главе. (Эти дополнения будут внесены в Руководство при издании его в постоянной редакции.)

6.5. Подготовка персонала технического обслуживания

Инспектор проверяет:

а) наличие и выполнение планов повышения квалификации инженерно - технического персонала и рабочих, освоения ими смежных профессий, переподготовки на новую авиационную технику, обеспечение заявками и договорами, соответствующими учебно - тренировочными центрами и учебными заведениями;

б) наличие и полноту содержания программ повышения квалификации и изучения новых методов ТО и ремонта на собственной учебной базе; оснащение учебных классов для проведения такой подготовки;

в) выборочно - поддержание у инженерно - технического персонала требуемого уровня знаний и практических навыков по ТО рассматриваемых типов ВС.

6.6. Учетная документация по техническому обслуживанию

При инспекции технического обслуживания проверяется учетная документация по авиационной технике и ее ТОиР:

а) ведется учет:

- наработки каждого воздушного судна в целом, его ремонтов, выполнения доработок и периодических форм обслуживания; замены агрегатов и комплектующих изделий;

- наработки (по режимам) каждого авиадвигателя, его ремонтов, выполнения доработок и периодических форм обслуживания, своевременной замены и регулирования агрегатов;

- наработки комплектующих изделий и агрегатов (в том числе с ограниченным ресурсом), их проверок, регулировок и обслуживания, установки и снятия с ВС;

б) своевременно оформляются бортовые (технические) журналы ВС;

в) оформляется и хранится установленное время производственная документация на ТО: карты - наряды, пооперационные ведомости, наряды на дефектацию, программа поиска и устранения неисправностей и др., которые должны формировать дела технического обслуживания ВС.