Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Глава 8. Контроль над эксплуатантами, имеющими свидетельства

ГЛАВА 8

КОНТРОЛЬ НАД ЭКСПЛУАТАНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ СВИДЕТЕЛЬСТВА

8.1. Общие положения

8.1.1. Постоянный контроль со стороны Полномочного органа ГА за полетами, осуществляемыми эксплуатантами, имеющими Свидетельство, является неотъемлемой частью системы сертификации и важным элементом ответственности государства за обеспечение для населения безопасных и надежных воздушных коммерческих перевозок и авиационных работ.

8.1.2. Выполнение этой задачи осуществляется Полномочным органом ГА - и его представителями в регионах - региональными управлениями ВТ, на которых возложена обязанность осуществлять контроль за обеспечением эксплуатантами безопасности полетов ВС.

8.1.3. Права, обязанности, ответственность, формы и методы проверок, проводимых Полномочным органом ГА и региональными инспекторскими органами, определены в настоящем Руководстве, а также соответствующих положениях об отделах Департамента ВТ, региональных управлений воздушного транспорта, Главной инспекции по безопасности полетов гражданских воздушных судов Российской Федерации.

8.1.4. Региональные управления ВТ, которые осуществляют контроль за деятельностью эксплуатантов на своей территории, обязаны планировать и проводить в соответствии с требованиями данного Руководства периодические проверки эксплуатантов, своевременно рассматривать дополнения к заявке эксплуатантов, вносить изменения в специальные положения по эксплуатации и информировать отдел сертификации эксплуатантов ВТ ДВТ для внесения этих изменений в реестр эксплуатантов Российской Федерации.

8.1.5. В Свидетельстве эксплуатанта устанавливается дата прекращения его действия. За 30 дней до истечения срока действия Свидетельства эксплуатант должен обратиться с заявлением о продлении Свидетельства. Порядок сертификации заявителя при продлении срока действия Свидетельства аналогичен первоначальной сертификации. При этом проверяется документация, проводится эксплуатационная инспекция <*>.

-------------------------------

<*> Эксплуатационная инспекция может быть совмещена с инспекцией согласно п. 9.4.7.1.

8.1.6. Объем и порядок проведения периодических инспекторских проверок эксплуатантов определен в разделах 1 - 9 настоящего Руководства.

8.2. Программа инспекционного контроля

8.2.1. Периодичность проведения плановых инспекторских проверок эксплуатантов устанавливает Полномочный орган ГА и региональные управления воздушного транспорта в соответствии с настоящим Руководством (разделы 1 - 9, п. 9.4.7.1), при этом необходимо особое внимание уделять эксплуатантам, получившим Свидетельство впервые.

Основанием к проведению внеплановой инспекторской проверки для Полномочного органа ГА и регионального управления могут служить следующие обстоятельства:

а) снижение требований к проф. подготовке персонала, значительное сокращение или текучесть кадров;

б) задержки в выплате заработной платы;

в) снижение требований к безопасности эксплуатации;

г) отказ в кредите, предоставлявшемся ранее эксплуатанту кредиторами;

д) не отвечающее требованиям техническое обслуживание ВС;

е) нехватка в снабжении и запасных частях;

ж) сокращение числа коммерческих полетов или уменьшение их частоты;

з) продажа воздушных судов или других основных видов оборудования или возвращение их прежним владельцам.

8.2.2. При выявлении финансовых трудностей региональным управлениям ВТ следует усилить технический надзор за полетами, уделяя внимание поддержанию требований по безопасности полетов, а также направлять информацию полномочному органу ГА с тем, чтобы были приняты меры по предупреждению авиационных происшествий и защите интересов потребителей.

8.2.3. В течение всего периода контроля Полномочному органу ГА и региональному управлению ВТ следует определять эффективность методов или систем, которые намерен использовать эксплуатант, чтобы обеспечить соблюдение положений, указанных в Свидетельстве эксплуатанта и специальных положениях по эксплуатации, а также в Руководстве по производству полетов, Руководстве по техническому обслуживанию.

8.2.4. Изучаются договоры об аренде воздушных судов и договорные мероприятия эксплуатанта, проводимые в отношении технического и общего обслуживания воздушных судов или подготовки персонала и т.д., и при этом следует устанавливать, приносят ли данные мероприятия положительные результаты в том, что касается удовлетворения требований к безопасности полетов.

8.2.5. В период осуществления инспекционного контроля проверяется программа подготовки кадров для обеспечения сохранения уровня подготовки персонала, продемонстрированного во время первоначальной сертификации.

8.2.6. Выполняемая Полномочным органом и региональным управлением ВТ программа контроля за работой эксплуатанта, имеющего Свидетельство, имеет целью:

а) установить, что эксплуатант осуществлял, осуществляет и имеет реальную возможность осуществлять полеты в соответствии с установившейся эксплуатационной практикой, положениями Свидетельства эксплуатанта, руководствами по производству полетов и техническому обслуживанию, требованиями и правилами, регламентирующими деятельность гражданской авиации Российской Федерации;

б) обеспечить, чтобы все изменения в применимых к данной области требованиях, правилах и нормах, а также в Свидетельстве эксплуатанта, или изменения по совершенствованию эксплуатационной практики применялись и, по необходимости, находили свое отражение в Руководствах и инструкциях по производству полетов, техническому обслуживанию и подготовке кадров, подготавливаемых эксплуатантом;

в) предоставлять Полномочному органу ГА рекомендации по изменению документации или проводимой политики, если инспекционные проверки указывают на то, что такие действия приведут к повышению безопасности полетов;

г) установить, следует ли продлить действие прав, предоставленных Свидетельством эксплуатанта, или это действие временно приостановить, прекратить вообще или заменить действием дополнительных эксплуатационных ограничений.

8.2.7. На всех этапах осуществления программы контроля уровни возможностей и компетентности эксплуатанта должны быть равны тем, которые требовались от него во время первоначальной сертификации, или превышать их, и поэтому действие его прав как обладателя Свидетельства эксплуатанта следует продлить.

8.2.8. В итоге программа инспекционного контроля должна позволить получить всеобъемлющую и окончательную оценку сохраняемой компетентности эксплуатанта. Кроме того, в соответствующих отчетах об инспекционной проверке необходимо указывать, являются ли система и процедуры инспекции и надзора, используемые Полномочным органом ГА, эффективными для определения компетентности эксплуатанта, учитываемых фактов соответствия авиационным требованиям и его возможностей в целом.

8.3. Действия при постоянном контроле

8.3.1. В случае выявления в процессе выполнения программы контроля за работой эксплуатанта недостатков следует определить их причину, предпринять безотлагательные действия по их устранению и приступить к последующей проверке для определения эффективности этих действий.

8.3.2. Если программа инспекционного контроля и соответствующие отчеты о проверке покажут, что эксплуатант нарушил или оказался не в состоянии соблюдать необходимые сертификационные требования или условия, а также специальные положения по эксплуатации, оговоренные в Свидетельстве эксплуатанта, начальник регионального управления, отвечающий за осуществление контроля, должен незамедлительно сообщить эксплуатанту об обнаруженных недостатках и потребовать принять меры по их устранению в пределах установленного времени. Если эксплуатант не устраняет недостатки в установленные сроки, начальник регионального управления обязан немедленно информировать об этом полномочный орган ГА и внести свои предложения о степени необходимых ограничений прав эксплуатанта, предоставляемых Свидетельством эксплуатанта. В случаях, если выявлены недостатки в деятельности эксплуатанта, угрожающие безопасности полетов, начальник Регионального управления ВТ, начальник Отдела сертификации эксплуатантов ВТ ДВТ имеет право приостановить действие Свидетельства эксплуатанта и информировать об этом руководство Полномочного органа ГА.

Руководство Полномочного органа ГА направляет эксплуатанту соответствующее указание об устранении в назначенный срок выявленных нарушений. Если эксплуатант не имеет возможности устранить недостатки, он должен в установленный срок уведомить об этом полномочный орган ГА, который принимает решение об аннулировании Свидетельства. В этом случае эксплуатант должен незамедлительно возвратить Свидетельство Полномочному органу ГА.