Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Предвзятость

3.13.П1. При выявлении, оценке угроз нарушения основных принципов этики и принятии мер в ответ на указанные угрозы на профессиональное суждение влияет фактор осознанной или неосознанной предвзятости.

3.13.П2. Примерами потенциальной предвзятости при использовании профессионального суждения являются, в частности:

а) предвзятость, связанная с "эффектом якоря" - склонность использоваться исходную информацию в качестве "якорной" привязки, относительно которой неадекватно оценивается последующая информация;

б) предвзятость в отношении автоматизации - склонность отдавать предпочтение результатам, сформированным в автоматизированных системах, даже в тех случаях, когда здравый смысл или наличие противоречивой информации поднимают вопрос о надежности таких результатов и их пригодности для конкретной цели;

в) предвзятость в отношении доступности - склонность придавать больше веса событиям или опыту, которые сразу же приходят на ум или которые более доступны, чем другие;

г) предвзятость в отношении подтверждения - склонность придавать больше веса информации, которая подтверждает существующее убеждение, чем информации, которая противоречит ему или подвергает его сомнению;

д) групповое мышление - склонность группы лиц препятствовать влиянию творческого подхода или точке зрения отдельного лица и, в результате, принимать решение без критической оценки или рассмотрения альтернатив;

е) предвзятость, связанная с переоценкой собственных сил - склонность переоценивать собственную способность делать верные оценки или суждения;

ж) предвзятость, связанная с "эффектом репрезентации" - склонность основывать понимание на образцах опыта, событий или точек зрения, которые считаются репрезентативными;

з) предвзятость, связанная с избирательным восприятием - склонность видеть конкретный вопрос, событие или человека под влиянием личных ожиданий.

3.13.П3. Примеры действий, которые могут снизить влияние предвзятости, включают следующие:

а) привлечение экспертов для получения дополнительной информации;

б) проведение консультаций с другими лицами для обеспечения надлежащего критического взгляда в ходе оценки;

в) прохождение обучения по вопросам выявления факторов предвзятости.