Нормы бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока

Нормы бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов,

которые могут выдаваться работникам вместо молока

N п/п

Наименование пищевого продукта

Норма выдачи за смену

1.

Кисломолочные жидкие продукты, в том числе обогащенные, с содержанием жира до 3,5% (кефир разных сортов, простокваша, ацидофилин, ряженка), йогурты с содержанием жира до 2,5%

500 г

2.

Творог не более 9% жирности

100 г

3.

Сыр не более 24% жирности

60 г

4.

Продукты для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда

Устанавливается в заключении, разрешающем их применение

Работникам, контактирующим с неорганическими соединениями цветных металлов (кроме соединений алюминия, кальция и магния), дополнительно к молоку должно выдаваться 2 г пектина в составе обогащенных им пищевых продуктов: напитков, желе, джемов, мармеладов, соковой продукции из фруктов и (или) овощей и консервов (фактическое содержание пектина указывается изготовителем в сертификатах соответствия и (или) на упаковке). Допускается замена этих продуктов натуральными фруктовыми и (или) овощными соками с мякотью в количестве 300 мл.

При постоянном контакте с неорганическими соединениями цветных металлов (кроме соединений алюминия, кальция и магния) вместо молока выдаются кисломолочные продукты или продукты для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда.

Важно. Выдача обогащенных пектином пищевых продуктов, напитков, желе, джемов, мармеладов, соковой продукции из фруктов и (или) овощей и консервов должна быть организована перед началом работы, а кисломолочных продуктов - в течение рабочего дня.

Работникам, занятым производством или переработкой антибиотиков, вместо свежего молока выдаются кисломолочные продукты, обогащенные пробиотиками (бифидобактерии, молочнокислые бактерии), или приготовленный на основе цельного молока колибактерин.

Ответственность за обеспечение бесплатной выдачи работникам молока и равноценных пищевых продуктов, а также за соблюдение норм и условий их выдачи возлагается на работодателя.

Уполномоченный обязан знать условия, когда работодателем возможно прекращение обеспечения работников, занятых на работах с вредными условиями труда молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, либо компенсационной выплатой в эквивалентном их стоимости размере.

Даже в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами проведения специальной оценки условий труда, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации.

Приказ Минтруда России от 20.02.2014 N 103н.

Основанием для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам являются:

- наличие результатов проведения специальной оценки условий труда;

- согласие первичной профсоюзной организации на прекращение бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам по результатам проведения на их рабочих местах специальной оценки условий труда.

Типичные нарушения:

1. Организация обеспечения работников, занятых на работах с вредными условиями труда в течение не менее чем половины рабочей смены молоком или другими равноценными пищевыми продуктами по установленным нормам, либо компенсационной выплатой в эквивалентном их стоимости размер.

- Работнику, занятому на работах с вредными условиями труда в течение не менее чем половины рабочей смены молоко не предоставляется по установленным нормам в дни занятости или предоставляется не в начале смены (дежурства);

- Работнику, занятому на работах с вредными условиями труда в течение не менее чем половины рабочей смены предоставляется молоко или другими равноценные пищевые продукты один раз в месяц (квартал);

- Работникам, контактирующим с неорганическими соединениями цветных металлов (кроме соединений алюминия, кальция и магния), дополнительно к молоку не выдаются 2 г пектина в составе обогащенных им пищевых продуктов: напитков, желе, джемов, мармеладов, соковой продукции из фруктов и т.д.;

- Не соблюдаются нормы бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока;

- Работодатель принял решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов без учета мнения (согласия) первичной профсоюзной организации и др.

2. Документация.

- Замена молока компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов производится без письменного заявления работника или без отражения такой возможности в условиях коллективного договора;

- Размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации установлен работодателем без учета мнения профсоюзного комитета и не включен в коллективный договор;

- Отсутствует локальный акт, устанавливающий порядок выдачи и употребления молока с определением, специально оборудованных для этих целей помещениях (буфет, столовая) соответствующих санитарно-гигиеническими требованиями;

- Работодателем не издан приказ (распоряжение) о замене выдачи молока выдачей равноценных пищевых продуктов;

- Работодателем не издан приказ (распоряжение) об индексации размера денежной выплаты взамен выдачи молока;

- Отсутствует оформленное протоколом собрания мнение первичной профсоюзной организации на замену молока равноценными пищевыми продуктами и др.

Карта контрольных вопросов (чек-лист) для проверки Уполномоченным может включать различные вопросы, связанные со своевременным обеспечением работников, занятых на работах с вредными условиями труда в течение не менее чем половины рабочей смены молоком или другими равноценными пищевыми продуктами по установленным нормам, либо компенсационной выплатой в эквивалентном их стоимости размере и ведением документации.

Примерная форма Карты (чек-листа) с контрольными вопросами для проверки своевременного обеспечения работников, занятых на работах с вредными условиями труда молоком или другими равноценными пищевыми продуктами по установленным нормам, либо компенсационной выплатой в эквивалентном их стоимости размере приводится в Приложении N 13.

Перечень предлагаемых в карте (чек-листе) контрольных вопросов является рекомендованным и может быть дополнен или изменен Уполномоченным самостоятельно или совместно со службой (специалистом) по охране труда по согласованию с профсоюзным комитетом (старшим уполномоченным по охране труда).

3.2.5. В приложениях к настоящим Рекомендациям приведены примерные формы Карт (чек-листов) с контрольными вопросами для проверки:

- Соблюдения сроков прохождения работниками обучения и проверки знаний требований охраны труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве (Приложение N 14);

- Обеспечения работников защитной одеждой, защитной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (Приложение N 15);

- Организации санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников (Приложение N 16);

- Соблюдения режима труда и отдыха работников (Приложение N 17);

- Исправности и работоспособности средств коллективной защиты, систем приточно-вытяжной вентиляции и фильтрации воздуха (Приложение N 18);

- Организации и проведения специальной оценки условий труда (Приложение N 19).

3.2.6. Типичные нарушения требований СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" которые могут использоваться для формирования карт (чек-листов) с контрольными вопросами в рамках проверок Уполномоченными.

Нарушения требований к зданиям, сооружениям и помещениям медицинской организации:

- клинико-диагностическая лаборатория расположена в помещении поликлинического отделения, между кабинетами врачебного приема и прочими помещениями; в наборе помещений бактериологической лаборатории на границе "чистой" и "заразной" зон отсутствует душевая в санитарном пропускнике.

Примечание: структура, планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности (п. 3.3 раздела I).

- занижена площадь смотровой (составляет 10,3 кв. м при норме не менее 18 кв. м).

Примечание: минимальные площади помещений следует принимать согласно приложениям 1 и 2 к СанПиН (п. 3.6. раздела I).

Нарушения требований к внутренней отделке помещений:

- имеются дефекты в отделке потолков, стен (отслойка покрытия, трещины), полов (неплотности прилегания покрытия к основанию, дефекты покрытия, дефекты швов) в палатах отделений, кабинетах врачей, помещениях лаборатории, санитарных комнатах, что не позволяет проведение качественной влажной уборки и обработки моющими и дезинфицирующими средствами.

Примечание: поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность. Покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтусы или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны (п. 4.2, 4.4 раздела I).

- отделка керамической плиткой в местах установок раковин выполнена не в полном объеме в кабинетах приема врачей.

Примечание: в местах установки раковин и других санитарных приборов, а также оборудования, эксплуатация которого связана с возможным увлажнением стен и перегородок, следует предусматривать отделку последних керамической плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 м от пола и на ширину не менее 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны (п. 4.6 раздела I).

Нарушение требований к водоснабжению и канализации:

- отсутствуют умывальные раковины в комнатах для сбора грязного белья, помещениях дезкамеры.

Примечание: во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями (п. 5.5 раздела I).

- умывальные раковины в смотровых, санитарных узлах для персонала не оборудованы смесителями и дозаторами с некистевым управлением.

Примечание: предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, посты медсестер при палатах новорожденных, посты медсестер и другие помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, следует оборудовать умывальниками с установкой смесителей с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим некистевым) управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков. Такие же краны и дозаторы устанавливаются в инфекционных, туберкулезных, кожно-венерологических, гнойных, ожоговых, гематологических отделениях, клинико-диагностических и бактериологических лабораториях, а также в санпропускниках, шлюзах-боксах, полубоксах и санузлах для персонала (п. 5.6 раздела I).

Нарушение требований к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений:

- не проводится ежегодная проверка эффективности работы, очистка и дезинфекция систем.

Примечание: системы механической приточно-вытяжной вентиляции должны быть паспортизированы. Эксплуатация (обслуживание) механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования осуществляется ответственным лицом организации или другой специализированной организацией. Один раз в год проводится проверка эффективности работы, текущие ремонты (при необходимости), а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования (п. 6.5 раздела I).

- отсутствуют самостоятельные системы вентиляции в лабораториях.

Примечание: самостоятельные системы вентиляции предусматриваются для помещений операционных, реанимационных, рентгенокабинетов, лабораторий. Допускаются общие системы приточно-вытяжной вентиляции для группы помещений одного или нескольких структурных подразделений, кроме помещений класса чистоты А (п. 6.12 раздела I).

Нарушение требований к естественному и искусственному освещению:

- уровни искусственной освещенности на рабочих местах персонала занижены.

Примечание: в медицинских организациях уровень естественного и искусственного освещения должен соответствовать санитарным нормам и правилам (п. 7.5 раздела I).

- светильники общего освещения в помещениях отделений не в полном объеме оборудованы сплошными (закрытыми) рассеивателями.

Примечание: светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями" (п. 7.8 раздела I).

Нарушение требований к инвентарю и технологическому оборудованию:

- в помещениях в качестве специальной мебели частично используется офисная.

Примечание: в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должна использоваться медицинская мебель. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств (п. 8.8 раздела I).

Нарушения требований к организации проведения производственного контроля:

- отсутствуют протоколы лабораторных испытаний, подтверждающие выполнение программы производственного контроля, утвержденной руководителем.

Примечание: должен быть организован производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений в соответствии с действующими нормативными документами (п. 1.7 раздела I).

Нарушения требований СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами":

- не разработана схема обращения с медицинскими отходами.

Примечание: сбор, временное хранение и вывоз отходов следует выполнять в соответствии со схемой обращения с медицинскими отходами, принятой в данной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (п. 3.6).

- не осуществляется учет и контроль за движением медицинских отходов, не ведется технологический журнал обращения с отходами класса Б.

Примечание: для учета медицинских отходов классов Б и В служат следующие документы:

- технологический журнал учета отходов классов Б и В в структурном подразделении; в журнале указывается количество единиц упаковки каждого вида отходов;

- технологический журнал учета медицинских отходов организации. В журнале указывается количество вывозимых единиц упаковки и/или вес отходов, а также сведения об их вывозе с указанием организации, производящей вывоз;

- документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, выданные специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов;

- технологический журнал участка по обращению с отходами, который является основным учетным и отчетным документом данного участка (п. 8.2 СанПиН 2.1.7.2790-10).

В зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности.

Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам:

- Отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными.

- Канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства.

- Смет от уборки территории и так далее.

- Пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических.

Класс Б - эпидемиологически опасные отходы:

- Инфицированные и потенциально инфицированные отходы.

- Материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями.

- Патологоанатомические отходы.

- Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее).

- Пищевые отходы из инфекционных отделений.

- Отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности.

- Биологические отходы вивариев.

- Живые вакцины, непригодные к использованию.

Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы:

- Материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории.

- Отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности.

- Отходы лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), загрязненные мокротой пациентов, отходы микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза.

Класс Г - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности.

- Лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию.

- Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование.

- Отходы сырья и продукции фармацевтических производств.

- Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.

Класс Д - радиоактивные отходы:

- Все виды отходов, в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает допустимые уровни, установленные нормами радиационной безопасности.

3.3. Заполненные карты (чек-листы) Уполномоченным передаются в службу (специалисту) охраны труда, по результатам которых должно осуществляться прогнозирование возможных причин травм и путей улучшения состояния условий труда.

3.4. При наличии непосредственной угрозы жизни и здоровью работника, выявленной при обследовании рабочих мест, Уполномоченный информирует непосредственного руководителя структурного подразделения или работ, старшего уполномоченного по охране труда Профсоюза (при наличии) об имеющейся опасности и вносит предложение о приостановке работы (Приложение N 9).

3.5. По выявленным нарушениям требований охраны труда Уполномоченным направляется руководителю структурного подразделения представления (предложения) по установленной форме о необходимости принятия мер и устранения выявленных нарушений требований охраны труда.

3.6. Регулярное проведение Уполномоченными проверок и при налаженной системе информации, например, с использованием стендов "Охрана труда", каждый работник будет иметь возможность узнать о реальном состоянии условий и охраны труда в своем структурном подразделении и результатах проводимой первичной организацией Профсоюза работы.

3.7. Результаты проверок могут быть использованы при разработке локальных нормативных актов организации, связанных с материальным и моральным поощрением работников в зависимости от уровня безопасности в подразделении (организации).

3.8. Мероприятия по устранению нарушений требований охраны труда, связанные с затратами финансовых средств и (или) требующие времени для приведения их в соответствие требованиям охраны труда, вносятся профсоюзным комитетом в план мероприятий (соглашение) по улучшению условий и охраны труда в организации с указанием сроков, источников финансирования и ответственных лиц. При этом важно, чтобы рекомендованные мероприятия включались в финансово-хозяйственный план организации на очередной год до его принятия.

3.9. Уполномоченные могут реализовывать свое право на профсоюзный контроль за своевременным выполнением мероприятий, включенных в годовой план по улучшению условий и охраны труда по конкретному структурному подразделению.

3.10. Уполномоченный совместно со службой (специалистом) охраны труда информируют работников структурного подразделения (организации) о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, а также об устранении нарушений требований охраны труда, выявленных на рабочих местах в процессе проверок.