Проверка и оценка образовательного учреждения

51. В образовательном учреждении проверяются: качество комплектования учебных групп; планирование и организация учебно-воспитательного процесса; состояние учебно-материальной базы, внутреннего порядка, дисциплины и воспитательной работы; полнота выполнения и качество усвоения программ по предметам обучения; укомплектованность кадрами преподавательского состава; качество проведения занятий; посещаемость занятий; размещение и бытовое устройство обучаемых; организация проведения выпускных экзаменов.

52. Общая оценка образовательному учреждению определяется из общей оценки за подготовку специалистов, оценок качества усвоения гражданами программ подготовки, качества проведения занятий преподавательским составом, состояние учебно-материальной базы и внутреннего порядка.

Образовательное учреждение, которое проводит подготовку специалистов по двум и более профилям обучения, оценивается по каждому профилю подготовки в отдельности. Общая оценка образовательному учреждению выставляется по низшей оценке за профиль подготовки.

53. Общая оценка образовательному учреждению за подготовку специалистов определяется на основании оценок преподавательского состава и проверенных групп и признается:

"отлично", если преподавательский состав и не менее 50 процентов учебных групп оценены "отлично", а остальные группы - "хорошо";

"хорошо", если преподавательский состав и не менее 50 процентов учебных групп оценены "отлично" и "хорошо", а остальные группы - "удовлетворительно";

"удовлетворительно", если преподавательский состав и не менее 50 процентов учебных групп оценены положительно;

"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".

54. Общая оценка преподавательскому составу определяется на основании общих индивидуальных оценок преподавателей и признается:

"отлично", если не менее 90 процентов преподавателей оценены положительно, при этом не менее 50 процентов - "отлично" и не более 20 процентов - "удовлетворительно";

"хорошо", если не менее 80 процентов преподавателей оценены положительно, при этом не менее 50 процентов - "хорошо" и "отлично";

"удовлетворительно", если не менее 70 процентов преподавателей оценены положительно;

"неудовлетворительно", если не выполнены требования оценки "удовлетворительно".

55. Общая индивидуальная оценка преподавателю (мастеру) слагается из оценок за методическую подготовку и знание материальной части, но не выше общей оценки обучаемой (проверяемой) группы по предмету обучения и признается:

"отлично", если за методическую подготовку и знание материальной части оценен "отлично" при общей оценке обучаемой (проверяемой) группы "отлично";

"хорошо", если за методическую подготовку и знание материальной части оценен не ниже "хорошо" при общей оценке обучаемой (проверяемой) группы "хорошо";

"удовлетворительно", если за методическую подготовку и знание материальной части оценен не ниже "удовлетворительно" при общей оценке обучаемой (проверяемой) группы "удовлетворительно";

"неудовлетворительно", если не выполнены требования оценки "удовлетворительно".

56. Оценка за методическую подготовку преподавателя (мастера) слагается из оценок за методику организации и качество проведения занятия, глубину знания предмета обучения, умение использовать технические средства обучения и наглядные пособия, состояние дисциплины на занятии и определяется:

"отлично", если занятие проведено на высоком методическом уровне, преподаватель обладает глубокими знаниями предмета обучения, легко и непринужденно излагал материал занятия, умело использовал технические средства обучения при "удовлетворительной" дисциплине обучаемых;

"хорошо", если занятие проведено на хорошем методическом уровне, преподаватель показал знание предмета обучения, материал занятия излагал уверенно, использовал технические средства обучения при "удовлетворительной" дисциплине обучаемых;

"удовлетворительно", если занятие проведено методически правильно, преподаватель показал знание предмета обучения, но в ходе занятия материал излагал неуверенно, обращался к конспекту или другим источникам, слабо использовал технические средства обучения при "удовлетворительной" дисциплине обучаемых;

"неудовлетворительно", если занятие проведено на низком методическом уровне, преподаватель плохо знал предмет обучения, материал занятия излагал неуверенно, не использовал технические средства обучения, дисциплина на занятии - "неудовлетворительная".

При проверке качества проведения занятий по каждому профилю подготовки проверяется не менее двух занятий.

57. Качество усвоения гражданами программ подготовки в ходе образовательного процесса проверяется в объеме пройденных тем на день проверки по всем предметам программы подготовки и контрольной проверкой основных предметов обучения с выставлением обучаемым индивидуальных оценок. Граждане оцениваются по критериям выпускных экзаменов.

К проверке привлекается не менее 30 процентов общей численности обучающихся (при обучении одной - двух групп проверяется одна группа), из них 50 процентов - по знанию материальной части техники (вооружения), правил ее эксплуатации и 50 процентов - по вождению техники (работе на вооружении).

На основании индивидуальных оценок обучаемых выводится оценка образовательному учреждению за качество усвоения обучаемыми программы подготовки:

"отлично", если не менее 95 процентов проверенных обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 60 процентов - "отлично";

"хорошо", если не менее 90 процентов проверенных обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 60 процентов - не ниже "хорошо";

"удовлетворительно", если не менее 80 процентов проверенных обучаемых получили положительные оценки;

"неудовлетворительно", если более 20 процентов проверенных обучаемых получили неудовлетворительные оценки.

58. Оценка за состояние учебно-материальной базы образовательного учреждения определяется:

"отлично", если имеется комната информации и досуга, необходимое количество учебных кабинетов (классов), лабораторий и мест для практической отработки упражнений в соответствии с объемом подготовки специалистов и все они оснащены соответствующими агрегатами, узлами, деталями, действующими электрифицированными стендами (макетами), другими техническими средствами обучения. Образовательное учреждение полностью укомплектовано исправными вооружением, техникой и имуществом по профилю подготовки. Полигон (автодром, машинодром) оборудован всеми элементами для вождения (отработки нормативов, упражнений) по профилям подготовки и обеспечивает проведение практических занятий, предусмотренных программами подготовки (обучения), в любое время года и суток. Парк (гараж) оборудован всеми положенными элементами. Не менее 50 процентов техники хранится в крытых хранилищах. Состояние вооружения и военной техники оценено "отлично", а их эксплуатация, хранение и учет организованы и отвечают требованиям наставлений и руководств. Имеются благоустроенное общежитие, при необходимости, столовая (буфет) для питания обучаемых граждан, база для проведения культурно-воспитательной и спортивно-массовой работы;

"хорошо", если имеется комната информации и досуга, необходимое количество учебных кабинетов (классов), лабораторий и мест для практической отработки упражнений в соответствии с объемом подготовки специалистов и все они оснащены соответствующими агрегатами, узлами, деталями, действующими электрифицированными стендами (макетами), другими техническими средствами обучения. Образовательное учреждение укомплектовано исправными вооружением, техникой и имуществом на 85 процентов по профилю подготовки. Полигон (автодром, машинодром) оборудован всеми элементами для вождения (отработки нормативов, упражнений) по профилям подготовки и обеспечивает проведение практических занятий, предусмотренных программами подготовки (обучения), в любое время года и суток. Парк (гараж) оборудован всеми положенными элементами. Не менее 50 процентов техники хранится в крытых хранилищах. Состояние вооружения и военной техники оценено "хорошо", а их эксплуатация, хранение и учет организованы и отвечают требованиям наставлений и руководств. Имеются благоустроенное общежитие, при необходимости, столовая (буфет) для питания обучаемых граждан, база для проведения культурно-досуговой и спортивно-массовой работы;

"удовлетворительно", если имеется комната информации и досуга, необходимое количество учебных кабинетов (классов), лабораторий и мест для практической отработки упражнений в соответствии с объемом подготовки специалистов и все они оснащены соответствующими агрегатами, узлами, деталями, действующими электрифицированными стендами (макетами), другими техническими средствами обучения. Образовательное учреждение укомплектовано исправными вооружением, техникой и имуществом на 75 процентов по профилю подготовки. Полигон (автодром, машинодром) оборудован всеми элементами для вождения (отработки нормативов, упражнений) по профилям подготовки и обеспечивает проведение практических занятий, предусмотренных программами подготовки (обучения), в любое время года и суток. Парк (гараж) оборудован всеми положенными элементами. Не менее 30 процентов техники хранится в крытых хранилищах. Состояние вооружения и военной техники оценено "удовлетворительно", а их эксплуатация, хранение и учет организованы и отвечают требованиям наставлений и руководств. Имеются благоустроенное общежитие, при необходимости, столовая (буфет) для питания обучаемых граждан, база для проведения культурно-досуговой и спортивно-массовой работы;

"неудовлетворительно", если состояние учебно-материальной базы не отвечает условиям, перечисленным для оценки "удовлетворительно".

Оценка образовательному учреждению за состояние учебно-материальной базы не может быть выше оценки за состояние вооружения и техники.

Состояние вооружения и военной техники образовательных учреждений оценивается в соответствии с требованиями приказов, действующих в Вооруженных Силах Российской Федерации.

59. Состояние внутреннего порядка оценивается "удовлетворительно" или "неудовлетворительно".

"Удовлетворительно", если:

а) внутренний порядок организован и обеспечивает нормальный ход учебно-воспитательного процесса, поддержание образцового порядка и чистоты в образовательном учреждении;

б) отсутствуют грубые нарушения дисциплины и происшествия;

в) созданы необходимые условия быта и отдыха для обучающихся (курсантов);

г) выполняются распорядок дня и регламент служебного времени преподавательского и обслуживающего составов.

"Неудовлетворительно", если внутренний порядок не отвечает условиям, перечисленным для оценки "удовлетворительно".

60. Образовательное учреждение за состояние подготовки специалистов оценивается:

"отлично", если общие оценки за подготовку специалистов и качество усвоения программы гражданами, оценки за качество проведения занятий преподавательским составом и состояние учебно-материальной базы определены "отлично", отсутствуют происшествия, связанные с нарушениями дисциплины и утратой техники, внутренний порядок оценивается "удовлетворительно";

"хорошо", если общие оценки за подготовку специалистов и качество усвоения программы гражданами, оценки за качество проведения занятий преподавательским составом и состояние учебно-материальной базы определены "хорошо", отсутствуют происшествия, связанные с нарушениями дисциплины и утратой техники, внутренний порядок оценивается "удовлетворительно";

"удовлетворительно", если все оценочные показатели оценены не ниже "удовлетворительно";

"неудовлетворительно", если один из показателей оценен "неудовлетворительно".

61. По результатам проверки подготовки специалистов в образовательном учреждении составляется акт проверки по форме согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции, который должен отражать оценочные показатели проверяемых вопросов, указанных в пунктах 51 - 60 настоящей Инструкции, положительный опыт учебно-воспитательного процесса, внедрения передовых методов и технических средств обучения в практику подготовки специалистов, выявленные недостатки и предложения по их устранению, другие актуальные вопросы.

Акт должен содержать краткие выводы о состоянии подготовки специалистов (возможностях перепрофилирования образовательного учреждения, прекращении подготовки и т.п.).

К акту прилагаются оценочные ведомости.

62. По окончании проверки образовательного учреждения (в том числе и по отдельным вопросам) проводится разбор с руководящим и преподавательским составами, делается краткая запись в книге проверки состояния подготовки граждан по военно-учетным специальностям (приложение N 6 к настоящей Инструкции) с указанием оценок, недостатков в подготовке специалистов и предложений по ее улучшению.

63. Общая оценка общественному объединению за состояние подготовки специалистов определяется:

"отлично", если не менее 50 процентов проверенных образовательных учреждений получили оценки "отлично", а остальные - "хорошо";

"хорошо", если 60 процентов проверенных образовательных учреждений получили оценки "хорошо" и "отлично", а остальные - "удовлетворительно";

"удовлетворительно", если 80 процентов проверенных образовательных учреждений получили оценки не ниже "удовлетворительно";

"неудовлетворительно", если более 20 процентов проверенных образовательных учреждений оценены "неудовлетворительно".

64. Комиссиями Генерального штаба, видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации акт проверки составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у комиссии и докладывается командующему войсками военного округа, второй экземпляр направляется в штаб военного округа.

Комиссией штаба военного округа акт составляется в двух экземплярах. Один остается у комиссии, второй направляется в военный комиссариат субъекта Российской Федерации.

Акт проверки общего состояния подготовки специалистов в субъектах Российской Федерации докладывается командующему войсками военного округа.

При проверке подготовки специалистов по плану проверки военного комиссариата субъекта Российской Федерации акт составляется в двух экземплярах. Один экземпляр акта проверки направляется в штаб военного округа.

Представители видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск, главных (центральных) управлений Министерства обороны Российской Федерации, входившие в состав комплексной комиссии, представляют доклады о результатах проверки своим прямым начальникам.

При проведении проверок по отдельным вопросам составляется справка-доклад на имя начальника, по указанию которого проверялось образовательное учреждение.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, общественные объединения по результатам проверки информируются для принятия необходимых мер.

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 31.07.2009 N 848)

(см. текст в предыдущей редакции)