Д. Мониторинг и исправление недостатков
Принцип 10: Общая эффективность внутреннего контроля банка должна отслеживаться на постоянной основе. Мониторинг ключевых рисков и их периодическая оценка, проводимые подразделениями банка и внутренними аудиторами, должны быть частью повседневной деятельности банка.
36. Поскольку банковское дело - это динамичный и стремительно развивающийся вид деятельности, банки должны проводить постоянный мониторинг и оценку систем внутреннего контроля с учетом меняющихся внутренних и внешних обстоятельств и укреплять эти системы по мере необходимости для обеспечения их эффективной работы. В сложных, многонациональных организациях задачей высшего руководства являются четкое построение и правильное структурирование мониторинга.
37. Мониторинг эффективности внутреннего контроля может осуществляться сотрудниками различных подразделений, включая отделы, осуществляющие банковские операции, финансовый контроль и внутренний аудит. По этой причине важно, чтобы руководство высшего звена четко распределяло обязанности сотрудников, отвечающих за конкретные аспекты мониторинга. Мониторинг должен быть не только частью повседневной деятельности банка, но и включать также периодическое проведение оценки всего процесса внутреннего контроля. Периодичность мониторинга различных видов операций банка должна определяться исходя из связанных с ними рисков, периодичности и характера изменений, происходящих в условиях деятельности банка.
38. Преимущество постоянного мониторинга заключается в быстром обнаружении и исправлении недостатков системы внутреннего контроля. Мониторинг наиболее эффективен, когда система внутреннего контроля интегрирована в операционную среду и предоставляет регулярные отчеты о ситуации. Примеры постоянного мониторинга включают проверку и подтверждение бухгалтерских записей, рассмотрение и утверждение руководством отчетов об отклонениях.
39. Дискретные оценки, напротив, обычно выявляют проблемы только постфактум, однако они позволяют организации по-новому взглянуть на эффективность системы внутреннего контроля и особенно на эффективность проводимого мониторинга. Такие оценки могут проводиться сотрудниками различных подразделений, включая как само подразделение, непосредственно осуществляющее соответствующие операции, так и подразделения финансового контроля и внутреннего аудита. Периодические оценки системы внутреннего контроля часто проводятся в форме самооценок, когда руководители функциональных (линейных) подразделений определяют эффективность контроля за деятельностью этих подразделений. Затем материалы и результаты оценок рассматриваются менеджментом (высшим руководством). Результаты любого рассмотрения должны документироваться должным образом и своевременно доводиться до сведения руководства соответствующего уровня.
Принцип 11: Необходимо наличие эффективного и всеобъемлющего внутреннего аудита системы внутреннего контроля, проводимого независимыми в операционном отношении, адекватно подготовленными и компетентными сотрудниками. Служба внутреннего аудита как часть мониторинга системы внутреннего контроля должна быть подотчетна совету директоров (или его комитету по аудиту) и менеджменту банка.
40. Служба внутреннего аудита является важной частью постоянного мониторинга системы внутреннего контроля, поскольку она обеспечивает независимую оценку адекватности установленных правил и процедур, а также их соблюдения. Важно, чтобы служба внутреннего аудита была независимой от ежедневной работы банка и имела доступ ко всем видам операций, проводимых банком, включая его филиалы и дочерние структуры.
41. Внутренние аудиторы предоставляют объективную информацию о деятельности банка благодаря прямой подотчетности совету директоров или аудиторскому комитету и менеджменту. Поскольку служба внутреннего аудита играет очень важную роль, она должна быть укомплектована компетентными, высококвалифицированными сотрудниками, хорошо понимающими свою роль и обязанности. Периодичность и глубина проверок, проводимых службой внутреннего аудита, должна соответствовать характеру, сложности и рискам деятельности банка.
42. Важно, чтобы служба внутреннего аудита была подотчетна высшему уровню руководства банка, как правило, совету директоров (или его комитету по аудиту) и менеджменту. Такой порядок обеспечивает правильное функционирование корпоративного управления, поскольку совет директоров получает информацию, не искаженную руководителями, упоминаемыми в отчете. Совет директоров должен поддерживать независимость внутренних аудиторов также и тем, чтобы определение их вознаграждения или выделения им ресурсов из бюджета банка находилось в компетенции совета директоров или высшего руководства, а не менеджеров, которые зависят от работы внутренних аудиторов.
Принцип 12: Недостатки внутреннего контроля, выявленные сотрудниками подразделений банка, службой внутреннего аудита или другими контрольными службами, должны своевременно доводиться до сведения руководителей соответствующего уровня и оперативно устраняться. О существенных недостатках внутреннего контроля необходимо сообщать менеджменту и совету директоров.
43. Информация о недостатках в системе внутреннего контроля и о неэффективно контролируемых рисках должна доводиться до сведения соответствующего лица (лиц) незамедлительно по мере выявления, причем серьезные вопросы должны докладываться менеджменту или совету директоров. Важно, чтобы после получения информации соответствующие руководители обеспечивали своевременное исправление недостатков. Внутренние аудиторы должны проводить последующие проверки или осуществлять другие виды мониторинга и немедленно информировать менеджмент или совет директоров обо всех неисправленных недостатках. Для того чтобы обеспечить своевременное реагирование на все выявленные недостатки, в задачи менеджмента должно входить создание системы отслеживания недостатков внутреннего контроля и мер, принятых для их устранения.
44. Совет директоров и менеджмент должны периодически получать отчеты, суммирующие все проблемы, выявленные системой внутреннего контроля. Вопросы, которые кажутся незначительными, когда отдельные процессы контроля рассматриваются изолированно, при рассмотрении их наряду с другими аспектами могут указать на отрицательные тенденции, грозящие перерасти в крупные недостатки системы контроля, если они не будут своевременно устранены.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей