II. Основополагающие цели и роль внутреннего контроля

4. Внутренний контроль - это процесс, осуществляемый советом директоров <*>, менеджментом и сотрудниками всех уровней. Это не только и не столько процедура или политика, которая осуществляется в определенный отрезок времени, сколько процесс, который постоянно идет на всех уровнях внутри банка. Совет директоров и менеджмент несут ответственность за создание соответствующей культуры, облегчающей эффективное осуществление внутреннего контроля, и за мониторинг его эффективности на постоянной основе; однако каждый сотрудник организации также должен принимать участие в этом процессе. Осуществление внутреннего контроля преследует следующие основные цели <**>:

--------------------------------

<*> В настоящем документе рассматривается структура управления, состоящая из совета директоров и менеджмента. Комитет знает о том, что существуют значительные расхождения в нормативно - правовых основах различных стран в отношении функций совета директоров и менеджмента. В некоторых странах основная, а иногда и исключительная функция осуществления контроля за исполнительными органами (высшим руководством, общим руководством) делегируется совету директоров с тем, чтобы обеспечить выполнение последним его задач. По этой причине в некоторых случаях он известен как наблюдательный совет. Это означает, что совет не имеет исполнительных функций. И наоборот, в других странах совет обладает более широкими полномочиями, поскольку он устанавливает общие принципы деятельности руководства банка. В силу этих различий понятия совета директоров и менеджмента используются в настоящем документе не в юридическом смысле, а с тем, чтобы обозначить две структуры, обладающие правом принятия решений в банке.

<**> Включая внутренний контроль за сохранностью активов и других ресурсов банка от несанкционированного приобретения, использования, размещения либо потери активов или других ресурсов банка (так в документе. - Прим. перев.).

1) Производственная и финансовая эффективность деятельности (производственно - финансовые цели).

2) Надежность, полнота и своевременность финансовой и управленческой информации (информационные цели).

3) Соблюдение действующих законодательных и нормативных актов (комплаенс - цели).

5. Производственно - финансовые цели внутреннего контроля касаются того, насколько эффективно и продуктивно банк управляет своими активами и другими ресурсами и какова вероятность убытков. Процесс внутреннего контроля направлен на то, чтобы сотрудники организации стремились к эффективному и честному достижению целей, избегая непродуманных или чрезмерных расходов или не ставя другие интересы (например, интересы сотрудника, партнера или клиента) выше интересов банка.

6. Информационные цели затрагивают подготовку своевременных, достоверных и адекватных отчетов, необходимых для принятия решений в банковском учреждении. Они также касаются необходимости составления достоверных годовых отчетов, прочей финансовой отчетности и других финансовых документов для акционеров, надзорных органов и прочих сторонних организаций. Информация, получаемая руководством, советом директоров, акционерами и надзорными органами, должна быть удовлетворительной с точки зрения качества и точности, чтобы получатели информации могли полагаться на нее при принятии решений. Термин "достоверный", применяемый к финансовой отчетности, означает подготовку объективных отчетов, составленных в соответствии с четко определенными и общепринятыми бухгалтерскими принципами.

7. Цели в сфере комплаенса касаются вопросов соблюдения всеми банковскими учреждениями положений действующего законодательства, требований надзорных органов, а также документов, определяющих внутреннюю политику и процедуры банка. Данная цель должна быть достигнута для защиты имени и репутации банка.