1. Оценку ущерба от ЧС необходимо проводить для определения максимального ущерба, возможного при заданных параметрах поражающих факторов воздействия ЧС.
2. Оценка максимального ущерба производится как для определения размера возможного ущерба в целом, так и для определения отдельных видов ущерба.
3. Показатели ущерба, используемые вне рамок экономико-правовых отношений, можно считать экономически бессодержательными.
4. Оценка ущерба от ЧС должна быть получена с помощью подходов и методов (методик), в той или иной степени согласованных и одобренных к использованию органами управления различных народнохозяйственных уровней (государственного, территориальных, отраслевых). Вместе с тем, возможно совершенствование и уточнение отраслевых методик оценки ущерба, разработки более обоснованных методов оценки ущербов с учетом новых условий хозяйствования, дополнительной информации о воздействии поражающих факторов ЧС, изменений в нормативно-правовой базе и ряда других факторов. Следует иметь в виду, что и используемые в практике, и новые подходы и методы позволяют получить оценку ущерба, являющуюся лишь некоторым более или менее обоснованным приближением к ее действительному значению. На практике часто ущерб считается обоснованным, если с его величиной (и методом расчета, соответственно) согласились все заинтересованные стороны. В этой связи достоверность метода оценки ущерба можно считать субъективным понятием. Если с полученной на его основе оценкой согласны все заинтересованные стороны, то метод считается достоверным, если нет - то его достоверность должна быть подтверждена правом (законом, постановлением, арбитражным судом или иным допустимым способом).
5. Оценка ущерба от ЧС должна соответствовать действующим в Российской Федерации и регионах экономическим отношениям и нормативным правовым актам.
6. Оценка ущерба от ЧС должна быть сформирована таким образом, чтобы отразить весь состав причинно-следственных связей с момента возникновения ЧС до появления ущерба у объектов экономики и физических лиц. Это можно выразить в виде следующей цепи: "масштаб ЧС с учетом его источника" - "характер и сила его воздействия на социально-экономическую систему" - "величина нарушения социально-экономической системы (снижения ее качества)" - "воздействие поражающих факторов ЧС на объект экономики" - "состав и размер натуральных потерь объекта экономики и физических лиц от воздействия поражающих факторов от ЧС" - "экономическая оценка ущерба".
На практике некоторые звенья приведенной цепи оценки ущерба могут и опускаться (в основном из-за требований упрощения расчетов и отсутствия необходимой для их проведения информации).
7. В целом всю совокупность подходов и реализующих их методов оценки экономического ущерба от ЧС разделяют на две основные группы: методы прямого счета и методы косвенной оценки.
8. Методы прямого счета, как правило, отражают все элементы в цепи причинно-следственных связей, формирующей экономический ущерб у объектов экономики. Они предполагают оценку эффектов, возникающих между всеми звеньями этой цепи и калькуляцию различных составляющих потерь объекта экономики, выраженных в стоимостной форме. Подходы к оценке ущерба от ЧС, основанные на использовании методов прямого счета достаточно широко применимы при оценке потерь объектов от техногенных аварий и природных катастроф, террористических актов. Это связано с тем, что объекты (территориально-природные комплексы, предприятия, места проживания), несущие ущерб от такого рода событий, обычно характеризуются достаточно четкой структурой, стоимость элементов которой поддается более или менее точной оценке. При этом обычно потери элементов удается связать с силой события (мощностью землетрясения, силой взрыва, продолжительностью пожара). Для получения обоснованных и объективных оценок ущерба от ЧС (учитываются причины и факторы появления ущерба) используется метод прямого счета, что предопределяет и высокую точность полученных на их основе оценок ущерба. Однако эти методы достаточно трудоемки и громоздки, требуют большого объема исходной информации. Вследствие этого их применение на практике не всегда возможно.
9. Методы косвенной оценки менее трудоемки. Они базируются на принципе переноса общих закономерностей действия ущербообразующих факторов на конкретный объект экономики. Этот принцип реализуется путем использования ряда нормативных показателей, переводящих вид и размер воздействия поражающего фактора в экономический ущерб объекта экономики.
10. Общей частью методов оценки ущерба является определение зоны распространения поражающих факторов и их силы, с учетом особенностей размещения на которой различных элементов (объектов) определяется величина полученного ими физического (натурального) ущерба. В свою очередь, на основе структуры и величины натурального ущерба получают стоимостную оценку ущерба объекта. Для этого необходимо предварительно сформировать систему исходных предпосылок, определяющих особенности формирования структуры ущерба и оценки стоимости каждой ее позиции (по понесенным затратам, упущенной выгоде, прямым потерям и т.п.).
11. Оценка ущерба материальных объектов от чрезвычайных ситуаций проводится на определенную дату и выражается в рублях Российской Федерации.
12. Ущерб (убытки) определяется, исходя из последствий действия ЧС, а не из содержания самой ЧС. Одна и та же ЧС может вызвать различающиеся конкретные последствия, равно как одно и то же последствие может иметь причиной разные ЧС.
13. Если возникновение последствий имело место от нескольких ЧС или по вине нескольких лиц, размер ущерба (убытков) рассчитывается применительно к каждой отдельной ЧС или виновному лицу. Если невозможно определить размер ущерба применительно к каждому источнику ЧС или виновному лицу, то общая сумма ущерба (убытков) распределяется между ними в равных долях.
14. При оценке стоимости реального ущерба от действия ЧС определяется в качестве подлежащей возмещению не вся стоимость утраченного или поврежденного имущества, а только расчетная стоимость при следующих ограничениях:
в части возмещения или восстановления утраченных полезных свойств или функций этого имущества. Другими словами: если не доказано, что в результате действия ЧС произошла утрата полезных свойств и функций имущества, возмещение ущерба (убытков) не производится. Также не подлежит возмещению стоимость имущества, не имеющего полезных свойств и функций;
только для имущества, в отношении которого доказаны имущественные права лицом, заявившим права требования на возмещение ущерба (убытков). Другими словами: если для подлежащего обязательной регистрации имущества имущественные права не оформлены должным образом, может быть отказано в возмещении ущерба (убытков) лицу, заявившему права требования на возмещение такого ущерба (убытков);
возмещению подлежит часть стоимости реального имущества в пределах прав требования лица, заявившего требование о возмещении ущерба (убытков). Другими словами: если стоимость реального ущерба превышает расчетную величину прав требований на возмещение ущерба, то возмещение ущерба производится только в пределах установленных для данного лица прав требований.
15. Для оценки ущерба от ЧС может быть использован экспертный подход по определению стоимости ущерба для различных категорий объектов экономики, основанный на требованиях соответствующих нормативных правовых документов, непосредственной инспекции объекта экспертом и сборе и обобщении рыночной информации по стоимости аналогичных объектов экономики.
16. Показатель ущерба от ЧС приводится в пересчете на текущий год, на период службы объекта или вывода объекта из эксплуатации.
17. Итоговая величина стоимости ущерба от ЧС, указанная в отчете об оценке ущерба, составленном в порядке и на основании Методики, может быть признана рекомендуемой для целей совершения юридических действий (сделки) с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения юридических действий (сделки) с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.
18. Общая схема расчета ущерба при возникновении чрезвычайной ситуации следующая:
расчет ущерба физическим лицам;
расчет ущерба имуществу физических и юридических лиц;
расчет ущерба окружающей природной среде.
19. В соответствии с существующей классификацией возникающих ущербов юридическая и нормативно-техническая документация по оценке ущерба от ЧС разделяется на четыре блока, применение которых производится отдельно в соответствии с масштабами и объемами ущерба, причиненного чрезвычайной ситуацией, или в полной совокупности - при установлении факта причинения комплексного ущерба.
Первый блок. Для расчета экономического ущерба от последствий ЧС в Российской Федерации используется существующая законодательная и нормативно-техническая база общего юридического и нормативного технического характера. Эта база может служить общеправовым основанием для правового регулирования в сфере оценки экономического ущерба при возникновении чрезвычайной ситуации.
Второй блок. Определение экономического ущерба при различных видах негативного воздействия чрезвычайных ситуаций на прилегающую к объектам экономики территорию должно выполняться на основе ведомственной нормативно-технической документации. В частности, при причинении ущерба зданиям и сооружениям, объектам промышленного назначения базовыми документами являются методические материалы Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике (Госстрой РФ).
Третий блок. При определении экономического ущерба окружающей среде необходимо руководствоваться инструктивно-методическими документами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Российской Федерации (Минприроды РФ).
Четвертый блок. При определении ущерба физическим лицам необходимо руководствоваться нормами гражданского права, Гражданским кодексом Российской Федерации, Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации. Определение экономического ущерба здоровью физических лиц имеет ряд специфических моментов, которые делают данный процесс трудно формализуемым, и в общем случае он должен возмещаться по решению суда или мировому соглашению сторон.
20. Указанные допущения, предпосылки и ограничения носят общий характер. Допущения и ограничения, принимаемые при оценке ущербов в отраслях и сферах экономики, приведены в соответствующих отраслевых методиках оценки ущерба.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей