Документ не применяется. Подробнее см. Справку

1.9. Прогноз ущерба

Анализ и прогнозирование экономического ущерба от ЧС осуществляется с разными целями и для решения самых различных прикладных задач, в том числе, как для научно-исследовательских целей, так и для обоснования практических решений, принимаемых при обосновании и осуществлении мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС, при выделении на эти цели соответствующих ассигнований.

К числу основных практических задач, использующих результаты анализа и прогнозирования экономического ущерба от ЧС, относятся:

обоснование ассигнований бюджетов всех уровней, а также средств из внебюджетных источников на осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

обоснование инвестиционных проектов по предупреждению ЧС;

лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

страхование рисков гражданской ответственности;

возмещение ущерба вследствие ЧС;

обоснование любых инвестиционных проектов в части учета в них рисков ЧС и т.д.

Решение всех указанных задач должно осуществляться на единой методической основе, опираться преимущественно на данные государственной статистики и давать сопоставимые результаты.

Тем не менее, следует иметь в виду, что результаты оценки ущерба (фактического или прогнозируемого) при решении различных практических задач могут заметно различаться в силу несовпадения целей оценки ущерба, методических особенностей учета или не учета отдельных составляющих экономического ущерба - прямого и косвенного.

Государственный статистический учет чрезвычайных ситуаций должен осуществляться на основе первичной информации, т.е. информации, формируемой на уровне "первичного звена", - организаций (предприятий) и муниципальных органов власти.

При этом в части сбора сведений о ЧС должен быть обеспечен охват всех организаций, по которым имеются систематические статистические наблюдения.

Также должен быть обеспечен охват всех территориальных звеньев, позволяющий получить исчерпывающую (полную) информацию об ущербе от ЧС на уровне субъектов Российской Федерации, а затем на уровне Российской Федерации в целом.

Сведения систематического государственного статистического учета ЧС должны дополняться:

данными ведомственного статистического учета и анализа;

результатами научно-исследовательских прогнозно-аналитических разработок;

материалами частного и выборочного характера, полученными в процессе осуществления лицензирования, страхования, разработки инвестиционных проектов, бизнес-планов и т.д.

Деятельность по анализу и прогнозированию ущерба от ЧС должна ориентироваться на периоды разной продолжительности.

В практике экономического анализа и прогнозирования с использованием сведений статистического учета принято выделять периоды следующей продолжительности: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.

Краткосрочный период (календарный год, а также - квартал, месяц, неделя, сутки) связан с продолжительностью осуществления текущей хозяйственной деятельности и, что весьма существенно, с реализацией бюджетного процесса в Российской Федерации.

Среднесрочный период (3 - 5 лет) в основном связан с реализацией инвестиционных проектов, мероприятий целевых программ разного уровня, осуществлением установок экономической политики государства.

Среднесрочный период так же в основном соответствует циклу деятельности высших органов государственной власти в Российской Федерации.

Долгосрочный период (5 - 10 лет и более) соответствует продолжительности реализации стратегических установок социально-экономического развития Российской Федерации.

В настоящее время в основе государственного управления социально-экономическими процессами в Российской Федерации лежит бюджетный процесс, реализуемый с циклом в один календарный год (т.е. в краткосрочном режиме).

При этом фактор ЧС подлежит учету на всех уровнях сбора информации, ее агрегирования и обобщения, анализа и прогнозирования показателей социально-экономического развития организаций (предприятий), территориальных образований, Российской Федерации в целом. Целесообразно выделить три основных уровня формирования информации об экономическом ущербе от ЧС: нижний, средний и верхний (макроэкономический).

Нижний уровень - уровень "первичного звена" (организации (предприятия), муниципального образования).

Это основной уровень сбора первичной информации о факторе ЧС - об экономическом ущербе от ЧС, поскольку именно в организациях (на предприятиях) ведется силами бухгалтерских и планово-экономических служб учет состояния имущества организаций (предприятий), его выбытия по разным причинам, в том числе вследствие ЧС. Стоит задача сделать доступной эту информацию органам государственной статистики и на этой основе обеспечить возможность ее дальнейшей обработки, использования при анализе и обобщении на среднем и верхнем (макроэкономическом) уровнях.

На уровне муниципальных образований должна быть получена первичная информация об экономическом ущербе от ЧС в социальной сфере, в том числе данные, не основанные на бухгалтерском учете.

Предложения по формам и показателям - основным сведениям об ущербе от ЧС - представлены ниже.

Средний уровень - уровень субъектов федерации и отраслей (министерств и ведомств).

Это основной уровень агрегирования и обобщения первичной информации о факторе ЧС.

На уровне субъектов федерации должно быть обеспечено получение сводной информации об экономическом ущербе от ЧС для каждого субъекта Российской Федерации.

Сводная информация на уровне субъекта федерации формируется путем:

агрегирования данных первичного учета - их сложения по всем экономическим и социальным объектам на территории субъекта федерации;

обобщения данных - их уточнение и восполнения недостающей информации путем соответствующих оценок, в том числе экспертных, формирования макроэкономических показателей регионального уровня с учетом фактора ЧС - валового регионального продукта (ВРП), его снижения вследствие ЧС и т.д.

Совокупность данных по всем субъектам федерации (без пропусков и исключений) должна обеспечить полный охват всех ЧС - возможность их агрегирования и обобщения на федеральном уровне - на уровне Российской Федерации.

На отраслевом уровне (в разрезе министерств и ведомств) должно быть обеспечено получение сводной информации об экономическом ущербе от ЧС в отраслевом (функциональном) разрезе (т.е. применительно к организациям (предприятиям) отрасли или к функциональной сфере, за которую отвечает соответствующее министерство (ведомство).

Сводная отраслевая информация предполагает:

агрегирование данных первичного учета в разрезе экономических и социальных объектов, относящихся к соответствующей отрасли или функциональной сфере деятельности;

обобщение данных - их уточнение и восполнение недостающей информации путем соответствующих оценок, осуществления отраслевого экономико-математического моделирования и т.д.;

дополнение данных путем учета отраслевой специфики ущерба от ЧС.

Совокупность отраслевых данных, т.е. информации, сформированной министерствами и ведомствами (всеми или основными), в принципе не способна обеспечить полный охват всех ЧС на федеральном уровне - уровне Российской Федерации. В то же время отраслевые данные об ущербе от ЧС способны дать более содержательную информацию о чрезвычайных ситуациях, чем сводная информация, полученная от субъектов федерации.

Верхний уровень - уровень Российской Федерации (федеральный, макроэкономический уровень).

Это уровень сводного макроэкономического агрегирования информации об экономическом ущербе от чрезвычайных ситуаций - факторе ЧС, сформированной на уровне субъектов федерации, дополненной и развитой информацией министерств и ведомств (отраслевой информацией).

На макроэкономическом уровне кроме формирования сводных данных об ущербе от ЧС в целом по Российской Федерации, должно осуществляться их обобщение, т.е. отражение в макроэкономических показателях социально-экономического развития Российской Федерации, таких как валовой внутренний продукт (ВВП), объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, показатели уровня жизни населения, показатели федерального бюджета (доходы, расходы, распределение расходов по статьям) и т.д.

В целом основная задача учета влияния фактора ЧС на социально-экономическое развитие Российской Федерации состоит в установлении воздействия ущерба от ЧС, регистрируемого на уровне "первичного звена", на макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие страны в целом и, как следствие, на показатели бюджета Российской Федерации.

Для прогноза ущерба могут быть использованы показатели, характеризующие риск ЧС. Риск обусловлен возможностью причинения ущерба в результате реализации угрозы ЧС техногенного, природного или террористического характера.

При известных частоте событий и ущербе риск от ЧС оценивается математическим ожиданием ущерба за интервал времени 00000002.wmz:

00000003.wmz

где:

00000004.wmz - средний ущерб от ЧС;

00000005.wmz - средний ущерб от ЧС j-го класса по степени тяжести;

00000006.wmz - математическое ожидание числа ЧС за интервал времени 00000007.wmz;

00000008.wmz - повторяемость ЧС j-го класса по степени тяжести.

Оценка риска на некоторой территории обычно включает расчет возможного числа погибших (пострадавших) людей и экономических потерь, которые могут быть вызваны ЧС техногенного, природного или террористического характера. Она осуществляется на основе анализа опасности территории, угроз для людей и объектов, их уязвимости и возможного ущерба. Вначале проводится сбор данных, составляются каталоги опасных явлений, встречающихся на изучаемой территории. Определяются их наиболее опасные типы, частота проявления, физические параметры. Затем составляют карты природных и техногенных опасностей, отражающие частоту реализации опасных явлений фиксированной силы. В зависимости от целей и задач карты имеют масштаб от глобального до локального. Далее анализируется относительное положение источников опасности и объектов воздействия их поражающих и вредных факторов, а затем уязвимость среды к опасным явлениям разной разрушительной силы. На уязвимость среды влияют защищенность и стойкость элементов техносферы (гражданских, промышленных объектов, жилых зданий, транспортных магистралей и т.д.).

Различают методы оценки ущерба от гипотетического и реального стихийного бедствия (аварии). Если рассматривается гипотетическое стихийное бедствие или авария, то об этом виде ущерба говорят как о предполагаемом. Для различных сценариев развития ЧС расчетным методом получаются различные значения ущерба. В силу влияния на размер ущерба большого числа случайных факторов в задачах прогноза следует рассматривать случайную величину ущерба W, описываемую функцией распределения F(w) = P (W < w). Методы определения F(w) аналогичны рассмотренным применительно к F(u). Статистические данные об ущербе в реально произошедших ЧС техногенного, природного или террористического характера на некотором временном интервале образуют выборку из некоторой генеральной совокупности и описываются статистической функцией распределения. Вследствие пока недостаточного объема зафиксированных статистических данных по ущербу в ЧС техногенного, природного или террористического характера вид функций распределения F(w) пока не установлен.

Средний ущерб от ЧС можно установить по статистическим данным. Для редких событий средний ущерб можно оценить по расчетным данным для различных сценариев инициирования и развития ЧС техногенного, природного или террористического характера и последующего усреднения с учетом сценариев.

При обосновании мероприятий по предупреждению аварий, катастроф и смягчению их последствий за риск обычно принимают интегральный показатель, включающий как вероятность наступления нежелательного события за год, так и связанный с ним ущерб.

Исходя из характера рассматриваемого ущерба, определяют вид риска - экономический, социальный, экологический и т.п.

В зависимости от решаемых задач риск представляется в виде:

математического ожидания ущерба определенного рода за год;

вероятности наступления неблагоприятного события за год.

В первом случае риск определяется по формуле:

R = p · g,

где

p - вероятность наступления чрезвычайной ситуации (частота аварий, катастроф) за год;

g - потенциальный ущерб от чрезвычайной ситуации.

Размерность риска согласуется с характером ущерба и имеет вид: ущерб/год.

Во втором случае риск определяется из соотношения:

R = p · s,

где

p - вероятность наступления чрезвычайной ситуации за год;

s - вероятность наступления неблагоприятного события при условии, что случилась чрезвычайная ситуация.

Размерность риска во втором случае, учитывая безразмерность параметра s, имеет вид: 1/год.

Имея в виду основную задачу - защиту населения, в качестве неблагоприятного события, как правило, рассматривается степень опасности для жизни людей.

Вероятность наступления чрезвычайной ситуации p (частота аварии, катастрофы) определяется по картам районирования опасности или по статистическим данным.

Потенциальный ущерб от чрезвычайной ситуации определяют, учитывая вероятностный характер процессов, как математическое ожидание ущерба M(U).

Вероятность наступления неблагоприятного события P при условии, что случилась чрезвычайная ситуация, может быть определена с использованием математического ожидания ущерба элементам населенного пункта или населению:

00000009.wmz

00000010.wmz

где

M(U) - математическое ожидание ущерба элементам населенного пункта;

V - количество элементов в населенном пункте (зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и т.п.);

M(N) - математическое ожидание потерь населения;

N - общая численность населения.