Документ не применяется. Подробнее см. Справку

4.1. Общие положения

В настоящее время в России имеются нормативные правовые основы составления прогнозов социально-экономических последствий ЧС. <1>

--------------------------------

<*> Законы Российской Федерации: от 23 июня 1995 года N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного и характера", постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Основной методической предпосылкой проведения прогнозирования социально-экономических последствий ЧС является минимизация упущенной выгоды в хозяйственном комплексе страны за счет реализации превентивных мер, снижающих риск ЧС, с учетом того, что на развитие отраслей и сфер экономики идет минимум бюджетных ассигнований. При этом обязательно увеличение внебюджетных расходов на создание резервных (страховых) фондов на предупреждение и ликвидацию ЧС.

Правительство Российской Федерации взяло на себя функции экономического регулятора расходных статей федерального бюджета с целью уменьшения ущерба отраслям и сферам экономики и территориям Российской Федерации от дестабилизации (нарушения) функционирования конкретных объектов экономики. Это важно и для повышения конкурентной способности на мировом рынке отраслей реального сектора экономики. Современные условия хозяйствования требуют максимального расширения фронта работ по оценке и прогнозированию социально-экономических последствий ЧС, дальнейшему совершенствованию методологии и методики разработки прогнозов. Чем выше уровень оценки и прогнозирования социально-экономических последствий ЧС, тем эффективнее планирование и управление этими процессами в обществе.

Анализ и прогноз социально-экономических последствий ЧС необходим для того, чтобы наметить мероприятия по государственному регулированию процесса развития социально-экономической системы обеспечения снижения риска и смягчения последствий аварий и катастроф. А это значит, что оценка и прогнозирование являются частью процесса управления риском ЧС. Основные этапы управления, образующие "цепочку" взаимосвязанных процессов, представлены на рис. 1.

Можно выделить следующие наиболее крупные задачи, для решения которых решающую роль играет оценка и прогнозирование социально-экономических последствий ЧС:

во-первых, это задача возмещения ущерба от ЧС и страхования рисков, (включающая следующие подзадачи: определение составляющих экономического ущерба от ЧС, подлежащих возмещению и/или страхованию; изыскание источников возмещения ущерба вследствие ЧС; определение размеров, условий и порядка возмещения ущерба).

Целью прогноза является прогнозирование объема ущерба, а также структурных сдвигов в хозяйстве регионов, наступающих в результате ЧС, и связанных с этим качественных изменений социально-экономической ситуации на региональном и федеральном (макроэкономическом) уровнях.

ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

00000011.png

Рис. 1. Схема организации прогнозирования

социально-экономических последствий ЧС

Анализ социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций требует обеспечения комплексного междисциплинарного подхода, требующего стыковки физических, технических, химических и медико-биологических представлений о наносимом ущербе со специфическими представлениями об экономическом ущербе, основанными на понятии выбытия ресурсов, сокращения производства и общественного потребления, падении темпов экономического роста, уменьшения обобщенных макроэкономических показателей.

Разрушение объектов экономики от прямого или косвенного воздействия поражающих факторов ЧС в экономическом плане характеризуется не столько размерами нанесенного физического ущерба, сколько сокращением его производственных возможностей - "выбытием производственных мощностей", потерей экономических ресурсов, важных для выполнения предприятием производственных и социальных функций.

О макроэкономических последствиях ЧС следует говорить, когда масштаб ущерба от них напрямую отражается на расходной части регионального или федерального бюджета.

Возникновение ЧС, как правило, ведет к нарушению функционирования экономической системы страны и (или) ее крупной хозяйственной подсистемы (в том числе регионального уровня); к прямому уничтожению (выбытию) производственных и иных ресурсов или исключению их из хозяйственного оборота; к сокращению возможностей обеспечения конкретных общественных потребностей, в том числе к созданию прямых угроз жизнеобеспечению населения.

Хотя вследствие ЧС ущерб наносится непосредственно отдельным экономическим объектам, для экономической оценки является необходимым учет экономического взаимодействия этих объектов в рамках выполнения ими общественно важных производственных и социальных функций.