5.1. Расширение, уточнение и конкретизация прав участников осуществляемого органами административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях на всех его стадиях
5.1. Расширение, уточнение и конкретизация прав участников
осуществляемого органами административной юрисдикции
производства по делам об административных
правонарушениях на всех его стадиях
5.1.1. Тщательной регламентации требует порядок возбуждения дела об административном правонарушении, подготовки к его рассмотрению и пересмотру, рассмотрения и пересмотра. Речь идет о решении вопросов единоличного и коллегиального рассмотрения и пересмотра дел об административных правонарушениях, основаниях для ухудшения положения лица по результатам пересмотра дела об административном правонарушении как по вступившим в законную силу, так и по не вступившим в законную силу постановлениям по делам об административных правонарушениях.
5.1.2. Должны быть предусмотрены существенное расширение, уточнение и конкретизация прав участников осуществляемого органами административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях на всех его стадиях: как на стадиях возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, так и на стадиях их пересмотра и исполнения постановлений по ним.
Нуждаются в расширении и процессуальные права прокурора, чье участие в рассмотрении дел об административных правонарушениях во многих случаях является оправданным.
При этом с учетом особого статуса прокурора необходимо регламентировать порядок проведения им административного расследования и применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Актуальным представляется расширение круга участников осуществляемого органом административной юрисдикции производства по делу об административном правонарушении путем включения в него представителя саморегулируемой организации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и соответствующих уполномоченных в субъектах Российской Федерации.
5.1.3. Более обстоятельного и обоснованного правового регулирования заслуживают вопросы о доказательствах и распределении бремени доказывания в осуществляемом органом административной юрисдикции производстве по делу об административном правонарушении и о развитии института состязательности в производстве по таким делам.
5.1.4. Нуждаются в уточнении порядок и основания отнесения дел об административных правонарушениях к категориям дел, требующим административного расследования. Необходимо исключить возможность произвольного расширения этого исчерпывающего перечня его последующими дополнениями. Кроме того, следует предусмотреть возможность продления срока проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях до двенадцати месяцев в случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи.
5.1.5. Необходимо ликвидировать проблему конкуренции процессов осуществляемого органом административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях и контрольно-надзорного производства, когда уполномоченный орган может начать либо внеплановую проверку, либо производство по делу об административном правонарушении, в том числе административное расследование.
Так, поступающие в уполномоченный орган материалы (сообщения, заявления), содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а также непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должны проверяться в процессе контрольно-надзорного производства, и только по его завершении может быть принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении.
Вместе с тем исключение должны составлять случаи наличия достаточных данных (полной информации), необходимых для возбуждения дела об административном правонарушении, например, при непосредственном обнаружении грубого нарушения обязательного требования либо при фиксации административного правонарушения, посягающего на конституционные права граждан (побои, мелкое хищение, оскорбление и т.д.).
Кроме того, следует предусмотреть случаи, когда рассмотрение дел об административных правонарушениях недопустимо должностными лицами, непосредственно участвовавшими в осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора) и составившими протоколы об административных правонарушениях по результатам таких мероприятий, путем закрепления конкретных составов административных правонарушений или конкретных сфер деятельности.
5.1.6. Необходимо более детально регламентировать осуществляемую уполномоченным органом процедуру производства по делам об административных правонарушениях, зафиксированных с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, закрепив при этом обязательные требования к использованию таких специальных технических средств, а также параметры фото- и видеоматериалов.
5.1.7. Целесообразно определить порядок заявления и фиксации ходатайств участников осуществляемого органом административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях в устной форме.
5.1.8. Следует предусмотреть исчерпывающий перечень существенных нарушений органом административной юрисдикции требований процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении, которые влекут безусловную отмену постановления по делу об административном правонарушении вышестоящим уполномоченным органом; установить возможность переквалификации административного правонарушения на стадии пересмотра дела об административном правонарушении вышестоящим уполномоченным органом.
5.1.9. Требует рассмотрения вопрос о закреплении института реабилитации лица, незаконно привлеченного к административной ответственности.
5.1.10. Необходимо сохранить подход, согласно которому процессуальный порядок привлечения к административной ответственности арбитражными судами, рассматривающими в пределах их компетенции дело о привлечении к административной ответственности, регулируется арбитражным процессуальным законодательством. Постановление уполномоченного органа по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд и рассматривается в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей