Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 N 130-О "По запросу Омского областного суда о проверке конституционности положения пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 5 июля 2001 г. N 130-О
ПО ЗАПРОСУ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ПУНКТА 12 СТАТЬИ 7
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.Д. Зорькина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Омского областного суда,
Заявитель считает, что оспариваемое положение устанавливает ответственность, по существу аналогичную предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, и тем самым дает налоговым органам возможность дважды налагать административные штрафы на физических лиц за непредставление или несвоевременное представление декларации о доходах, т.е. повторно привлекать одно и то же лицо к административной ответственности за одно и то же правонарушение, а потому несоразмерно ограничивает права и свободы человека и гражданина, носит дискриминационный характер и противоречит статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
2. Оспариваемым положением пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года "О налоговых органах Российской Федерации" (в редакции от 25 февраля 1993 года) налоговым органам предоставляется право налагать административные штрафы на граждан, виновных в непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах, в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. В то же время в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 9 июля 1999 года) непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере, предусмотренном пунктами 1 и 2 данной статьи.
Согласно статье 7 Федерального закона от 31 июля 1998 года "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 названного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации, и подлежат приведению в соответствие с нею. В статье 2 данного Федерального закона отсутствует указание на то, что положения пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" утрачивают силу.
Налоговые же органы, как это следует из материалов, приложенных к запросу, за непредставление налоговой декларации взыскивают с налогоплательщиков - физических лиц штраф на основании статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации и, кроме того, повторно подвергают их штрафу на основании оспариваемого положения, считая, что законодатель установил за это деяние два вида ответственности - налоговую и административную.
3.2. В названных выше решениях Конституционным Судом Российской Федерации сформулирована правовая позиция, согласно которой санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации (статья 1; статья 6, часть 2; статья 17, часть 1; статьи 18, 19 и 50, часть 1) требованиям справедливости и соразмерности, в том числе недопустимости привлечения лица к ответственности повторно за одно и то же правонарушение.
Таким образом, в соответствии с изложенными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации законоположение, которое - по своей юридической конструкции в системе действующего законодательства - позволяет одно и то же лицо подвергать штрафным санкциям повторно за одно и то же налоговое правонарушение, тем самым нарушает один из основополагающих принципов юридической ответственности в Российской Федерации как правовом государстве и вследствие этого, по крайней мере по содержанию норм, не соответствует Конституции Российской Федерации (пункт 1 части первой статьи 86 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
3.3. Оспариваемое положение пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", применяемое одновременно со статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, позволяет налоговым органам дважды налагать на одно и то же лицо штрафное взыскание за одно и то же деяние (непредставление или несвоевременное представление декларации о доходах). Данное положение, как нарушающее принцип недопустимости повторного привлечения лица к ответственности за одно и то же правонарушение, по своей сути относится к таким же положениям, какие именно вследствие нарушения указанного принципа юридической ответственности были признаны Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации (Постановление от 15 июля 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции"), и, следовательно, также является не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 34 (часть 1), 45 (часть 1), 46 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 и частью второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
2. Поскольку для разрешения поставленного Омским областным судом вопроса в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" не требуется вынесения предусмотренного его статьей 71 итогового решения в виде постановления Конституционного Суда Российской Федерации, данный запрос не подлежит дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно, не подлежит обжалованию, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей