Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Таблица 3. - Средние значения коэффициентов обтекаемости kв, лобовой площади Fв и фактора обтекаемости для различных типов транспортных средств

Тип транспортного средства

kв, Нс24

Fв, м2

kвFв,

Нс22

Легковые автомобили:

малого класса

0,20...0,35

1,5...2,0

0,30...0,70

среднего и большого класса

0,20...0,30

2,0...2,8

0,40...0,85

Автобусы:

капотной компоновки

0,45...0,55

4,0...6,0

1,8...3,3

вагонной компоновки

0,35...0,45

5,0...6,5

1,75...2,60

Грузовые автомобили

бортовые

0,50...0,70

3,5...7,0

1,75...4,90

с кузовом фургон

0,50...0,60

5,0...8,5

2,50...6,50

Автоцистерны

0,55...,060

3,5...7,0

1,90...4,50

Автопоезда

0,85...0,95

8,0...8,5

6,80...8,0

Сила сопротивления воздуха пропорциональна квадрату воздушной скорости Vв. При отсутствии ветра она равна скорости транспортного средства Va. При наличии встречного ветра воздушная скорость Vв равна сумме скоростей транспортного средства Va и ветра Wв, при попутном ветре - их разности. Транспортные средства, имеющие большую величину фактора обтекаемости kвFв, очень чувствительны по расходу топлива к изменению воздушной скорости Vв. Это следует учитывать и выбирать скорость транспортного средства на участках свободного движения с учетом скорости и направления ветра.

Сила инерции транспортного средства Pи, Н, пропорциональна массе транспортного средства Ma и продольному ускорению jx:

Pи = kj Majx (3.4)

где kj - коэффициент, учитывающий влияние вращающихся деталей (масс) транспортного средства; Ma - масса транспортного средства, кг; jx - ускорение транспортного средства, м/с2.

Величина kj пропорциональна квадрату передаточного отношения трансмиссии i:

00000119.wmz

где 00000120.wmz = 0,04...0,09 - коэффициент пропорциональности моменту инерции вращающихся масс (маховик, шестерни колеса).

При одном и том же ускорении сила Pи увеличивается на пониженных передачах. При разгоне Pи - величина положительная (препятствует разгону), при торможении - отрицательная (препятствует снижению скорости).

Прямолинейное движение. Рассмотренные выше силы сопротивления движению транспортного средства действуют на него при прямолинейном движении. Для их преодоления к ведущим колесам подводится тяговая сила Pт, создаваемая двигателем, которая равна сумме сил сопротивления движению транспортного средства:

Pт = Pк +/- Pп + Pв + Pи (3.6)

Если присоединить к автомобилю прицеп, он создаст дополнительное сопротивление Pпр, которое будет равно сумме сопротивлений Pк, Pп, Pи прицепа. Уравнение (3.6) для автомобиля с прицепом примет вид:

Pт = Pк +/- Pп + Pв + Pи + Pпр (3.7)

Схема сил, действующих на транспортное средство при движении, приведена на рис. 1. Чтобы преодолеть силы сопротивления движению, между колесом и дорогой должна возникнуть реакция Rт. Величина тяговой реакции Rт, Н, не может быть больше силы сцепления ведущих колес с дорогой Pсц:

00000121.wmz

где 00000122.wmz - коэффициент сцепления шин с дорогой; Gв - вес, приходящийся на ведущие колеса транспортного средства, Н.

00000123.png

Рис. 1. - Силы, действующие на автомобиль при движении:

Rт - тяговая реакция между ведущими колесами и дорогой; Pк1, Pк2 - силы сопротивления качению передних и задних колес соответственно; Pп - сила сопротивления подъему; Pв - сила сопротивления воздуха; Pи - сила инерции; Ga - сила тяжести автомобиля.

Величина коэффициента сцепления зависит от типа и состояния дорожного покрытия, конструкции шин и изношенности их протектора, давления воздуха в шинах, нагрузки на колесо. Величины коэффициентов сцепления 00000124.wmz для разных дорожных условий приведены в табл. 3.

Когда Rт становится равной Pсц, начинается буксование ведущих колес, это одна из опасностей, поджидающих водителя на заснеженных и обледенелых дорогах.

Другая опасность - дорога, покрытая слоем воды. Если шина имеет большой износ, оставшиеся на ней неглубокие канавки не успевают отводить воду из пятна контакта шины с дорогой. В результате возможно аквапланирование шины, которое заключается в том, что при определенных толщине водяной пленки и скорости транспортного средства возникает подъемная гидродинамическая сила, и колесо как бы "всплывает" над дорогой на "водяной подушке", теряя частично (рис. 2б) или полностью (рис. 2в) контакт с дорогой.