Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.9. Рекомендуемый план проведения занятий по учебному предмету "Психофизиологические основы деятельности водителя"

2.9. Рекомендуемый план проведения занятий по учебному

предмету "Психофизиологические основы

деятельности водителя".

Тема 1. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки

Продолжительность занятия: 2 часа

Вид занятия: лекция

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемного обучения, интерактивный.

Используемые технологии: информационно-развивающие (изложение преподавателем учебной информации с использованием технических средств обучения), приемы активного обучения (на основании подготовленных преподавателем заданий и упражнений обучающиеся изучают новый материал, самостоятельно делая выводы)

Цели занятия:

1. Обучающая (изучение влияния познавательных функций на восприятие и поведение водителя).

2. Воспитательная (формирование ответственного отношения к своему состоянию и своим действиям в процессе

Обеспечение занятия:

1. Электронные учебно-наглядные пособия (ИМСО "Автошкола МААШ". Модуль "Основы управления ТС и безопасность движения"; ЭВЛ "Автошкола МААШ". Психологическая подготовка водителей транспортных средств).

2. Наглядные изобразительные пособия (комплект плакатов "Психологические основы безопасного управления транспортным средством").

3. Литература (Рожков Л.Б., Найдина И.В. Психологические основы безопасного управления транспортным средством; Немов Р.С. Психология).

4. Технические средства обучения (экранно-звуковые: компьютер, мультимедийный проектор, экран).

Организация занятия:

1. Организационный момент - (5 минут).

1.1. Приветствие.

1.2. Проверка отсутствующих.

1.3. Объявление темы, целей занятия и учебных вопросов.

2. Изложение нового материала - (75 минут).

Вопрос 1. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки: понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление); внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем); причины отвлечения внимания во время управления транспортным средством; способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов; монотония; влияние усталости и сонливости на свойства внимания; способы профилактики усталости - (15 минут)

Вопрос 2. Виды информации; выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством; информационная перегрузка; системы восприятия и их значение в деятельности водителя; опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки; зрительная система; поле зрения, острота зрения и зона видимости; периферическое и центральное зрение; факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя; другие системы восприятия (слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя; влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки - (20 минут).

Вопрос 3. Память; виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта; мышление; анализ и синтез как основные процессы мышления; оперативное мышление и прогнозирование; навыки распознавания опасных ситуаций; принятие решения в различных дорожных ситуациях; важность принятия правильного решения на дороге - (20 минут).

Вопрос 4. Формирование психомоторных навыков управления автомобилем; влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков; простая и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне; факторы, влияющие на быстроту реакции - (20 минут)

3. Подведение итогов занятия - (10 минут).

3.1. Ответы на вопросы.

3.2. Выдача домашнего задания.