Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.13. Содержание учебного материала

Тема 2.5.1 Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части

Вопрос 1: Предупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов. Правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой

Опасная дорожная ситуация часто возникает из-за того, что какой-либо участник движения не знает намерений другого, не может предугадать, какие действия собирается предпринять водитель встречного или попутного транспортного средства. Любой из маневров (разгон, торможение, обгон, поворот) может оказаться неожиданным для других участников движения и привести к дорожно-транспортному происшествию. Поэтому выработана целая система предупредительных сигналов, с помощью которой водитель информирует других участников движения о том, какие действия он хочет выполнить.

Согласно правилам дорожного движения предупредительные сигналы подают с помощью:

- световых указателей поворота,

- стоп-сигнала,

- сигнала включения передачи заднего хода,

- кратковременного включения фар дальнего света,

- звукового сигнала,

- аварийной сигнализации.

При отсутствии или неисправности световой сигнализации, а также в тех случаях, когда водитель не уверен, что другие участники движения правильно воспримут его сигнал, он может предупреждать о своих намерениях рукой (пункт 8.1).

Подача сигналов рукой:

1. Поворот налево (разворот) - левая рука вытянута в сторону либо правая рука вытянута в сторону и согнута в локте (рисунки 5.1, 5.2, 5.3).

2. Поворот направо - правая рука вытянута в сторону либо левая рука вытянута в сторону и согнута в локте (рисунок 5.4).

3. Торможение, остановка - правая или левая рука поднята вверх (рисунок 5.5).

00000037.jpg

Подача сигналов с помощью указателей поворота

Левые указатели поворота включаются:

1) перед началом движения от правой кромки дороги;

2) перед отклонением влево или перестроением на полосу, расположенную слева;

3) перед левым поворотом или разворотом;

4) перед остановкой у левой кромки дороги.

Правые указатели поворота включаются:

1) перед началом движения от левой кромки дороги;

2) перед отклонением вправо или перестроением на полосу, расположенную справа;

3) перед поворотом направо;

4) перед остановкой у правой кромки дороги.

Чтобы оценить замеченный сигнал и принять необходимые меры безопасности участникам движения требуется некоторое время. Поэтому предупредительные сигналы необходимо подавать заблаговременно до начала выполнения маневра. Это зависит от конкретной обстановки. Например, если дорога свободна, то подавать сигнал можно непосредственно перед началом маневра. Однако особенно внимательным нужно быть при подготовке к повороту налево или развороту, когда можно не заметить, что сзади движется автомобиль, начавший обгон. Для водителя обгоняющего автомобиля включенный сигнал будет восприниматься как опасность. В данном случае подавать сигнал разрешается только после того, как водитель убедится, что ни одному из следующих за ним участников движения не будет создана помеха. Прекращать подачу сигнала нужно сразу по окончании маневра.

Сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения (рисунок 5.6).

Подача сигналов не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия необходимых мер предосторожности (пункт 8.2).

00000038.jpg

Подача сигнала о торможении

Стоп-сигнал служит для предупреждения водителей транспортных средств, следующих сзади, о торможении. Для подачи сигнала о торможении водителю не надо специально что-то включать, достаточно нажать на педаль тормоза и фонари стоп-сигнала включатся автоматически. Водителю необходимо следить за исправностью электрической цепи стоп-сигнала, электрических ламп и предохранителей. Неисправность стоп-сигнала может привести к ДТП.

Подача сигнала о включении передачи заднего хода

Движение задним ходом сопряжено с опасностями, связанными, прежде всего, с плохим обзором дороги позади транспортного средства. Сигнал включения передачи заднего хода служит для предупреждения других участников движения о намерении водителя двигаться задним ходом. При перемещении рычага переключения передач в положение "R" фонари включения передачи заднего хода включаются автоматически. Водителю также необходимо поддерживать приборы электрической цепи фонарей включения передачи заднего хода в исправном состоянии.

Подача сигналов с помощью включения фар дальнего света

Кратковременное включение фар дальнего света водители могут использовать вместо звукового сигнала для привлечения внимания других участников движения. Например, в населенном пункте для привлечения внимания водителя обгоняемого автомобиля. Однако во избежание ослепления водителей встречного или обгоняемого автомобиля в темное время суток включение фар дальнего света должно быть кратковременным (пункт 19.11).

Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки

Подача звуковых сигналов в населенном пункте запрещена, за исключением предупреждения опасных ситуаций. Если водитель без затруднения может предотвратить опасность (объехать препятствие, снизить скорость, остановиться), то подавать звуковой сигнал не следует. Вне населенного пункта звуковой сигнал может использоваться для привлечения внимания водителя обгоняемого автомобиля. Во всех случаях звуковой сигнал подается для предотвращения ДТП (пункт 19.10).

Водитель должен включить аварийную сигнализацию:

- при дорожно-транспортном происшествии;

- при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;

- при ослеплении водителя светом фар (пункт 19.2);

- при буксировке - на буксируемом механическом транспортном средстве;

- при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки "Перевозка детей" и высадке из него.

Вопрос 2: Начало движения, перестроение. Повороты направо, налево и разворот. Поворот налево и разворот на проезжей части с трамвайными путями. Движение задним ходом. Случаи, когда водители должны уступать дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Движение по дорогам с полосой разгона и торможения

Начало движения, выезд с прилегающих территорий, перестроение

Перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом и остановкой наряду с подачей сигналов световыми указателями поворота соответствующего направления (а при их отсутствии или неисправности - рукой), водитель должен убедиться, что при выполнении маневра не будет создаваться опасности для движения, а также помех другим участникам движения (пункт 8.1), (рисунок 5.7).

Выезжая на дорогу с прилегающих к ней территорий (из дворов, с места стоянки, от АЗС), водитель должен вести транспортное средство с минимальной скоростью и уступать дорогу движущимся по ней пешеходам и транспортным средствам (рисунок 5.8). При съезде с дороги на прилегающую территорию - уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает (пункт 8.3), (рисунок 5.9).

00000039.jpg

При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения (рисунок 5.10). При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа (пункт 8.4), (рисунок 5.11).

Повороты направо, налево, разворот

Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении (пункт 8.5), (рисунки 5.12, 5.13).

Если на перекрестке организовано круговое движение, то въезжать на него разрешается с любой полосы (пункт 8.5), (рисунок 5.14).

00000040.jpg

При повороте направо водители должны вести транспортные средства по возможности ближе к правому краю проезжей части. При выезде с пересечений проезжих частей транспортное средство не должно оказаться на стороне встречного движения (пункт 8.6), (рисунки 5.15, 5.16). При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства должен уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления (пункт 8.8), (рисунок 5.17).

00000041.jpg

Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, то:

- при повороте направо разрешается отступать от этих требований, при этом водитель не должен создавать помех попутным транспортным средствам (пункт 8.7), (рисунок 5.18);

- при развороте вне перекрестка, если ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины), при этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным ТС (пункт 8.8), (рисунок 5.19).

00000042.jpg

Разворот транспортных средств

При необходимости изменения направления движения на противоположное водитель должен выбрать место для разворота транспортного средства там, где это не запрещено дорожными знаками и дорожной разметкой.

Кроме этого, согласно пункту 8.11 Правил, разворот запрещается в следующих местах:

- на пешеходных переходах;

- в тоннелях;

- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;

- на железнодорожных переездах;

- в местах с видимостью дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;

- в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Поворот налево и разворот на проезжей части с трамвайными путями

При наличии слева на одном уровне с проезжей частью трамвайных путей попутного направления поворот налево или разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1, 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом водитель не должен создавать помех трамваю (пункт 8.5), (рисунки 5.20, 5.21).

00000043.jpg

Движение задним ходом (пункт 8.12)

Движение задним ходом разрешается на любых дорогах и в любых местах, за исключением движения:

- на автомагистралях;

- на перекрестках;

- в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11.

Если возможность контролировать безопасность движения ограничена, то водитель должен прибегнуть к помощи других лиц. Надо отметить, что водитель должен очень ответственно подходить к выбору лиц, чьими услугами он собирается воспользоваться при движении задним ходом, т.к. в случае совершения ДТП отвечать придется ему самому.

В некоторых случаях водители должны уступать дорогу транспортным средствам, движущимся справа

Это обусловлено тем, что в соответствии с пунктом 1.4 Правил на дорогах Российской Федерации установлено правостороннее движение транспортных средств. В связи с этим рабочее место водителя расположено у левого борта автомобиля, что обеспечивает соблюдение безопасного интервала при встречном разъезде. Находясь у левого борта автомобиля, водитель также лучше может контролировать обстановку слева от него (рисунок 5.22). Поэтому в некоторых ситуациях водители транспортных средств, находящихся справа, пользуются приоритетом в движении.

Водитель должен уступить дорогу транспортному средству, движущемуся справа в следующих случаях:

1) при одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно (пункт 8.4), (рисунок 5.23);

2) на нерегулируемых перекрестках, при движении по равнозначным дорогам (пункты 13.10 и 13.11), (рисунок 5.24);

3) в других случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются или совмещаются, а очередность проезда не оговорена Правилами (пункт 8.9), (рисунок 5.25).

00000044.jpg

Движение по дорогам с полосой разгона и торможения

При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней (рисунок 5.26).

При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге (пункт 8.10), (рисунок 5.27).

00000045.jpg

Вопрос 3: Средства организации дорожного движения, дающие водителю информацию о количестве полос движения. Определение количества полос движения при отсутствии данных средств. Порядок движения транспортных средств по дорогам с различной шириной проезжей части. Порядок движения тихоходных транспортных средств. Движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью. Движение транспортных средств по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам.

Пропускная способность дороги зависит от ширины ее проезжей части. Однако чем шире проезжая часть дороги, тем строже должно упорядочиваться движение по ней различных транспортных средств. Транспортные средства никогда не движутся строго прямолинейно. Даже на самой хорошей дороге они постоянно отклоняются то в одну, то в другую сторону. Поэтому ширина полосы, занимаемой автомобилем при движении, выбирается с учетом его динамических габаритов.

Ширина полосы движения составляет от 3 м до 3,75 м, следовательно, проезжая часть шириной 6 - 7 м имеет две полосы движения, проезжая часть шириной 9 - 11 м имеет три полосы, а проезжая часть шириной 12 - 15 м имеет четыре полосы движения.

Информацию о количестве полос движения для безрельсовых транспортных средств водители получают с помощью дорожной разметки и дорожных знаков 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8. Если разметка и знаки отсутствуют, то согласно пункту 9.1 Правил, водители сами определяют количество полос с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств) (рисунки 5.28, 5.29).

00000046.jpg

На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой (пункт 9.2).

На дороге, проезжая часть которой разделена на полосы движения продольными линиями разметки, водители должны вести транспортные средства строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разрешается только при перестроении (пункт 9.7).

Порядок движения транспортных средств

На дорогах, имеющих две полосы с двусторонним движением, выезжать на левую полосу разрешается при объезде, обгоне, а в населенном пункте и для остановки (стоянки) на левой стороне дороги (пункты 11.4, 12.4 и 12.5), (рисунки 5.30, 5.31).

На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя полоса используется для движения в обоих направлениях, выезжать на нее разрешается для объезда, обгона, поворота налево или разворота. Въезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается (пункт 9.3), (рисунки 5.32, 5.33).

00000047.jpg

Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых:

- на дороге вне населенного пункта;

- в населенном пункте на дороге, обозначенной знаком 5.1 или 5.3, либо где соответствующими знаками разрешено движение со скоростью более 80 км/ч (примечание к пункту 10.2 Правил), (рисунок 5.34).

В населенном пункте с учетом требований пунктов 9.4, 9.5, 16.1 и 24.2 водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия. Это означает, что при интенсивном движении перестроения, связанные с опережением транспортных средств запрещены (пункт 9.4), (рисунок 5.35).

00000048.jpg

На любой дороге, имеющей три или более полосы для движения в данном направлении, занимать крайнюю левую полосу разрешается (пункт 9.4):

- при интенсивном движении, когда заняты другие полосы;

- для поворота налево или разворота;

- грузовому автомобилю с разрешенной максимальной массой более 2,5 т - только для поворота налево или разворота (рисунок 5.36);

- для остановки или стоянки на левой стороне дороги с односторонним движением в соответствии с пунктом 12.1 Правил.

Транспортные средства, скорость которых не превышает 40 км/ч, должны двигаться по крайней правой полосе. Выезжать за ее пределы разрешается для объезда, обгона, поворота налево, разворота, а также для остановки (стоянки) на левой стороне дороги с односторонним движением (пункт 9.5), (рисунок 5.37).

00000049.jpg

Разрешается движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью:

- когда заняты все полосы попутного направления;

- при объезде;

- при повороте налево, развороте согласно пункту 8.5 Правил.

При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается (рисунок 5.38).

Если перед перекрестком установлены знаки 5.15.1 или 5.15.2, то движение по трамвайным путям через перекресток запрещается (пункт 9.6,), (рисунок 5.39).

00000050.jpg

При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей оно заняло крайнюю правую полосу (пункт 9.8), (рисунок 5.40).

Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения (пункт 9.9), (рисунки 5.41, 5.42).

00000051.jpg