4.9. План проведения занятия по учебному предмету "Основы пассажирских и грузовых перевозок"
Тема 3.1.4.1. "Законодательство, регламентирующее организацию пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом"
Продолжительность занятия: 2 часа
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный
Используемые технологии: информационно-развивающие (изложение преподавателем учебной информации с использованием технических средств обучения)
Образовательная (ознакомление с положениями законодательства, определяющего организацию пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом, требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения и транспортной безопасности).
Воспитательная (осознание обучающимися необходимости выполнения требований законодательства, определяющего правовые основы пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом).
Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками, - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 400 с.
Гудков В.А., Миротин Л.Б., Вельможин А.В., Ширяев С.А. Пассажирские автомобильные перевозки, - М.: "Горячая линия - Телеком", 2004. - 448 с.
Горев А.Э. грузовые автомобильные перевозки, - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 288 с.
Майборода М.Е. Грузовые автомобильные перевозки, - Ростов н/Дону: "Феникс", 2007. - 442 с.
Савин В.И. Перевозки грузов автомобильным транспортом, - М.: "Дело и Сервис", 2002 - 544 с.
Технические средства обучения (экранно-звуковые: компьютер, мультимедийный проектор, экран)
1. Организационный момент - (5 минут)
1.3. Объявление темы, целей занятия и учебных вопросов
2. Изложение нового материала - (75 минут)
Вопрос 1: Обзор основных законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих выполнение пассажирских и грузовых перевозок в России. Требования при лицензировании автотранспортной деятельности. Система управления и регулирования автотранспортной деятельности на федеральном и региональном уровне. (25 мин.)
Вопрос 2: Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств. Классификация транспортных средств по категориям. (25 мин.)
Вопрос 3: Цели и задачи обеспечения транспортной безопасности. Принципы обеспечения транспортной безопасности; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Ограничения при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности; права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности. (25 мин.)
3. Подведение итогов занятия (10 мин.)
3.3. Выдача домашнего задания.
Тема 3.1.4.1. Законодательство, регламентирующее организацию пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом
Вопрос 1: Обзор основных законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих выполнение пассажирских и грузовых перевозок в России. Требования при лицензировании автотранспортной деятельности. Система управления и регулирования автотранспортной деятельности на федеральном и региональном уровне.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского Кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (далее - Гражданский Кодекс) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулирует Устав.
Основными участниками отношений, на которых при пользовании услугами автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта распространяется действие настоящего Устава, являются перевозчики, фрахтовщики, грузоотправители и грузополучатели, пассажиры, фрахтователи, владельцы инфраструктуры, а также представители указанных лиц, в частности экспедиторы, агенты.
Что касается грузовых и пассажирских перевозок автомобильным транспортом, то под ними в данном случае понимаются услуги по доставке грузов и пассажиров в пункт назначения следующими транспортными средствами:
- автомобильными прицепами, полуприцепами;
Следует отметить, что не все отношения, вытекающие из перемещения грузов и пассажиров в пространстве автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, регулируются Уставом. Так, если такое перемещение осуществляется для собственных нужд либо отсутствует признак возмездности договора, то налицо транспортировка груза или пассажира, но не перевозка. Нельзя рассматривать в качестве перевозки транспортировку груза юридическим лицом посредством собственных автомобилей с одного склада предприятия на другой, доставку своим транспортом к месту жительства заготовленного сена или дров. Перевозка является более узким по отношению к транспортировке понятием и всегда осуществляется перевозчиком на эквивалентно-возмездных договорных началах в пользу грузоотправителя, грузополучателя либо пассажира.
Оказание услуг перевозчиком пассажирам, грузоотправителям и грузополучателям на объектах транспортной инфраструктуры возможно как в рамках договора перевозки, так и в рамках договора транспортной экспедиции. В первом случае речь идет об обязательных для перевозчика услугах, без которых невозможно выполнить договор перевозки. Транспортно-экспедиционные услуги не входят в круг обязанностей перевозчика по договору перевозки, хотя и связаны с перевозкой грузов.
Диапазон регулируемых Уставом общественных отношений является ограниченным. За его пределами находятся отношения:
- связанные с перевозкой почты;
- связанные с организацией перевозок грузов;
- связанные с организацией перевозок пассажиров;
- между транспортными организациями, вытекающие из узловых соглашений и договоров на централизованный завоз (вывоз) грузов;
- вытекающие из договора перевозки в прямом смешанном сообщении;
- вытекающие из договора буксировки;
- вытекающие из перевозки грузов, пассажиров, багажа автомобильным транспортом в международном сообщении;
- связанные с перевозками городским подземным электрическим пассажирским транспортом;
- между органами власти и хозяйствующими субъектами, выполняющими перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении не регулируются Уставом, а международными договорами Российской Федерации. К числу таковых следует отнести:
Конвенцию о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.);
Конвенцию ООН о международных смешанных перевозках грузов (Женева, 24 мая 1980 г.) и др.
Уставом урегулированы только общие условия:
- грузовых и пассажирских перевозок;
- оказания услуг пассажирам, грузоотправителям, грузополучателям, фрахтовщикам на объектах транспортной инфраструктуры.
В связи с этим возникает необходимость принятия нормативно-правовых актов, конкретизирующих данные условия.
В соответствии со статьей 3 Устава, утверждены Правила перевозок пассажиров и Правила перевозок грузов.
Правила перевозки пассажиров устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок и вводят понятия, которые означают следующее:
"автовокзал" - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки;
"автостанция" - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки;
"багажный автомобиль" - транспортное средство, осуществляющее перевозку багажа отдельно от пассажиров;
"коммерческий акт" - документ, удостоверяющий недостачу, повреждение или порчу багажа;
"кондуктор" - должностное лицо, осуществляющее продажу билетов в транспортном средстве;
"легковое такси" - транспортное средство категории "M1", используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования;
"таксометр" - оборудование, предназначенное для расчета стоимости перевозки пассажиров и багажа легковым такси исходя из установленных тарифов на единицу пробега и (или) единицу времени пользования транспортным средством;
"транспортное средство категории "M1" - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения;
"транспортное средство категории "M2" - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого не превышает 5 тонн;
"транспортное средство категории "M3" - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого превышает 5 тонн.
Помимо общих положений в содержание Правил перевозки пассажиров входят разделы, посвященные регулярным перевозкам пассажиров и багажа, перевозкам пассажиров и багажа по заказу, перевозкам пассажиров и багажа легковым такси, забытым и найденным вещам, порядку оформления претензий и составления актов. В приложениях приведены различные формы документов.
Правила перевозок грузов устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки. Правовое значение деления грузов на виды заключается в том, что права, обязанности и ответственность участников отношений по организации и осуществлению перевозки грузов различаются в зависимости от свойств перевозимого груза. При этом под организацией перевозки, понимается определенная последовательность действий ее участников, направленная на подготовку перевозки грузов. К числу таких действий следует отнести: выбор маршрута перевозки, переговоры с перевозчиком, маркировка и упаковка грузов, заполнение перевозочных документов, погрузка и пломбирование грузов в случае, если такая обязанность лежит на грузоотправителе.
В Правилах перевозки грузов используются следующие понятия:
"сопроводительная ведомость" - документ, служащий для учета и контроля использования контейнера;
"партия груза" - груз одного или нескольких наименований, перевозимый по одному товаро-распорядительному документу;
"грузовое место" - материальный объект, принятый для перевозки;
"тяжеловесный груз - груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей