Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4.9. План проведения занятия по учебному предмету "Основы пассажирских и грузовых перевозок"

4.9. План проведения занятия по учебному предмету

"Основы пассажирских и грузовых перевозок"

Тема 3.1.4.1. "Законодательство, регламентирующее организацию пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом"

Продолжительность занятия: 2 часа

Вид занятия: лекция

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный

Используемые технологии: информационно-развивающие (изложение преподавателем учебной информации с использованием технических средств обучения)

Цели занятия:

Образовательная (ознакомление с положениями законодательства, определяющего организацию пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом, требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения и транспортной безопасности).

Воспитательная (осознание обучающимися необходимости выполнения требований законодательства, определяющего правовые основы пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом).

Обеспечение занятия:

Литература:

Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками, - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 400 с.

Гудков В.А., Миротин Л.Б., Вельможин А.В., Ширяев С.А. Пассажирские автомобильные перевозки, - М.: "Горячая линия - Телеком", 2004. - 448 с.

Горев А.Э. грузовые автомобильные перевозки, - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 288 с.

Майборода М.Е. Грузовые автомобильные перевозки, - Ростов н/Дону: "Феникс", 2007. - 442 с.

Савин В.И. Перевозки грузов автомобильным транспортом, - М.: "Дело и Сервис", 2002 - 544 с.

Технические средства обучения (экранно-звуковые: компьютер, мультимедийный проектор, экран)

Организация занятия:

1. Организационный момент - (5 минут)

1.1. Приветствие

1.2. Проверка отсутствующих

1.3. Объявление темы, целей занятия и учебных вопросов

2. Изложение нового материала - (75 минут)

Вопрос 1: Обзор основных законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих выполнение пассажирских и грузовых перевозок в России. Требования при лицензировании автотранспортной деятельности. Система управления и регулирования автотранспортной деятельности на федеральном и региональном уровне. (25 мин.)

Вопрос 2: Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств. Классификация транспортных средств по категориям. (25 мин.)

Вопрос 3: Цели и задачи обеспечения транспортной безопасности. Принципы обеспечения транспортной безопасности; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Ограничения при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности; права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности. (25 мин.)

3. Подведение итогов занятия (10 мин.)

3.1. Ответы на вопросы.

3.2. Выставление оценок.

3.3. Выдача домашнего задания.

Содержание учебного материала

Тема 3.1.4.1. Законодательство, регламентирующее организацию пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом

Вопрос 1: Обзор основных законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих выполнение пассажирских и грузовых перевозок в России. Требования при лицензировании автотранспортной деятельности. Система управления и регулирования автотранспортной деятельности на федеральном и региональном уровне.

В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского Кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (далее - Гражданский Кодекс) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулирует Устав.

Основными участниками отношений, на которых при пользовании услугами автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта распространяется действие настоящего Устава, являются перевозчики, фрахтовщики, грузоотправители и грузополучатели, пассажиры, фрахтователи, владельцы инфраструктуры, а также представители указанных лиц, в частности экспедиторы, агенты.

Что касается грузовых и пассажирских перевозок автомобильным транспортом, то под ними в данном случае понимаются услуги по доставке грузов и пассажиров в пункт назначения следующими транспортными средствами:

- грузовыми автомобилями;

- автомобильными прицепами, полуприцепами;

- автобусами;

- трамваями;

- троллейбусами;

- легковыми автомобилями.

Следует отметить, что не все отношения, вытекающие из перемещения грузов и пассажиров в пространстве автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, регулируются Уставом. Так, если такое перемещение осуществляется для собственных нужд либо отсутствует признак возмездности договора, то налицо транспортировка груза или пассажира, но не перевозка. Нельзя рассматривать в качестве перевозки транспортировку груза юридическим лицом посредством собственных автомобилей с одного склада предприятия на другой, доставку своим транспортом к месту жительства заготовленного сена или дров. Перевозка является более узким по отношению к транспортировке понятием и всегда осуществляется перевозчиком на эквивалентно-возмездных договорных началах в пользу грузоотправителя, грузополучателя либо пассажира.

Оказание услуг перевозчиком пассажирам, грузоотправителям и грузополучателям на объектах транспортной инфраструктуры возможно как в рамках договора перевозки, так и в рамках договора транспортной экспедиции. В первом случае речь идет об обязательных для перевозчика услугах, без которых невозможно выполнить договор перевозки. Транспортно-экспедиционные услуги не входят в круг обязанностей перевозчика по договору перевозки, хотя и связаны с перевозкой грузов.

Диапазон регулируемых Уставом общественных отношений является ограниченным. За его пределами находятся отношения:

- связанные с перевозкой почты;

- связанные с организацией перевозок грузов;

- связанные с организацией перевозок пассажиров;

- между транспортными организациями, вытекающие из узловых соглашений и договоров на централизованный завоз (вывоз) грузов;

- вытекающие из договора перевозки в прямом смешанном сообщении;

- вытекающие из договора буксировки;

- вытекающие из перевозки грузов, пассажиров, багажа автомобильным транспортом в международном сообщении;

- связанные с перевозками городским подземным электрическим пассажирским транспортом;

- между органами власти и хозяйствующими субъектами, выполняющими перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении не регулируются Уставом, а международными договорами Российской Федерации. К числу таковых следует отнести:

Конвенцию о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.);

Конвенцию ООН о международных смешанных перевозках грузов (Женева, 24 мая 1980 г.) и др.

Уставом урегулированы только общие условия:

- грузовых и пассажирских перевозок;

- оказания услуг пассажирам, грузоотправителям, грузополучателям, фрахтовщикам на объектах транспортной инфраструктуры.

В связи с этим возникает необходимость принятия нормативно-правовых актов, конкретизирующих данные условия.

В соответствии со статьей 3 Устава, утверждены Правила перевозок пассажиров и Правила перевозок грузов.

Правила перевозки пассажиров устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок и вводят понятия, которые означают следующее:

"автовокзал" - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки;

"автостанция" - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки;

"багажный автомобиль" - транспортное средство, осуществляющее перевозку багажа отдельно от пассажиров;

"коммерческий акт" - документ, удостоверяющий недостачу, повреждение или порчу багажа;

"кондуктор" - должностное лицо, осуществляющее продажу билетов в транспортном средстве;

"легковое такси" - транспортное средство категории "M1", используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования;

"таксометр" - оборудование, предназначенное для расчета стоимости перевозки пассажиров и багажа легковым такси исходя из установленных тарифов на единицу пробега и (или) единицу времени пользования транспортным средством;

"транспортное средство категории "M1" - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения;

"транспортное средство категории "M2" - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого не превышает 5 тонн;

"транспортное средство категории "M3" - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого превышает 5 тонн.

Помимо общих положений в содержание Правил перевозки пассажиров входят разделы, посвященные регулярным перевозкам пассажиров и багажа, перевозкам пассажиров и багажа по заказу, перевозкам пассажиров и багажа легковым такси, забытым и найденным вещам, порядку оформления претензий и составления актов. В приложениях приведены различные формы документов.

Правила перевозок грузов устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки. Правовое значение деления грузов на виды заключается в том, что права, обязанности и ответственность участников отношений по организации и осуществлению перевозки грузов различаются в зависимости от свойств перевозимого груза. При этом под организацией перевозки, понимается определенная последовательность действий ее участников, направленная на подготовку перевозки грузов. К числу таких действий следует отнести: выбор маршрута перевозки, переговоры с перевозчиком, маркировка и упаковка грузов, заполнение перевозочных документов, погрузка и пломбирование грузов в случае, если такая обязанность лежит на грузоотправителе.

В Правилах перевозки грузов используются следующие понятия:

"сопроводительная ведомость" - документ, служащий для учета и контроля использования контейнера;

"партия груза" - груз одного или нескольких наименований, перевозимый по одному товаро-распорядительному документу;

"грузовое место" - материальный объект, принятый для перевозки;

"тяжеловесный груз - груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1