Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.7. Описание тематического содержания предмета и основных его разделов

2.7. Описание тематического содержания предмета

и основных его разделов

Учебный предмет "Психофизиологические основы деятельности водителя" состоит из пяти тем:

1. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки

2. Этические основы деятельности водителя

3. Основы эффективного общения

4. Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов

5. Саморегуляция и профилактика конфликтов (психологический практикум)

Тема познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки включает в себя изучение следующих ключевых моментов: понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление); внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем); причины отвлечения внимания во время управления транспортным средством; способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов; монотония; влияние усталости и сонливости на свойства внимания; способы профилактики усталости; виды информации; выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством; информационная перегрузка; системы восприятия и их значение в деятельности водителя; опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки; зрительная система; поле зрения, острота зрения и зона видимости; периферическое и центральное зрение; факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя; другие системы восприятия (слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя; влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки; память; виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта; мышление; анализ и синтез как основные процессы мышления; оперативное мышление и прогнозирование; навыки распознавания опасных ситуаций; принятие решения в различных дорожных ситуациях; важность принятия правильного решения на дороге; формирование психомоторных навыков управления автомобилем; влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков; простая и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне; факторы, влияющие на быстроту реакции.

Тема этические основы деятельности водителя рассматривает: каковы должны быть цели обучения управлению транспортным средством; мотивация в жизни и на дороге; мотивация достижения успеха и избегания неудач; склонность к рискованному поведению на дороге; формирование привычек; ценности человека, группы и водителя; свойства личности и темперамент; влияние темперамента на стиль вождения; негативное социальное научение; понятие социального давления; влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя; ложное чувство безопасности; влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения; способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством; представление об этике и этических нормах; этические нормы водителя; ответственность водителя за безопасность на дороге взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения; уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды); причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами; особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки.

Тема основы эффективного общения включает в себя: понятие общения, его функции, этапы общения; стороны общения, их общая характеристика (общение как обмен информацией, общение как взаимодействие, общение как восприятие и понимание других людей); характеристика вербальных и невербальных средств общения; основные "эффекты" в восприятии других людей; виды общения (деловое, личное); качества человека, важные для общения; стили общения; барьеры в межличностном общении, причины и условия их формирования; общение в условиях конфликта; особенности эффективного общения; правила, повышающие эффективность общения.

Тема эмоциональные состояния и профилактика конфликтов включает в себя: эмоции и поведение водителя; эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация); изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях; управление поведением на дороге; экстренные меры реагирования; способы саморегуляции эмоциональных состояний; конфликтные ситуации и конфликты на дороге; причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения; тип мышления, приводящий к агрессивному поведению; изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов; влияние плохого самочувствия на поведение водителя; профилактика конфликтов; правила взаимодействия с агрессивным водителем.

Тема саморегуляция и профилактика конфликтов является практическим занятием и способствует приобретению практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции психических состояний, а также первичных навыков профилактики конфликтов. Психологический практикум - это практическое занятие. Целью практикума является выработка базовых навыков саморегуляции поведения водителей на дороге, приобретение первичных навыков профилактики конфликтов, поведения в сложных конфликтных ситуациях возникающих в условиях дорожного движения. Этому способствует решение ситуационных задач, заранее подготовленных преподавателем, которые отражают типичные моменты общения на дороге.

Поведение каждого водителя определяется несколькими составляющими. Это восприятие дорожной ситуации, оценка дорожной ситуации, принятие решение о действии, группе действий или бездействии, а также выполнение этого решения.

Выполнение самого решения мы и наблюдаем в качестве поведения человека за рулем.

Обучение водителей всегда проводилось с опорой на сознание обучающихся, рациональное мышление и разумное поведение. Однако редко учитывались факторы, которые могут привести к неадекватной реакции водителя на изменение дорожной обстановки. В реальной деятельности водители постоянно сталкиваются с такими факторами. Ранее не учитывались эмоциональные состояния водителя, безусловно влияющие на восприятие дорожной обстановки, ее оценку, принятие решения и его выполнения.

Так же не учитывались социальные аспекты взаимодействия водителей на дороге. В первую очередь тема конфликтов и их профилактики.

Эти темы были отражены в плане теоретического курса. Однако отсутствие практических навыков в вышеперечисленных вопросах приводили к низкой эффективности психологической подготовки начинающих водителей.

Для выработки практических навыков были выбраны такие аспекты, как саморегуляция эмоциональных состояний и правильное поведение в конфликтных ситуациях.

Для отработки данных навыков мы рекомендуем руководствоваться следующими правилами проведения Практикума. Практикум относится к активным или интерактивным методам обучения.

Работа может проводиться индивидуально (каждый сам отвечает на вопрос), в парах (один задает вопросы и оценивает ответы, другой отвечает или один выполняет упражнение, а второй ему помогает), тройках (двое работают, а третий наблюдает за работой и дает обратную связь) и группах учащихся (работа в команде, решение вырабатывает вся команда, ответ дает лидер).

При использовании активных методов обучения ученики становятся равноправным участником учебного процесса. Не потребителями, а партнерами.

Они лучше осознают свои ощущения, эмоции и мотивы поведения, усваивают учебный материал, могут адекватно оценивать свое состояние и возможности. Преподаватель здесь является модератором, ведущим, направляющим обсуждение.

Ведущий должен быть сам уверен, что практикум будет эффективным и принесет пользу будущим водителям. Что работа в процессе практикума способствует тому, что ученик станет ответственным водителем, что повысится уровень осознанности своего состояния и своих возможностей в дорожной ситуации, понимание причин своего поведения на дороге. Что ученик освоит элементарные навыки управления собой и социальной ситуацией.

Иначе, преподаватель не сможет мотивировать учащихся на выполнение заданий и упражнений практикума. Именно поэтому, преподавателю-ведущему полезно самому выбрать или разработать задания и упражнения в рамках тематики Практикума.

В начале практикума преподаватель-ведущий объявляет цели и задачи практикума, выясняет ожидания и потребности участников практикума. Задается вопрос, чего они ждут от проведения практикума, какую пользу он может им принести. Это мотивирует участников на работу в Практикуме. Очень полезно выслушать, не комментируя, ответы всех участников.

Практикум должен состоять из набора практических заданий и упражнений для учащихся.

1. Это задания на самооценивание своего типа реагирования в ситуации стресса, личностных характеристик (уровень тревожности и агрессивности, локус контроля), тип темперамента и особенности реагирования этого типа в ситуации напряжения с помощью различных диагностических методик и тестов.

2. Это практические задания с выработкой поведенческой стратегии в сложной ситуации (как избежать конфликта, как снизить эмоциональную составляющую конфликтной ситуации, как ответить на конфликтоген).

3. Это выработка плана действий в ситуации, когда водитель плохо себя почувствовал, у него возникло предобморочное состояние, в ситуации, когда он принял алкоголь или медикаменты, несовместимые с управлением транспортным средством или при получении информации, которая вызвала эмоцию высокой интенсивности.

4. Это упражнения на освоение техники 4-х тактного дыхания (вдох-пауза выдох-пауза), медитации на часть тела, техники расслабления, ресурсных состояний. Дело в том, что умение регулировать свое эмоциональное состояние может быть выработано только до возникновения эмоционально заряженной ситуации. Заранее.

5. Это проигрывание ситуаций, вызывающих высокую тревогу у учащихся, или наиболее опасных ситуаций социального взаимодействия на дороге. Может применяться техника психодрамы с мобилизацией эмоциональных составляющих. Например, встреча с сотрудником ГИБДД, образ которого в сознании учащихся может быть грандиозно опасным. Или встреча с водителем, машину которого ученик повредил. Как реагировать, когда произошло ДТП. Что делать, когда ученику кажется, что неправ был другой водитель. Цель таких упражнений позволить учащимся снизить уровень тревоги и научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации в безопасных условиях учебного класса.

6. Это работа с "социальным конструированием". Возможные варианты причин поведения других водителей. Понимание, что ожидают другие водители от меня. Например, ответы на вопросы на тему "Почему он меня подрезал?", "Зачем мне сигналят?", "Для чего мне показывают, чтобы я открыл окно?".

После каждого задания и упражнения важно провести обсуждение того, что происходило в процессе работы, что чувствовали участники, какие выводы они сделали.

Для преподавателя важно:

1. Поощрять безоценочные высказывания;

2. Поощрять высказывания о собственных чувствах и ощущениях;

3. Дать высказать все точки зрения;

4. Сделать заключение. Обобщить мнения участников практикума.

Здесь осуществляется практическое решение ситуационных психологических задач по оценке психического состояния, и поведения в сложных дорожных ситуациях. Уделяется время профилактике конфликтов и грамотному общению в условиях дорожного конфликта.