Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3.10. Содержание учебного материала

Тема 3. "Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления"

Вопрос 1: Силы и моменты, действующие на транспортное средство во время движения

Транспортное средство является сложным объектом управления. Его реакция на поворот рулевого колеса изменяется при изменении скорости, бокового ускорения, тяговой и тормозной сил, коэффициента сцепления шин с дорогой, нагрузки. В зависимости от степени блокировки (буксования) колеса реализуемая тормозная (тяговая) реакция изменяется до 30%. Для надежного управления объектом с таким "изменчивым характером" необходимо знание основ теории движения транспортного средства.

Крутящий момент, создаваемый на валу двигателя, с помощью трансмиссии преобразуется в тяговую силу Pт на ведущих колесах, которая необходима для преодоления сопротивлений движению транспортного средства. Рассмотрим силы, на преодоление которых затрачивается энергия топлива, сжигаемого в двигателе.

Сила сопротивления качению колеса Pк зависит от типа и состояния дорожного покрытия, величины продольного уклона дороги, конструкции шин, давления воздуха в них, нагрузки транспортного средства. Между величиной Pк, и весом транспортного средства Ga существует зависимость:

00000115.wmz

где 00000116.wmz - коэффициент сопротивления качению; Ga - вес транспортного средства, Н; 00000117.wmz - угол продольного уклона дороги, °.

Значения коэффициента сопротивления качению для разных типов дорожного покрытия приведены в табл. 2.

Сила сопротивления подъему Pп, Н, зависит от веса транспортного средства Ga и величины продольного уклона дороги:

00000118.wmz

где i - продольный уклон, %.

При движении на подъем величина Pп положительная, на спуске - отрицательная (помогает движению транспортного средства).