Тема 3. "Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления"
Вопрос 1: Силы и моменты, действующие на транспортное средство во время движения
Транспортное средство является сложным объектом управления. Его реакция на поворот рулевого колеса изменяется при изменении скорости, бокового ускорения, тяговой и тормозной сил, коэффициента сцепления шин с дорогой, нагрузки. В зависимости от степени блокировки (буксования) колеса реализуемая тормозная (тяговая) реакция изменяется до 30%. Для надежного управления объектом с таким "изменчивым характером" необходимо знание основ теории движения транспортного средства.
Крутящий момент, создаваемый на валу двигателя, с помощью трансмиссии преобразуется в тяговую силу Pт на ведущих колесах, которая необходима для преодоления сопротивлений движению транспортного средства. Рассмотрим силы, на преодоление которых затрачивается энергия топлива, сжигаемого в двигателе.
Сила сопротивления качению колеса Pк зависит от типа и состояния дорожного покрытия, величины продольного уклона дороги, конструкции шин, давления воздуха в них, нагрузки транспортного средства. Между величиной Pк, и весом транспортного средства Ga существует зависимость:
где - коэффициент сопротивления качению; Ga - вес транспортного средства, Н; - угол продольного уклона дороги, °.
Значения коэффициента сопротивления качению для разных типов дорожного покрытия приведены в табл. 2.
Сила сопротивления подъему Pп, Н, зависит от веса транспортного средства Ga и величины продольного уклона дороги:
При движении на подъем величина Pп положительная, на спуске - отрицательная (помогает движению транспортного средства).
- Таблица 2. - Средние экспериментальные значения коэффициента сопротивления качению для различных типов дорожного покрытия
- Таблица 3. - Средние значения коэффициентов обтекаемости kв, лобовой площади Fв и фактора обтекаемости для различных типов транспортных средств
- Таблица 3. - Значения коэффициента сцепления шин с дорогой для различных дорожных условий
- Таблица 4. - Показатели скоростных свойств транспортных средств (ТС) различных категорий с полной массой
- Таблица 5. - Значения постоянных времени разгона Tр, наката Tн, торможения двигателем Tд, моторным замедлителем Tм.з, для учебного автомобиля 3 со снаряженной и полной массами
- Таблица 6. - Показатели тормозах свойств транспортных средств (ТС) различных категорий
- Таблица 7. - Значение максимального замедления jmax при испытаниях и реализуемого в условиях эксплуатации, величина установившегося замедления jуст, соответствующего границе штатных торможений на дороге с сухим покрытием
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей