VI. Перспективы развития отрасли в рамках реализации Стратегии
Текущий уровень технологического и социально-экономического состояния спортивной индустрии в Российской Федерации свидетельствует о сложном положении отрасли, что характеризуется отсутствием эффективных предприятий, низким технологическим уровнем продукции, недостатком высококвалифицированных кадровых ресурсов, что подтверждается рыночными показателями. Несмотря на положительную динамику выпуска в натуральном выражении спортивной продукции, в целом уровень импортозависимости является критическим по большинству позиций. Отсутствие и недостаток компетенций в производстве комплектующих существенно ограничивают развитие отрасли. В данных условиях приоритетной целью государства в сфере спортивной индустрии до 2035 года являются "наращивание" компетенций и обеспечение расширения номенклатуры производимой продукции различной для всех типов потребителей.
В структуре отрасли будут прогнозироваться изменения, связанные с увеличением процентной доли экспортируемой продукции (по состоянию на 2017 год - 3,2 процента, прогнозируемая величина к 2035 году - 15 процентов), а также с увеличением процентной доли продукции для спорта высших достижений (с 5,9 процента в 2017 году до 10 - 11 процентов к 2035 году).
В рамках изменения структуры по размерам предприятий к 2035 году предполагается рост крупных предприятий спортивной индустрии с достижением величины в 6 процентов общего количества организаций, увеличение доли средних предприятий до 35 процентов, сохранение доли малых предприятий не более 30 процентов и уменьшение доли микропредприятий до 29 процентов.
В среднесрочной перспективе спортивная индустрия в Российской Федерации должна ориентироваться на следующие приоритеты:
увеличение доли российских компаний на внутреннем рынке;
наращивание производственного потенциала предприятий, выпускающих продукцию спортивного назначения на территории Российской Федерации;
устойчивое финансовое обеспечение производственных расходов и программ повышения эффективности предприятий, выпускающих продукцию спортивного назначения;
мониторинг финансовой деятельности предприятий, выпускающих продукцию спортивного назначения;
повышение производственно-технического потенциала и техническое перевооружение предприятий, выпускающих продукцию спортивного назначения на территории Российской Федерации;
внедрение новых технологий с учетом достижений научно-технического прогресса, создание благоприятных условий для их внедрения.
Перспективы развития спортивной индустрии зависят от следующих факторов:
формирование типовых подходов при реализации государственных закупок спортивного инвентаря и оборудования;
создание условий для производства оборудования, комплектующих изделий, материалов для производства спортивной продукции на предприятиях военно-промышленного комплекса в целях исключения их закупки за границей;
расширение рынка сбыта для продукции спортивного назначения за счет реализуемых государственных и муниципальных программ, а также за счет дальнейшего расширения категорий потребителей;
повышение инновационной активности российских предприятий спортивной индустрии за счет создания центров (программ) промышленного дизайна, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Эти центры могут быть созданы при крупных разработчиках спортивной продукции и в рамках технологической платформы и кластера в спортивной индустрии;
стимулирование вывода на рынок инновационной продукции российских производителей (разработчиков) спортивной индустрии за счет развития патентно-лицензионной деятельности российских производителей и защиты интеллектуальной собственности российских правообладателей;
развитие производства отдельных групп спортивной продукции в рамках промышленных технологических платформ;
оптимизация производства спортивной продукции, включая обеспечение компонентной базой и материалами, унификацию, стандартизацию, обеспечение контроля качества и надежности, совершенствование логистической поддержки.
В целях развития спортивной индустрии требуется по возможности проведение разработок единых базовых технологических платформ. Единая базовая технологическая платформа может представлять собой системное решение для определенного типа (вида) изделий, относящихся к продукции спортивной направленности, а также для их элементов, созданных по единому конструкторскому замыслу с использованием модульного принципа и открытой архитектуры. В рамках единой базовой технологической платформы обеспечивается высокий уровень стандартизации и унификации компонентов, используемых материалов, программного обеспечения и метрической базы, а также долгосрочный модернизационный потенциал. Основой развития промышленных платформ станут действующие нормативные правовые документы по видам спортивного инвентаря и оборудования, а также целевого оснащения, принятые Министерством спорта Российской Федерации, а также Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, с включением в них отдельных видов предлагаемых категорий спортивной продукции, предназначенной для спортивных состязаний, учитывая интересы государственно-частного партнерства. Будет предусмотрена возможность внесения изменений в акты Министерства спорта Российской Федерации в части расширения перечня спортивного оборудования и инвентаря, подлежащего импортозамещению не только в краткосрочном периоде, но и в среднесрочном и долгосрочных периодах.
Перспективной моделью развития отрасли может стать скоординированное формирование двух типов предприятий, включающих:
небольшую группу крупных предприятий, имеющих эффективные научно-исследовательские подразделения, основной задачей которых станет выпуск высокосерийной продукции в виде комплектующих, материалов и программного обеспечения, а также готовой спортивной продукции;
большую группу малых и средних предприятий спортивной индустрии, производящих из комплектующих и материалов индивидуальные изделия и обеспечивающих подбор и индивидуальную настройку готового спортивного оборудования, предоставляющих услуги по его сервису.
Конкуренция среди предприятий спортивной индустрии будет обеспечиваться за счет следующих мер:
формирование базиса отрасли (развитие науки, институтов, кадров);
формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах спортивной индустрии;
стимулирование инноваций через поддержку точек роста рынка спортивных товаров;
упрощение деятельности предпринимателей сегмента "бизнес для потребителя" за счет развития высокосерийных производств комплектующих и материалов для изготовления спортивных товаров;
формирование типовых решений при установке уличного спортивного оборудования для массовых занятий спортом;
развитие и совершенствование национальных стандартов с их обязательным использованием при описании свойств объектов государственных закупок при проведении конкурсов и аукционов;
разработка типовых контрактов и типовых технических заданий для проведения государственных и муниципальных закупок спортивной продукции с учетом сохранения конкурентной среды.
Развитие спортивной индустрии будет проходить в соответствии с вариантами долгосрочного развития российской экономики в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации.
Консервативный вариант - пассивная модель поведения бизнеса, характеризующаяся инерционной динамикой инвестиционного процесса и низкой инновационной активностью. В случае реализации консервативного варианта произойдет снижение объемов производства, налоговых поступлений и сокращение численности занятых. Модернизация действующих производств будет осуществляться за счет собственных и привлеченных средств. Дополнительных мер поддержки отрасли со стороны государства и бизнеса реализовываться не будет.
В этих условиях отдельные предприятия с целью сохранить производство вынуждены будут переходить на мелкотоварное производство и перепрофилирование высвобождающихся активов, а также их продажу.
Базовый вариант - управляемый процесс, позволяющий форсировать развитие естественных точек роста отрасли и обеспечить замещение имеющихся пробелов научно-технологического и промышленного потенциала. Реализация данного варианта позволит выйти на новый уровень технологического развития отрасли на комплексной сбалансированной основе. Базовый вариант создаст предпосылки для эффективного развития спортивной индустрии, повышения ее конкурентного уровня и улучшения экономических показателей, импортозамещения, расширения области сотрудничества с зарубежными компаниями и научными центрами.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей