Раздел 2. Типовые организационно-правовые вопросы, возникающие при реализации Федерального закона N 64-ФЗ

Федеральным законом N 64-ФЗ на лиц, замещающих муниципальные должности, возложены отдельные антикоррупционные обязанности, в том числе в части представления сведений о доходах высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации.

Представленные ниже положения содержат рекомендации по реализации положений Федерального закона N 64-ФЗ.

1. Положение об органе субъекта по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Указом N 364 утверждено Типовое положение об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее - Положение об органе по профилактике).

В связи с принятием Федерального закона N 64-ФЗ на орган субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений возложены дополнительные полномочия в части проверки сведений о доходах лиц, замещающих муниципальные должности.

Субъектам Российской Федерации рекомендуется актуализировать в соответствии с действующим законодательством Положение об органе по профилактике.

2. Утверждение порядка представления сведений о доходах лицами, замещающими муниципальные должности.

При утверждении порядка представления сведений о доходах лицами, замещающими муниципальные должности, субъектам Российской Федерации рекомендуется учитывать, что указанные сведения о доходах размещаются в сети "Интернет" на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.

Субъекту Российской Федерации рекомендуется предусмотреть следующий порядок представления сведений о доходах лицами, замещающими муниципальные должности:

1) лицо, замещающее муниципальную должность, представляет справку в уполномоченное структурное подразделение органа местного самоуправления (далее - уполномоченное структурное подразделение);

2) уполномоченное структурное подразделение проводит первичный анализ представленных справок, проверяет на наличие фактических ошибок (например, неуказание недвижимого имущества, являющегося адресом регистрации, в подразделе 3.1 раздела 3 или подразделе 6.1 раздела 6 справки);

3) уполномоченное структурное подразделение производит фиксацию необходимой информации, содержащейся в справке, для ее последующего размещения на официальном сайте органа местного самоуправления и (или) в целях предоставления для опубликования средствам массовой информации. Обращаем внимание, что необходимо достоверно устанавливать соответствие запроса средств массовой информации требованиям законодательства Российской Федерации, отношение субъекта запроса к средствам массовой информации, а также контролировать на предмет защиты персональных данных объем предоставляемых средствам массовой информации сведений о доходах;

4) уполномоченное структурное подразделение после сбора справок, представленных лицами, замещающими муниципальные должности в данном органе местного самоуправления, направляет их единым пакетом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;

5) после получения справок орган субъекта Российской Федерации проводит предусмотренные законодательством Российской Федерации процедуры, в том числе анализ представленных сведений о доходах, а в случае необходимости - проверку.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 15 Требований к сайтам размещение сведений о доходах осуществляется в табличной форме согласно приложению к данным требованиям, в гипертекстовом формате и (или) в виде приложенных файлов в одном или нескольких из следующих форматов: .DOC, .DOCX, .XLS, .XLSX, .RTF, при этом должна быть обеспечена возможность поиска по тексту файла и копирования фрагментов текста.

В этой связи уполномоченным структурным подразделениям рекомендуется обеспечить прием справок также в электронном виде.

3. Порядок привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения лиц, замещающих муниципальные должности.

Частью 7.3 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 данной статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены антикоррупционным законодательством Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Аналогичные положения предусмотрены Федеральным законом N 273-ФЗ. Так, частью 4.5 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что при выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с частью 4.4 данной статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены антикоррупционным законодательством Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

В связи с принятием Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" статья 40 Федерального закона N 131-ФЗ дополнена частями 7.3-1 и 7.3-2, устанавливающими возможность применения к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления следующих мер ответственности, в случае представления указанными лицами недостоверных или неполных сведений о доходах, если искажение этих сведений является несущественным:

1) предупреждение;

2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;

3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;

4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;

5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.

Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления указанных мер ответственности определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 7.3-2 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ).

При разработке указанных законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов необходимо исходить из того, что решение о применении к данным лицам указанных мер ответственности должно приниматься на основе общих принципов юридической ответственности, таких как справедливость, соразмерность, пропорциональность и неотвратимость.

В частности, такое решение должно приниматься с учетом характера совершенного коррупционного правонарушения, его тяжести, обстоятельств, при которых оно совершено, а также с учетом особенностей личности правонарушителя, предшествующих результатов исполнения им своих должностных обязанностей (полномочий), соблюдения им других ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

При этом в соответствующем законе субъекта Российской Федерации целесообразно также предусмотреть следующее:

- орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления меры ответственности;

- основание для применения меры ответственности;

- срок принятия решения о применении меры ответственности;

- указание на необходимость принятия решения о применении мер ответственности отдельно в отношении каждого лица и оформления в письменной форме.

При определении необходимости применения той или иной меры ответственности, а также определении критерия несущественности искажения представленных соответствующими лицами сведений о доходах рекомендуется принимать во внимание критерии привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, которые размещены на официальном сайте Минтруда России.

При этом в случае, если уполномоченный орган местного самоуправления игнорирует заявление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении него иной меры ответственности, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд.

В случае фактического непредставления сведений о доходах депутатом представительного органа местного самоуправления (далее - депутат) целесообразно руководствоваться следующим.

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ в случае неисполнения депутатом обязанности по представлению сведений о доходах, полномочия такого лица прекращаются досрочно. В этой связи высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации рекомендуется направлять письмо в представительный орган местного самоуправления, содержащее информацию об отсутствии в распоряжении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации сведений о доходах соответствующего лица.

В свою очередь, решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается представительным органом местного самоуправления не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий (часть 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ). Днем появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата необходимо считать день поступления в представительный орган муниципального образования соответствующего письма высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В целях профилактики и предупреждения совершения должностными лицами коррупционных правонарушений органу субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также уполномоченным лицам органов местного самоуправления необходимо на постоянной основе осуществлять разъяснительную и консультативную работу с должностными лицами, особенно в преддверии и в ходе декларационной кампании.

4. Увеличение нагрузки на органы по профилактике коррупционных правонарушений субъекта Российской Федерации.

Увеличение количества поданных справок в орган субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных правонарушений повысило нагрузку на данные органы, делая затруднительным возможность проведения качественного комплексного анализа и проверок представленных сведений о доходах.

Для решения данной проблемы рекомендуется:

1) рассмотреть возможность разработки и (или) внедрения доступного программного обеспечения для проведения первичного анализа с целью устранения фактических ошибок и неточностей, допущенных при представлении справок;

2) делегировать органам местного самоуправления полномочия по проведению первичного анализа представляемых справок, в том числе в целях исключения неточностей и ошибок, конкретизации и (или) дополнения представленных сведений, а также оптимизировать процесс взаимодействия по передаче и хранению справок;

3) на время декларационной кампании учитывать увеличение нагрузки на отдельных уполномоченных должностных лиц органа субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, осуществляющих взаимодействие с органами местного самоуправления и лицами, замещающими муниципальные должности, при приеме справок, исключив по возможности иные должностные обязанности;

4) рассмотреть возможность кадрового укрепления соответствующего подразделения органа субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

5) предусмотреть создание отдельного структурного подразделения органа субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, осуществляющего деятельность в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц.

5. Повышение уровня знаний в области противодействия коррупции должностных лиц органов местного самоуправления.

Ввиду того, что Федеральным законом N 64-ФЗ существенно расширен перечень лиц, которые обязаны представлять сведения о доходах, а также принимая во внимание тот факт, что данные лица зачастую обладают недостаточными знаниями и навыками по антикоррупционной тематике, рекомендуем предусмотреть:

1) организацию выездов в муниципальные образования с целью проведения совещаний, семинаров, лекций и т.д. по антикоррупционной тематике с заинтересованными должностными лицами местного самоуправления; в целях экономии временных, материальных и иных ресурсов предлагаем разделить субъект Российской Федерации на несколько зон;

2) создание института ответственных лиц за прием справок в муниципальных образованиях, курирование отдельными должностными лицами субъекта Российской Федерации антикоррупционной политики в муниципальных образованиях.

6. Осуществление мер по противодействию коррупции в сельских поселениях.

Согласно законодательству Российской Федерации к вопросам местного значения сельских поселений не отнесено осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения. В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ полномочиями по решению в том числе указанного вопроса на территориях сельских поселений обладают органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Делегирование полномочий по противодействию коррупции сельским поселениям, предусмотренное частью 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, представляется нецелесообразным.

В этой связи муниципальные правовые акты по вопросам противодействия коррупции принимаются муниципальным районом в отношении сельского поселения (пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ).

Подобный подход позволит оптимизировать антикоррупционную деятельность в границах муниципального района, а также сократить число принимаемых муниципальных правовых актов.

При этом весь объем полномочий представителя нанимателя (работодателя) в отношении муниципальных служащих сельских поселений должен реализовываться на уровне сельских поселений.

В свою очередь, муниципальным районам рекомендуется осуществлять инструктивно-методическое сопровождение процедур, предусмотренных антикоррупционным законодательством Российской Федерации и осуществляемых в сельских поселениях, а также оказывать содействие в организации профессионального развития должностных лиц сельских поселений, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

При этом процедуры взаимодействия представителя нанимателя (работодателя) с муниципальным служащим должны осуществляться в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации.