Раздел 3. Конфликт интересов

Институт конфликта интересов является одним из основополагающих механизмов предупреждения коррупции. Вместе с тем правовое оформление данного института, а также решение различных организационных вопросов продолжается до сих пор.

Согласно части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее - возникновение личной заинтересованности), а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Вместе с тем федеральным законодательством не определен порядок сообщения о возникновении личной заинтересованности указанной категорией лиц.

В этой связи субъектам Российской Федерации рекомендуется утвердить порядок сообщения о возникновении личной заинтересованности лицами, замещающими муниципальные должности, регламентирующий процедуру уведомления лицом, замещающим муниципальную должность, о возникновении личной заинтересованности.

При этом стоит учитывать, что наиболее обоснованным с позиции положений законодательства Российской Федерации представляется подход, при котором лица, замещающие муниципальные должности, уведомляют представительный орган муниципального образования или комиссию представительного органа муниципального образования, созданную для рассмотрения ситуаций конфликта интересов.

Уведомление о возникновении личной заинтересованности лица, замещающего муниципальную должность, должно быть рассмотрено на ближайшем заседании представительного органа муниципального образования или комиссии данного органа, по итогам которого принимается соответствующее решение.

Данный подход целесообразно применять также в отношении лиц, замещающих должности глав муниципальных образований и глав местных администраций, в связи с тем, что в силу законодательства Российской Федерации указанные лица подконтрольны и подотчетны представительным органам муниципальных образований.

Для квалификации ситуации в качестве конфликта интересов в целях противодействия коррупции необходимо достоверно установить одновременное наличие следующих обстоятельств:

наличие личной заинтересованности;

фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности;

наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.

В целях обеспечения достоверной квалификации конкретной ситуации в качестве конфликта интересов необходимо учитывать, что конфликт интересов является оценочной категорией.

В этой связи в целях оказания инструктивно-методической помощи по вопросу регулирования института конфликта интересов рекомендуем использовать подготовленные Минтрудом России Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, Обзоры практики правоприменения в сфере конфликта интересов, Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, а также критерии привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, которые размещены на официальном сайте Минтруда России.