Муниципальный акт должен соответствовать требованиям, предъявляемым к его форме и содержанию. Различают внутреннюю и внешнюю форму муниципального акта.
К внешней форме муниципального акта относятся его реквизиты, являющиеся постоянным элементом содержания акта, которые придают ему официальный характер и обеспечивают возможность его идентификации. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления создаются на бумажном носителе с соблюдением всех необходимых реквизитов.
Официальный текст муниципального акта имеет следующие реквизиты:
официальные символы муниципального образования (герб, эмблема при их наличии);
полное наименование органа (должностного лица) местного самоуправления, принявшего (издавшего) документ;
дата и номер принятия (подписания, издания);
место нахождения органа местного самоуправления, принявшего муниципальный акт (при необходимости);
наименование акта, отражающее предмет правового регулирования (заголовок).
В конце текста правового акта указываются следующие реквизиты: наименование должности, фамилия, инициалы и подпись лица, уполномоченного на подписание соответствующего правового акта.
При подписании муниципального акта соблюдаются следующие требования:
должно быть указано полное и официальное наименование должности уполномоченного лица в соответствии с уставом муниципального образования;
личная подпись уполномоченного лица проставляется только на подлиннике правового акта;
необходима расшифровка подписи, которая состоит из следующих инициалов: первая буква имени и отчества (с точкой) и фамилия (указывается полностью без сокращений).
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный конституционный закон N 2-ФКЗ от 25.12.2000, а не от 05.12.2000.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 05.12.2000 N 2-ФКЗ "О государственном гербе Российской Федерации" органам местного самоуправления не предоставлено право использования Государственного герба на бланках, используемых в их деятельности, в том числе в рамках муниципального правотворчества. Часть 1 статьи 9 Федерального закона N 131-ФЗ закрепляет право муниципальных образований устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами.
Официальные символы <5> муниципальных образований и порядок их официального использования утверждаются уставами муниципальных образований и (или) нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
--------------------------------
<5> Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований, утвержденные Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации 28.06.2006.
При отсутствии официальных символов муниципального образования муниципальный акт изготавливается без размещения символов муниципального образования.
Наименование органа местного самоуправления указывается в качестве реквизита муниципального акта в соответствии с нормативными правовыми актами, на основании которых образован и действует данный орган. Наименования представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций (часть 3 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ).
Отсутствие наименования органа местного самоуправления или лица, принявшего (издавшего) муниципальный акт, может являться основанием для признания соответствующего акта незаконным.
Обязательным реквизитом муниципального акта является также дата принятия (подписания, издания).
Для актов представительных органов местного самоуправления различают дату принятия нормативного правового акта и дату его подписания. Необходимо различать дату принятия документа и дату вступления его в законную силу. В некоторых случаях эти даты могут совпадать. Однако чаще всего вступление муниципального акта в силу связывается с иными юридическими фактами - его официальным опубликованием, обнародованием или наступлением конкретного события.
Номер муниципального акта позволяет его идентифицировать в официальных печатных и сетевых изданиях, а также в электронных базах данных.
Наименование (заголовок) правового акта выступает в качестве официального резюме содержания всего документа или его части. Исходя из этого, необходимо обращать внимание на соответствие наименования акта его содержанию.
К наименованию правового акта предъявляются определенные требования. Оно должно быть:
четким (правильно отражать содержание правового акта и основной предмет правового регулирования);
кратким (в сжатой форме передавать суть правового акта);
формализованным (изложенным в официальном стиле).
Следует избегать сложных и неоправданно длинных наименований, а также наименований, которые могут быть истолкованы неоднозначно.
Цель наименования правового акта - передать его содержание, обозначить предмет правового регулирования, облегчить его поиск, а также обеспечить проставление ссылок на него при подготовке других правовых актов.
Наименование правового акта должно отвечать на вопрос "О чем правовой акт?" и начинаться с предлогов "О ..." или "Об ...".
Если правовым актом утверждается документ (положение, правила, инструкции, список и т.п.), это рекомендуется отражать в его наименовании.
Наименование муниципального акта кавычками не выделяется, выравнивается по центру, печатается строчными буквами с прописной буквы полужирным шрифтом, точка в конце заголовка не ставится.
Если в наименовании муниципального правового акта возникает необходимость добавить текст в кавычках, начинающийся или заканчивающийся на границе внешних кавычек, то соответственно вторые открывающие или закрывающие кавычки опускаются.
Рекомендации по оформлению наименований муниципальных актов о внесении изменений в муниципальные акты и о признании утративших силу (об отмене) муниципальных актов изложены в пункте 2.4 настоящих методических рекомендаций.
С примерами неправильного оформления наименования муниципального акта можно ознакомиться в разделах 3, 4 практического пособия (Приложение) |
Структура муниципального акта составляет внутреннюю форму правового акта, которая обеспечивает последовательное развитие темы правового регулирования, подразумевающее переход от общих положений к более конкретным (частным).
Структура муниципального акта и необходимость включения в него определенных структурных единиц зависит от его содержания и объема. В небольших по объему правовых актах нет необходимости использовать все виды структурной организации текста.
Деление муниципального акта на определенные составляющие обеспечивает его удобное использование и эффективное усвоение правовой информации, помогает быстрее ориентироваться в его тексте, позволяет давать более точные ссылки, обеспечивает полное изложение необходимой правовой информации.
Структура муниципального акта содержит, как правило, три части:
- заключительную (резолютивную)
Преамбула - вступительная часть муниципального акта, не является обязательным элементом структуры. Она отражает фактические обстоятельства и мотивы, послужившие основанием для принятия акта, в ней могут быть указаны ссылки на иные нормативные документы, в соответствии с которыми или на основании которых принят данный акт.
Для преамбулы характерно использование таких устойчивых формулировок, как: "в соответствии", "на основании", "в целях", "руководствуясь", "в связи", "во исполнение".
Преамбула не содержит положений нормативного или распорядительного характера; понятий, определений, терминов; ссылок на другие нормативные правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием муниципального акта. Преамбула не формулирует предмет правового регулирования, не делится на части и статьи, не нумеруется и располагается непосредственно после заголовка. Преамбула может подразделяться на абзацы.
В постановлениях преамбула может завершаться словами "постановляю", "постановляет", а в решениях - "решил", "решило", "решили", при написании которых могут использоваться прописные или строчные буквы.
Структурные единицы муниципального акта не имеют преамбулу.
Основная (содержательная) часть муниципального акта в зависимости от вида, объема и содержания правового акта может содержать следующие структурные элементы: раздел, подраздел, главу, параграф, статью, часть статьи, пункт, пункт статьи, подпункт, абзац.
При разработке значительных по объему муниципальных актов применяется деление их текста на разделы.
Как и преамбула, раздел не является обязательным элементом в структуре муниципального акта. При этом не рекомендуется вводить структурную единицу "раздел", если в муниципальном акте нет глав.
При делении текста муниципального акта на разделы предполагается, что раздел должен иметь порядковый номер, обозначаемый римской цифрой, а также наименование (заголовок).
Обозначение и наименование раздела печатаются с прописной буквы по центру страницы, одно под другим, без точки в конце.
Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.
В случае если раздел имеет более длинное наименование или наименование, состоящее из нескольких предложений, то обозначение и наименование раздела выравниваются по центру и оформляются следующим образом:
В случае деления муниципального акта на разделы, он может быть разделен на подразделы. Подраздел имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами, и наименование.
Обозначение подраздела печатается с прописной буквы и абзацного отступа, а наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.
В случае если подраздел имеет более длинное наименование или наименование, состоящее из нескольких предложений, то обозначение и наименование подраздела оформляются следующим образом:
Глава муниципального акта нумеруется арабскими цифрами и имеет наименование.
Слово "Глава" печатается с прописной буквы и абзацного отступа, а наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.
1. Численность депутатов Земского собрания устанавливается Уставом Ивановского муниципального района. |
В случае если глава имеет длинное наименование или наименование, состоящее из нескольких предложений, то обозначение и наименование главы оформляются следующим образом:
Главы могут делиться на параграфы.
Параграф обозначается знаком §, имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, имеет наименование.
Наименование параграфа печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.
В случаях, когда текст муниципального акта небольшой, его можно не делить на главы. В этом случае возможно деление муниципального акта на статьи.
Основной структурной единицей муниципального акта является статья (акты представительного органа местного самоуправления) или пункт (иные муниципальные акты), в которых содержатся юридические нормы.
Статья имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами; обычно имеет наименование, но может его и не иметь.
Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа, а наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.
Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
Учреждение создано для решения вопросов местного значения и достижения социальных, культурных и образовательных целей. |
В случае если статья имеет длинное наименование или наименование, состоящее из нескольких предложений, то обозначение и наименование статьи оформляются следующим образом:
Необходимо учитывать, что объем статьи муниципального акта не должен затруднять восприятие ее содержания.
С примером несоответствия названия статьи предмету ее правового регулирования можно ознакомиться в разделе 3 практического пособия (Приложение) |
Структурными единицами статьи являются части, пункты, подпункты, абзацы.
Части статьи обозначаются арабскими цифрами с точкой, имеют единую нумерацию для данной статьи, наименований не имеют.
Для унификации структуры статьи и исключения наличия разных вариантов обозначения статей в муниципальном акте рекомендуется части статьи нумеровать.
Часть, являющаяся единственной в данной статье, не нумеруется.
Части статьи подразделяются на пункты, которые следуют после двоеточия и нумеруются арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой (при этом структурная единица, начинающаяся арабской цифрой с точкой и заканчивающаяся двоеточием, именуется "абзацем первым части ...").
Пункт не имеет наименования и содержит одно или несколько предписаний нормативного характера. Пункты следует начинать со строчной буквы и отделять друг от друга точкой с запятой.
При необходимости пункт может подразделяться на подпункты и абзацы.
Подпункт обозначается строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Подпункты следует отделять друг от друга точкой с запятой.
В большинстве муниципальных актов основной структурной единицей является пункт.
Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и не имеют наименований, текст после точки начинается с прописной буквы. Если муниципальный акт содержит всего один пункт, он не нумеруется.
Пункт может подразделяться на подпункты.
Подпункты рекомендуется обозначать арабскими цифрами или строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
В муниципальном акте рекомендуется использоваться единый подход к нумерации подпунктов.
Текст подпункта муниципального акта начинается со строчной буквы и завершается точкой с запятой (последнего подпункта - точкой).
Пример с наименованием структурных единиц:
Части, пункты, подпункты статьи и пункты и подпункты (если отсутствует статья) муниципального акта могут подразделяться на абзацы.
Статья, пункт, часть статьи, пункт статьи, подпункт и абзац печатаются с красной строки.
Если текст муниципального акта, предшествующий абзацу, завершается точкой, текст абзаца начинается с прописной буквы и завершается точкой.
Если текст муниципального акта, предшествующий абзацу, завершается двоеточием, текст абзаца начинается со строчной буквы и завершается точкой с запятой (последнего абзаца - точкой).
Пример с наименованием структурных единиц:
Не допускается в тексте муниципального акта основной структурной единицей которого является статья:
деление частей в статье либо частей в разных статьях одного правового акта на пункты и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия;
деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного правового акта и на подпункты и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия.
В случае если статья состоит из одной части и содержит абзацы, идущие после двоеточия через точку с запятой, то их следует нумеровать арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой и считать пунктами.
Нумерация структурных единиц (разделов, подразделов, глав, статей, частей и пунктов статьи, пунктов и подпунктов (в составе пункта) муниципального акта должна быть сквозной в пределах всего акта. Недопустимо осуществлять отдельную нумерацию статей внутри каждой главы.
Не рекомендуется деление последнего пункта в статье (или подпункта) на абзацы, начинающиеся с прописной буквы, так как будет неясно, к какой структурной единице правового акта он будет относиться.
Не рекомендуется также использовать в структуре одного муниципального акта большое количество элементов, в том числе большое количество абзацев в одном структурном элементе, так как это будет создавать трудности как в правоприменении, так и в последующем внесении изменений в муниципальный акт.
С примерами неправильного оформления нумерации структурных единиц муниципального акта можно ознакомиться в разделе 4 практического пособия (Приложение) |
Порядок оформления примечания. Примечание обладает сопроводительным характером и той же юридической силой, что и сопровождаемая им норма, акцентирует внимание на определенном фрагменте сопровождаемой нормы.
Рекомендуется избегать включения в муниципальный акт примечаний к главам, разделам, статьям, частям статьи, пунктам или ко всему проекту муниципального акта в целом. Такие положения рекомендуется формулировать в качестве самостоятельных статей или пунктов или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.
Обозначение примечания располагается после текста структурной единицы правового акта с абзацного отступа, с прописной буквы полужирным шрифтом. После слова "Примечание" ставится точка. Текст примечания печатается в строку с обозначением примечания.
Если примечаний несколько, то слово "Примечание" употребляется во множественном числе, после слова "Примечания" ставится двоеточие, а текст каждого примечания располагается после обозначения примечаний с абзацного отступа и обозначается арабской цифрой с точкой, означающей в данном случае порядковый номер примечания.
Примечания к таблице рекомендуется помещать после таблицы. Если примечаний несколько, их рекомендуется нумеровать арабскими цифрами.
В случае необходимости дать пояснение к пункту или абзацу муниципального акта используются сноски, которые оформляются внизу страницы, на которой стоит знак сноски.
В тексте муниципального акта рекомендуется применять один вид знака сноски (в виде звездочки: * или <*>, если в тексте предполагается небольшое количество сносок; если предполагается большое количество сносок, то они оформляются арабскими цифрами). По всему тексту рекомендуется применять сквозную нумерацию сносок.
Знак сноски рекомендуется проставлять после поясняемых предложений, слов, цифр и перед текстом пояснения.
Сноски рекомендуется располагать с абзацного отступа в конце страницы, на которой обозначены, и отделять от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны. Текст пояснения к сноске печатается с прописной буквы и заканчивается точкой.
При наличии одновременно и сноски, и примечания к таблице сноску рекомендуется оформлять в конце страницы.
Рекомендации по оформлению ссылок на примечания к статьям или пунктам нормативного правового акта изложены в пункте 2.2 главы 2 раздела I настоящих методических рекомендаций.
Рекомендации по оформлению внесения изменений в примечания изложены в пункте 2.4 главы 2 раздела I настоящих методических рекомендаций.
Заключительная (резолютивная) часть муниципального акта содержит заключительные и переходные положения.
В заключительную часть обычно включаются положения о вступлении в силу муниципального акта, о внесении изменений в действующие муниципальные правовые акты, о признании муниципальных правовых актов утратившими силу (об отмене, приостановлении их действия), а также приложения.
3. Опубликовать настоящее решение в районной газете "Наш край". 4. Настоящее решение вступает в силу через десять календарных дней после дня его официального опубликования. <6> |
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Алексеевского сельского поселения Ивановского муниципального района Орловской области И.И. Петрова. 4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания. <7> |
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию в районной газете "Наш край" и на официальном сайте Администрации Ивановского муниципального района Тверской области (www.ivanovo.mr.ru) <8> и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования). |
--------------------------------
<6> Порядок вступления в силу и источник официального опубликования муниципальных актов определяется уставом муниципального образования.
<7> Порядок вступления в силу муниципального акта определяется уставом муниципального образования.
<8> Порядок вступления в силу муниципального акта определяется уставом муниципального образования.
Муниципальные акты могут содержать приложения, которые утверждаются этим муниципальным актом и располагаются после заключительной части с новой страницы (перечень, правила, регламент, программа, план, график, таблица, схема, изображение, типовая форма документа). Муниципальный акт и приложение(я) к нему являются единым документом и соответственно обладают равной юридической силой.
Если приложений несколько, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака "N".
Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста муниципального акта, должно содержать ссылку на муниципальный акт, к которому оно прилагается (вид акта, наименование органа принятия, дата принятия, номер).
Наименование приложения располагается по центру страницы. Наименование приложения должно соответствовать наименованию, приведенному в тексте муниципального акта.
При наличии приложения ссылка на него в тексте муниципального акта оформляется словами "прилагается", "приложение", "согласно приложению", "в соответствии с приложением" с указанием номера приложения (если их несколько) без указания знака "N".
Рекомендуется избегать включения приложений к приложению муниципального акта. Исключения составляют случаи, когда необходимо включить информацию с различающимся оформлением (текст и таблицы, таблицы и схемы и т.д.).
к решению Совета депутатов Октябрьского сельского поселения Сергеевского муниципального района Владимирской области от 27 декабря 2017 г. N 36/60 |
|
главных администраторов доходов бюджета Октябрьского сельского поселения Сергеевского муниципального района Владимирской области |
При наличии в тексте муниципального акта формулировки "Утвердить" (например, положение, регламент, правила и т.п.) приложение рекомендуется оформлять одним из следующих способов.
1. На самом приложении в правом верхнем углу указывается слово "УТВЕРЖДЕН" ("УТВЕРЖДЕНА", "УТВЕРЖДЕНО", "УТВЕРЖДЕНЫ"), которое согласуется по роду и числу с наименованием утверждаемого документа. Далее указывается ссылка на утверждающий муниципальный акт, содержащая его реквизиты, и слово "Приложение" не употребляется.
2. На самом приложении в правом верхнем углу указывается слово "Приложение", далее указывается ссылка на утверждающий муниципальный акт, содержащая его реквизиты.
постановлением Администрации Алексеевского сельского поселения Ивановского муниципального района Орловской области от 20 августа 2018 г. N 492 |
|
предоставления муниципальной услуги по выдаче выписки из реестра муниципального имущества, находящегося в собственности Алексеевского сельского поселения Ивановского муниципального района Орловской области |
Пример оформления ссылок на приложения к Административному регламенту в тексте указанного регламента:
Пример оформления приложений к Административному регламенту:
к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги по выдаче выписки из реестра муниципального имущества Алексеевского сельского поселения Ивановского муниципального района Орловской области |
|
к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги по выдаче выписки из реестра муниципального имущества Алексеевского сельского поселения Ивановского муниципального района Орловской области |
|
последовательности действий при предоставлении муниципальной услуги |
постановлением Администрации Ельского муниципального района Белгородской области от 19 сентября 2018 г. N 83 |
|
о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ельского муниципального района Белгородской области |
Пример оформления приложения к постановлению:
к постановлению Администрации Ельского муниципального района Белгородской области от 19 сентября 2018 г. N 83 |
|
утративших силу постановлений Администрации Ельского муниципального района Белгородской области |
к постановлению Администрации Ельского муниципального района Белгородской области от 19 сентября 2018 г. N 83 |
|
о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ельского муниципального района Белгородской области |
|
к постановлению Администрации Ельского муниципального района Белгородской области от 19 сентября 2018 г. N 83 |
|
комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ельского муниципального района Белгородской области |
|
к постановлению Администрации Ельского муниципального района Белгородской области от 19 сентября 2018 г. N 83 |
|
утративших силу постановлений Администрации Ельского муниципального района Белгородской области |
Пример оформления приложений к решению:
к решению Совета депутатов Алексеевского сельского поселения Ивановского муниципального района Орловской области от 25 декабря 2018 г. N 6/45 |
|
администраторов доходов бюджета Алексеевского сельского поселения |
|
к решению Совета депутатов Алексеевского сельского поселения Ивановского муниципального района Орловской области от 25 декабря 2018 г. N 6/45 |
|
главных администраторов источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Алексеевского сельского поселения |
Структурными единицами текстовых приложений (порядков, положений, методик и т.п.) также являются разделы, подразделы, главы, пункты, подпункты, абзацы.
Приложения, содержащие таблицы, перечни, списки и т.п. могут включать разделы и подразделы.
Структурные единицы рекомендуется обозначать и нумеровать в аналогичном порядке, предусмотренном настоящими методическими рекомендациями.
Табличные тексты применяются в основном в отчетно-статистических, бухгалтерских, организационно-распорядительных документах.
Таблицы состоят из следующих элементов: графы (вертикальные столбцы); строки, пункты (горизонтальные); позиции (ячейки, пересечения граф и строк). Графы и строки таблицы рекомендуется именовать (именем существительным в именительном падеже) и нумеровать.
В одноярусной шапке таблицы все заголовки граф рекомендуется писать с прописной буквы.
В двух- или многоярусной шапке таблицы заголовки верхнего яруса рекомендуется писать с прописной буквы, а заголовки второго, третьего и других ярусов графы рекомендуется писать со строчной буквы, если они грамматически подчинены заголовку верхнего яруса графы.
Заголовки второго, третьего и других ярусов графы рекомендуется писать с прописной буквы, если они грамматически не подчинены стоящему над ними заголовку графы.
Точка в конце заголовков граф и строк не ставится. Если таблица содержит две или более строки рекомендуется их пронумеровать. Пронумерованные строки таблицы называются пунктами.
Номера граф таблицы указываются без точек. Если таблицу печатают более чем на одной странице, их цифровое обозначение повторяется вверху на каждой странице.
Заголовки строк пишутся с прописной буквы, знаки препинания ставятся только внутри предложения. После слов "Итого", "Всего" двоеточие не ставится.
Цифровые величины при перечислении (если есть дробные числа) рекомендуется разделять точкой с запятой (например: 1, 2; 3, 6; 5.1; 6.1).
Если приложение состоит из двух и более таблиц, они нумеруются арабскими цифрами, без знака "N", сквозной нумерацией. Если в приложении таблица является единственной, она не нумеруется.
Приложения, включающие списки, перечни, реестры и т.д., в том числе списки, содержащие несколько столбцов, и не оформленные в таблицу, состоят из позиций, которые могут быть пронумерованы арабскими цифрами или не иметь номера.
С примерами неправильного оформления приложений к муниципальному акту можно ознакомиться в разделе 4 практического пособия (Приложение) |
С точки зрения юридического содержания муниципальный акт должен отвечать следующим основным требованиям:
соответствовать нормативным правовым актам высшей юридической силы;
разрабатываться с учетом ранее изданных нормативных правовых актов, с учетом последних изменений в действующем законодательстве;
приниматься только уполномоченным на то органом (должностным лицом) местного самоуправления (в пределах его компетенции);
содержать эффективную регламентацию общественных отношений;
обеспечивать взаимосвязь данного акта с другими правовыми актами и обеспечивать его действительную реализацию;
быть направленным на упорядочение однородных общественных отношений, соблюдение четкого разграничения между отраслевыми нормами;
соблюдать принцип полноты правового регулирования (отсутствие пробелов и упущений в правовом регулировании);
отвечать реальным интересам гражданина, общества, государства;
быть принятым с учетом анализа существующей потребности в принятии акта и прогноза последствий принимаемых решений;
содержащиеся в акте правовые предписания должны соответствовать времени издания акта, быть необходимыми именно на данном этапе общественного развития.
С примерами неверного определения предмета, объема и метода правового регулирования можно ознакомиться в разделе 3 практического пособия (Приложение) |
При подготовке муниципальных актов также необходимо соблюдать логическое и четкое языковое изложение информации, использовать устоявшиеся технические средства и приемы построения и оценки содержания правовых норм. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации <9>, норма права должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения.
--------------------------------
<9> См. например: Постановление КС РФ от 30.10.2003 N 15-П; Постановление КС РФ от 19.07.2011 N 17-П.
Под соблюдением логических правил при построении правовых норм понимается следующее:
изложение материала должно быть структурированным и последовательным, точным, исключающим вероятность двусмысленного толкования норм (поставленные задачи следует закреплять в виде четких и конкретных формулировок);
муниципальные акты должны быть содержательными. Не следует допускать противоречия одного положения муниципального акта другому положению (внутренние противоречия), необоснованное повторение одних и тех же положений в различных структурных единицах правового акта, наличия дублирования правовых предписаний.
Необходимо осуществлять правильное толкование содержания разрабатываемого муниципального акта в целях анализа содержания текста, уяснения смысла правовой нормы, определения ее места и роли в правовом акте, обеспечения единства понимания правовых норм, выявления сущностных признаков юридических понятий, содержащихся в тексте.
Текст муниципального акта должен иметь официальный характер, поэтому при подготовке муниципального акта необходимо соблюдать языковые правила изложения правового материала. Муниципальный акт должен быть точным, ясным и достоверным, в нем должны отсутствовать грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки.
Официальность стиля характеризуется нейтральностью, беспристрастностью, сдержанностью, отсутствием образных сравнений, повелительностью.
Муниципальный акт должен соответствовать лексическим, синтаксическим и стилистическим правилам русского языка.
При подготовке правового акта необходимо использовать общепринятые слова и словосочетания, языковые обороты, не допускать использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
Термины и понятия, используемые в муниципальном акте, должны употребляться в одном значении в соответствии с общепринятой терминологией; не рекомендуется использовать устаревшие термины и понятия; рекомендуется давать определения используемых в правовом акте юридических, технических и других специальных терминов, если без этого затруднено его применение.
Рекомендуется использовать понятия и термины, которые применены в Конституции Российской Федерации, в федеральных конституционных законах, федеральных законах, в других нормативных правовых актах Российской Федерации, конституции (уставе) субъекта Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации.
В тексте правового акта не допускается использование неприменимых и невыполнимых на практике норм. В муниципальный акт включаются нормативные предписания, содержание которых позволяет субъектам права с достаточной точностью уяснить их должное поведение (соблюдение принципа правовой определенности).
Муниципальный акт должен иметь властный характер предписаний (подлежать обязательному исполнению на территории муниципального образования).
При построении предложений в тексте муниципального акта необходимо соблюдать синтаксические и стилистические правила.
Предложение должно отвечать следующим требованиям:
быть грамотно составленным с учетом правил склонения и спряжения глаголов, правил употребления служебных частей речи - предлогов, союзов, частиц (не рекомендуется использование союзов "но", "а", "хотя" и т.п.);
быть юридически нейтральным (использовать обезличенную форму при изложении норм; использовать неопределенные формы глагола или глаголы в третьем лице; использовать ровный и спокойный стиль текста, не отвлекающий от сути правового акта);
быть доступным для восприятия (не должно быть очень сложным, перегруженным грамматическими конструкциями);
не использовать обобщенно-отвлеченные грамматические формы (предложения не должны быть длинными, не должны использоваться однотипные грамматические формы);
в предложении должна соблюдаться строгая последовательность изложения текста;
предложения должны употребляться в утвердительной и повествовательной форме (следует избегать использования условных предложений, а также не использовать вопросительных предложений, т.к. это осложнит понимание текста).
С примерами юридико-лингвистических ошибок можно ознакомиться в разделе 5 практического пособия (Приложение) |
При использовании в тексте правовых актов аббревиатур (сокращений словосочетаний, образованных из первых букв слов), рекомендуется придерживаться нескольких правил. Аббревиатуры должны:
точно воспроизводить начальные буквы словосочетаний;
не иметь двусмысленного характера;
При использовании аббревиатуры следует учитывать, что:
аббревиатуры, читаемые по названиям букв, не склоняются и пишутся прописными буквами; читаемые по звукам, не склоняются, если они оканчиваются на гласную и склоняются, если они оканчиваются на согласную букву и пишутся:
прописными буквами, если образованы от имен собственных - УК РФ;
строчными буквами, если образованы от имен нарицательных - вуз, загс (за исключением случаев закрепившегося написания прописными буквами аббревиатур - СМИ, МФЦ и некоторых других).
С примером неправильного оформления аббревиатуры можно ознакомиться в разделе 4 практического пособия (Приложение) |
По общему правилу в правовых актах указываются полные официальные наименования органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностей.
Если в тексте необходимо указать наименование органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций неоднократно, то наименование этих органов и организаций дается в нормативном положении, где оно использовано впервые, при этом в скобках указывается сокращение, которым оно обозначается в последующем.
Употребление сокращенных наименований допускается, когда сокращенные наименования являются официальными.
Для более удобного изложения последующего текста муниципального акта могут применяться сокращения, об этом указывается непосредственно после первого упоминания сокращаемого словосочетания.
Если в тексте неоднократно употребляется понятие, выражаемое группой слов, то это понятие полностью дается в нормативном положении, где оно использовано впервые, при этом в скобках указывается сокращение, которым оно обозначается в последующем.
Обозначения частей, пунктов, абзацев и других структурных единиц печатаются полностью, сокращения не допускаются.
В тексте муниципального акта рекомендуется использовать общепринятые графические сокращения (город - г., исполняющий обязанности - и.о.).
С примерами неправильного оформления сокращений можно ознакомиться в разделах 4 и 5 практического пособия (Приложение) |
При написании дат, цифровых обозначений рекомендуется даты в тексте муниципального акта указывать словесно-цифровым или цифровым способом: день (цифрами), месяц (словом или цифрами), год (цифрами) с добавлением слова "год" (при словесно-цифровом способе) в соответствующем падеже.
Словесно-цифровой способ оформления даты: 5 июля 2012 года Цифровой способ оформления даты: 06.10.2013 |
В реквизитах правового акта допускается при использовании словесно-цифрового способа оформления даты слово "год" сократить до первой буквы с точкой.
С примерами неправильного оформления дат в муниципальных актах можно ознакомиться в разделе 4 практического пособия (Приложение) |
При написании цифровых обозначений используются словесный (например: две трети голосов) или цифровой (например: 300, 12500) и словесно-цифровой (например: инвалид II группы, 30-процентное) способы.
Буквенная форма написания цифровых обозначений рекомендуется, если цифровые обозначения стоят не при денежных единицах и не при единицах измерения (например: по истечении трех месяцев). Если однозначные цифровые обозначения стоят в ряду многозначных для их обозначения используются следующие формы: от 8 до 10 лет или от восьми до десяти лет.
Словесно-цифровой способ рекомендуется применять для обозначения многозначных целых и дробных чисел в виде сочетания цифр с числительными или их сокращениями.
10 тыс. рублей; 162 246 400 тыс. рублей; 241 млн рублей; 12 тыс. кв. м.; 6 куб. м.; 3 процента; 30 гектаров. |
Необходимо соблюдать единообразное указание дат и цифр по всему тексту муниципального акта.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей