1. Предпроектная работа по подготовке муниципального нормативного правового акта
Муниципальный нормативный правовой акт (далее по тексту - муниципальный акт, акт) является одним из видов нормативных правовых актов и характеризуется всеми свойствами правовых актов.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <3> (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) муниципальные акты принимаются по вопросам местного значения непосредственно как самим населением муниципального образования, так и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2018)//Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
Целью муниципального нормотворчества является принятие муниципальных актов, эффективно регулирующих правовые отношения в сфере местного самоуправления, отвечающих потребностям развития муниципальных образований, учитывающих общественные интересы, не противоречащих действующему законодательству, принятых в рамках компетенции органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, направленных на достижение определенных результатов.
В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ можно выделить два вида муниципальных актов:
решения, принимаемые населением на местном референдуме, на собрании или сходе граждан (уставы, положения об органах территориального общественного самоуправления и т.д.);
правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления.
В системе местного самоуправления нормативные правовые акты обладают рядом признаков:
1. Устанавливают правила поведения людей, обязательные для исполнения неопределенным кругом лиц на всей территории муниципального образования, и рассчитаны на неоднократное применение.
2. Муниципальные акты носят подзаконный характер.
3. Муниципальные акты имеют официальный характер, выражают волю граждан муниципального образования или волю органа местного самоуправления, должностного лица и влекут юридические последствия.
4. Волеизъявление субъектов муниципального права становится правовым актом при условии соблюдения процедуры его надлежащего оформления, принятия и официального опубликования (обнародования).
5. Муниципальные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации и уставу муниципального образования.
Федеральный закон N 131-ФЗ (статья 43) определяет систему муниципальных правовых актов, в которую входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Предпроектная работа по подготовке муниципального акта является важной стадией муниципального нормотворческого процесса и осуществляется в несколько этапов:
1. Оценка целесообразности и необходимости принятия муниципального акта; анализ и оценка текущего состояния правового регулирования в той сфере общественных отношений, которая подлежит регламентации муниципальным актом; оценка регулирующего воздействия проектируемого муниципального акта <4>, выявление и анализ социальных, финансово-экономических, коррупционных, экологических рисков и негативных последствий, которые могут возникнуть после принятия правового акта, определение мер по их минимизации.
--------------------------------
<4> В части 3 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены проекты муниципальных правовых актов, подлежащие и не подлежащие оценке регулирующего воздействия, а также определен порядок проведения такой оценки.
На данной стадии, с целью недопущения противоречий, несогласованности муниципальных актов между собой, целесообразно готовить по каждому проекту муниципального акта справку об уже действующем правовом регулировании по соответствующему вопросу.
С примерами нарушения принципа полноты правового регулирования можно ознакомиться в разделе 3 практического пособия (Приложение). |
В зависимости от состояния нормативного регулирования правоотношений, относящимся к теме проекта муниципального акта, необходимо выявить, можно ли ограничиться внесением изменений и дополнений в ранее принятые муниципальные акты или необходимо подготовить новый муниципальный акт.
2. Формирование концепции муниципального акта, которая определяет:
круг должностных лиц и других привлекаемых специалистов, непосредственно ответственных за подготовку текста проекта;
предмет правового регулирования;
круг лиц, подпадающих под действие муниципального акта;
примерное содержание проекта, его структуру;
перечень муниципальных актов, которые необходимо принять, изменить или признать утратившими силу (отменить) в связи с принятием данного муниципального акта.
3. Подготовка обоснования принятия муниципального акта, в т.ч. финансово-экономического (с указанием источников и объемов финансирования).
При подготовке концепции и обоснований проекта муниципального акта могут создаваться рабочие группы, комиссии, в состав которых включаются представители общественности, депутаты, должностные лица местного самоуправления, специалисты и т.д.
Такой порядок предпроектной работы может быть закреплен в уставах муниципальных образований, в регламентах представительных органов, а также в специальных актах представительных или исполнительно-распорядительных органов о порядке подготовки муниципального акта.
С примерами типичных ошибок при выработке концепции проекта муниципального акта можно ознакомиться в разделе 3 практического пособия (Приложение). |
При разработке проектов правовых актов необходимо учитывать положения статьи 46 Федерального закона N 131-ФЗ, устанавливающие перечень субъектов правотворческой инициативы, которые могут вносить на рассмотрение проекты муниципальных актов. Проекты муниципальных актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан. Данный перечень субъектов не является исчерпывающим. Иные субъекты правотворческой инициативы могут устанавливаться уставом муниципального образования.
Структуру органов местного самоуправления образуют: глава муниципального образования, представительный орган муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.
Полномочия органов местного самоуправления определены:
1) в Федеральном законе N 131-ФЗ;
2) полномочия по решению вопросов местного значения установлены уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ;
3) полномочия предусмотрены федеральными законами специальной компетенции (например: Градостроительный кодекс).
С примерами нарушений нормотворческих полномочий органами местного самоуправления можно ознакомиться в Разделе 2 практического пособия (Приложение). |
Виды правовых актов муниципального образования определяются в соответствии с требованиями устава муниципального образования в зависимости от полномочий субъектов по их принятию.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей