2.3. Порядок оформления положений о вступлении в силу муниципальных нормативных правовых актов
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Для различных видов муниципальных актов установлен свой порядок вступления в силу:
по истечении определенного срока после их официального опубликования;
со дня, установленного самим нормативным правовым актом (с момента принятия, с момента официального подписания, с момента официального опубликования, с конкретной даты);
со дня, установленного другим нормативным правовым актом (федеральными и региональными законами могут предусматриваться конкретные сроки вступления в силу муниципальных актов, затрагивающих определенные правоотношения, например, нормативные правовые акты о бюджете вступают в силу в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации, а о налогах и сборах - Налоговым кодексом Российской Федерации, устав муниципального образования - после государственной регистрации и официального опубликования (обнародования).
Правовое предписание о порядке вступления муниципального акта в силу помещается в отдельной статье (пункте).
1. Вступление муниципального акта в силу определяется путем указания на наступление определенной календарной даты, которая обязательно должна быть в будущем.
2. Вступление муниципального акта в силу определяется путем указания на событие, которое произойдет в будущем, или на срок, связанный с таким событием.
При определении срока вступления в силу муниципального акта рекомендуется избегать таких формулировок, как "по истечении месяца со дня официального опубликования" или "по истечении трех месяцев после дня официального опубликования", в связи с которыми возникают вопросы о точном исчислении сроков вступления в силу.
В случае если предполагается, что муниципальный акт должен вступить в силу через значительный промежуток времени после дня его официального опубликования, рекомендуется использовать указание на конкретный день вступления в силу.
использовать сокращения при указании в муниципальном акте определенной даты;
указывать слишком длительный период между днем официального опубликования и днем вступления в силу муниципального акта;
определение срока вступления в силу муниципального акта или его структурных единиц ставить в зависимость от вступления в силу других (еще не принятых) нормативных правовых актов, а также в зависимости от внесения соответствующих изменений в другой нормативный правовой акт;
срок вступления в силу отдельных структурных единиц одного муниципального акта определять в другом нормативном правовом акте;
срок вступления в силу муниципального акта или его структурных единиц определять промежутком времени, а не конкретной датой;
использовать формулировки, которые могут привести к разночтениям в определении точного срока вступления в силу муниципального акта.
Пример неправильного оформления:
вступает в силу со дня официального опубликования, но не позднее 1 января 2020 года |
вступает в силу с 1 января 2020 года, но не ранее дня его официального опубликования |
При установлении порядка и сроков вступления муниципального акта в силу необходимо иметь в виду, что, как уже отмечалось, бюджетное и налоговое законодательство имеет особые правила введения в силу актов, регулирующих бюджетные и налоговые отношения.
В части 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации используется, например, такая формулировка: "акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей".
Например, в соответствии с частью 2 статьи 187 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок рассмотрения проекта решения о бюджете и его утверждения, определенный муниципальным актом представительного органа местного образования, должен предусматривать вступление в силу решения о бюджете с 1 января очередного финансового года.
Если в статье (пункте) о вступлении в силу предусматриваются какие-либо исключения для сроков вступления в силу отдельных структурных единиц муниципального акта, в этой статье (пункте) необходимо указать общий срок вступления в силу самого акта за исключением структурных единиц, вступающих в силу в ином порядке, а также определить порядок вступления в силу этих структурных единиц.
Если муниципальный акт содержит положения о его официальном опубликовании, то рекомендуется указывать наименование официального печатного периодического издания, распространяемого в соответствующем муниципальном образовании.
В случае опубликования муниципального акта в сетевом издании или на информационных ресурсах в сети интернет, не являющихся сетевым изданием, рекомендуется указать наименование официального сетевого издания и доменное имя соответствующего сайта в сети интернет или доменное имя информационного ресурса сети интернет, не являющимся сетевым изданием <10>.
--------------------------------
<10> Более подробно о вступлении в силу и порядке опубликования (обнародования) муниципальных актов изложено в разделе II настоящих методических рекомендаций.
Пример оформления вступления в силу и опубликования устава и муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования (в случае, когда изменения и дополнения в устав вносятся муниципальным правовым актом, оформленным решением представительного органа муниципального образования в виде одного документа):
Изложение устава муниципального образования в новой редакции муниципальным правовым актом о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не допускается. В этом случае принимается новый устав муниципального образования, а ранее действующий устав муниципального образования и муниципальные правовые акты о внесении в него изменений и дополнений признаются утратившими силу со дня вступления в силу нового устава муниципального образования (часть 10 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ).
При этом нормы о вступлении в силу и признании утратившими силу устава и всех изменений и дополнений в него не рекомендуется включать в решение представительного органа муниципального образования. Данные положения должны быть включены в текст устава или муниципального правового акта о внесении изменений в устав.
Не допускается включение в решение представительного органа муниципального образования переходных положений и (или) норм о вступлении в силу изменений и дополнений, вносимых в устав муниципального образования, когда изменения и дополнения оформляются отдельным муниципальным правовым актом (пункт 2 части 8.1 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей