ВВЕДЕНИЕ

Муниципальное нормотворчество является одним из ведущих направлений деятельности органов местного самоуправления. Конечной целью нормотворческого процесса является создание муниципального нормативного правового акта, который, затрагивая права и интересы граждан, решает важные социальные, экономические, управленческие и другие вопросы на территории муниципального образования.

Учитывая объем действующих муниципальных нормативных правовых актов и количественный прирост новых, важной задачей является своевременная их актуализация и, при необходимости, приведение в соответствие с действующим законодательством. Несовершенство муниципального нормотворчества диктует необходимость выработки единообразного подхода к подготовке муниципальных нормативных правовых актов.

Настоящие методические рекомендации подготовлены по итогам проведения НИР на тему: "Разработка методических рекомендаций по подготовке муниципальных нормативных правовых актов", основу исследования которой составили:

законодательство в сфере организации правотворческого процесса органов местного самоуправления;

муниципальные нормативные правовые акты (их структурные части) <1>;

--------------------------------

<1> Доступ к муниципальным нормативным правовым актам обеспечен через портал Министерства юстиции Российской Федерации "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" в информационно-телекоммуникационной сети интернет (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф.)

экспертные заключения на муниципальные нормативные правовые акты, подготовленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

результаты конкретно-социологического исследования, проведенного в виде опроса экспертов из числа муниципальных служащих, а также государственных служащих территориальных органов Минюста России.

КонсультантПлюс: примечание.

Приложение не приводится.

Анализ экспертных заключений позволил выявить наиболее типичные нарушения правил юридической техники при подготовке муниципальных нормативных правовых актов (см. практическое пособие, прилагаемое к настоящим методическим рекомендациям - далее Приложение) <2>. Проведенное социологическое исследование способствовало выявлению основных причин, оказывающих неблагоприятное воздействие на обеспечение качества муниципального нормотворчества.

--------------------------------

<2> Мониторинг нормотворческого процесса органов местного самоуправления с иллюстрацией типичных нарушений правил юридической техники на конкретных примерах: практическое пособие./Авторы-составители: Атагимова Э.И., Рыбакова О.С., Троян Н.А. - М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России. 2018. - 68 с.

Настоящие методические рекомендации разработаны для использования в своей работе органами местного самоуправления, а также могут быть использованы органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов и территориальными органами Минюста России.

Целью настоящих рекомендаций является методическое сопровождение работы по подготовке муниципальных нормативных правовых актов путем соблюдения единообразия в оформлении муниципальных нормативных правовых актов и использования средств, правил и приемов юридической техники. Пособие содержит примеры оформления муниципальных нормативных правовых актов. Обращаем внимание, что наименования муниципальных образований в приведенных примерах условные и не соответствуют наименованиям, включенным в государственный реестр муниципальных образований, любые совпадения случайны.

Полагаем, что настоящее научно-практическое пособие окажет методическую помощь при подготовке, юридико-техническому оформлению текстов и принятию муниципальных нормативных правовых актов.