2.2. Порядок употребления ссылок на нормативные правовые акты в тексте муниципального нормативного правового акта
АКТЫ В ТЕКСТЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА
Ссылкой признается указание в тексте муниципального акта на другой нормативный правовой акт или его структурную единицу. Ссылки на ранее принятые нормативные правовые акты (а также их структурные единицы) рекомендуется применять в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать их дублирования.
Ссылки в муниципальном акте проставляются на нормативные правовые акты высшей или равной юридической силы (федеральное законодательство, законодательство субъекта Российской Федерации, устав муниципального образования). Ссылки на нормативные правовые акты меньшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются.
Ссылки рекомендуется проставлять только на действующие нормативные правовые акты, т.е. на нормативные правовые акты, вступившие в силу.
В тексте муниципального акта недопустимы ссылки на нормативные предписания других нормативных правовых актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными, поскольку это создает трудности для понимания сути нормативного предписания.
При необходимости сделать ссылку в муниципальном акте на другой нормативный правовой акт указываются следующие реквизиты в следующей последовательности:
вид нормативного правового акта;
дата и номер подписания (принятия, издания);
наименование нормативного правового акта.
При оформлении ссылок на Конституцию Российской Федерации, кодексы Российской Федерации указывается только их наименование с прописной буквы.
При указании ссылки в тексте муниципального акта на акты, обладающие высшей юридической силой, вид правового акта рекомендуется указывать с прописной (заглавной) буквы для постановлений, определений Конституционного Суда Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, уставов муниципальных образований, а для иных актов, как правило, со строчной (маленькой) буквы.
Для проставления ссылок на нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации рекомендуется использовать вид и наименование законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, установленные конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, а для органов местного самоуправления - установленные уставом муниципального образования и законом соответствующего субъекта Российской Федерации о наименованиях органов местного самоуправления.
При ссылке на нормативный правовой акт, который полностью был изложен в новой редакции, рекомендуется указывать его реквизиты в следующей последовательности:
вид нормативного правового акта,
дата и номер подписания (принятия, издания);
в скобках указываются вид нормативного правового акта, дата и номер подписания (принятия, издания) нормативного правового акта, полностью изложившего данный нормативный правовой акт в новой редакции.
Ссылки на Конституцию Российской Федерации оформляются следующим образом:
При ссылке на кодекс Российской Федерации дата подписания и его номер не указываются.
При неоднократных ссылках на один и тот же нормативный правовой акт при первом его упоминании и далее рекомендуется неоднократно указывать полные реквизиты нормативного правового акта, на который производятся ссылки.
При необходимости дать ссылку не на весь нормативный правовой акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная структурная единица (начиная с наименьшей), а затем реквизиты самого нормативного правового акта.
Не рекомендуется при первом упоминании в тексте муниципального акта делать следующую запись:
Это позволит в дальнейшем избежать трудностей при внесении изменений в муниципальный акт, поскольку в процессе внесения изменений первая ссылка на нормативный правовой акт с записью "(далее - Указ Президента Российской Федерации от 29.12.2008 N 1873)" может поменять свое месторасположение и перейти из одной структурной единицы нормативного правового акта в другую.
Ссылку в тексте муниципального акта на структурную единицу этого же муниципального акта рекомендуется оформлять следующим образом: "настоящего пункта", "настоящей статьи", "настоящего решения".
При ссылках обозначения структурных единиц указываются так, как они определены в самом нормативном правовом акте либо в нормативном правовом акте, вносящем изменения в данный нормативный правовой акт.
Если в нормативных правовых актах части статей и пункты нумеруются цифрами, то обозначение в ссылках части или пункта печатается цифрами (например, часть 1, пункт 1, раздел IV).
Если в нормативных правовых актах части статей не пронумерованы, то в этом случае обозначение в ссылках части печатается словом (например, часть вторая).
Если подпункты пронумерованы строчными буквами русского алфавита, то обозначаются в ссылках буквой в кавычках (подпункт "а"). Абзацы обозначаются словом (например, абзац первый).
При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.
Если при проставлении ссылок подсчет абзацев осуществить неправильно, это приведет к технической ошибке и воля законодателя будет оформлена неверно.
Обозначения частей, пунктов, абзацев и других структурных единиц печатаются полностью, сокращения (ст., ч., п., абз.) не допускаются.
Если требуется сослаться на приложение к нормативному правовому акту, указывается наименование приложения и нормативный правовой акт, которым данное приложение утверждено.
При ссылках на примечания к статьям или пунктам нормативного правового акта рекомендуется использовать следующую формулировку:
При оформлении ссылок на нормативные правовые акты рекомендуется избегать следующих ошибок юридико-технического характера:
нарушение порядка указания реквизитов нормативного правового акта;
грамматических и стилистических ошибок в наименовании нормативного правового акта;
неверное обозначение структурной единицы нормативного правового акта;
неверно приведенной ссылки на абзац (при неправильном подсчете);
ошибочно приведенные реквизиты нормативного правового акта;
проставление ссылки на недействующие нормативные правовые акты;
проставление ссылок на неправильно указанный нормативный правовой акт, вместо подлежащего применению;
проставление ссылки на ненормативные правовые акты;
неверное указание официальных наименований органов государственной власти или указание наименований органов государственной власти, которые на момент принятия муниципального акта реорганизованы или упразднены.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей