Срок действия документа ограничен 1 марта 2029 года.

Полеты в особых условиях

488. К полетам в особых условиях относятся полеты в условиях:

обледенения;

грозовой деятельности и сильных ливневых осадков;

турбулентности воздуха;

повышенной электрической активности атмосферы;

пыльной бури;

горной местности;

безориентирной местности и пустыни;

полета над водной поверхностью;

полярных районов;

сложной орнитологической обстановки;

на малых и предельно малых высотах;

стратосферы <41>.

--------------------------------

<41> Разделы XXXI - XLII Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Российского авиационно-космического агентства от 31 марта 2002 г. N 136/42/51.

489. Полеты в условиях обледенения с неисправной или не включенной противообледенительной системой, а также на воздушных судах, не оборудованных противообледенительной системой, запрещаются.

На всех этапах полета противообледенительная система должна быть включена до входа в зону возможного обледенения, если руководство по летной эксплуатации воздушного судна (инструкция экипажу) не предусматривает другого порядка использования противообледенительной системы.

При обнаружении обледенения воздушного судна в полете КВС обязан доложить соответствующему органу обслуживания воздушного движения (управления полетами) об интенсивности обледенения, принятых мерах и высоте (эшелоне) полета.

В случае если обледенение угрожает безопасности полета КВС обязан принять меры для немедленного выхода (вывода воздушного судна) из опасной зоны с докладом соответствующему органу обслуживания воздушного движения (управления полетами), который обязан с учетом воздушной обстановки обеспечить необходимые условия для безопасного продолжения полета.

В случае если принятые экипажем меры по борьбе с обледенением оказываются неэффективными и не обеспечивают безопасного продолжения полета в этих условиях, КВС обязан по согласованию с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) прекратить задание и выполнить посадку на ближайшем запасном аэродроме.

490. Полеты в условиях грозовой деятельности и сильных ливневых осадков в районе аэродрома вылета (посадки) и на маршруте полета без наличия бортовых радиолокационных средств обнаружения грозовых очагов или при отсутствии наземного радиолокационного контроля запрещаются.

Воздушным судам запрещается преднамеренно входить в кучево-дождевую (грозовую), мощно-кучевую облачность и сильные ливневые осадки, за исключением полетов по специальным заданиям (программам).

При наличии в районе аэродрома вылета кучево-дождевой и мощно-кучевой облачности экипаж обязан с помощью бортовой РЛС осмотреть зону взлета и выхода из района аэродрома, оценить возможность взлета и определить порядок обхода кучево-дождевой, мощно-кучевой облачности и зон сильных ливневых осадков.

При подходе воздушного судна к зоне грозовой деятельности (сильных ливневых осадков) КВС обязан оценить возможность продолжения полета, принять решение на обход зоны по согласованию с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами).

При визуальном обнаружении в полете кучево-дождевых (грозовых) и мощно-кучевых облаков разрешается их обходить на удалении, исключающем попадание воздушного судна в кучево-дождевые (грозовые) и мощно-кучевые облака.

При невозможности обхода указанных облаков на заданной высоте разрешается визуальный полет над их верхней границей с превышением не менее 500 м или полет под облаками (только днем над равнинной местностью по ПВП без входа в зону ливневых осадков) и на высоте (эшелоне) полета воздушного судна не менее безопасной высоты (эшелона), а принижение воздушного судна от нижней границы облаков должно быть не менее 200 м.

При обнаружении в полете кучево-дождевых (грозовых) и мощно-кучевых облаков бортовыми РЛС разрешается обходить эти облака на удалении не менее 15 км от ближней границы отметки облака на экране РЛС. Пересечение фронтальной облачности с отдельными грозовыми очагами производится в том месте, где расстояние между границами отметок облаков на экране РЛС не менее 50 км.

В случае непреднамеренного попадания воздушного судна в кучево-дождевую (грозовую), мощно-кучевую облачность и сильных ливневых осадков КВС обязан принять меры к немедленному выходу из них.

491. При попадании воздушного судна в турбулентность КВС обязан доложить об этом соответствующему органу обслуживания воздушного движения (управления полетами) и принять меры к выходу (выводу) воздушного судна из зоны турбулентности, а при невозможности - произвести посадку на запасном аэродроме.

При попадании воздушного судна в зону турбулентности, когда прирост перегрузки достигает более +/- 1,0 g <42> и угрожает безопасности полета, КВС имеет право изменить высоту (эшелон) полета, с докладом об этом органу обслуживания воздушного движения (управления полетами), осуществляющему обслуживание (управление) полета данного воздушного судна.

--------------------------------

<42> Раздел XXXIII Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Российского авиационно-космического агентства от 31 марта 2002 г. N 136/42/51.

Вертикальные вихри (смерчи), обнаруживаемые визуально, необходимо обходить на удалении, исключающем попадание воздушного судна в них. Проходить над вертикальными вихрями (смерчами) запрещается.

Полеты БВС в условиях повышенной турбулентности воздуха запрещаются. При попадании БВС в зону повышенной турбулентности воздуха экипаж БВС обязан вывести его из этой зоны и произвести посадку БВС на ближайшую пригодную для этого площадку или аэродром.

492. При попадании в зону повышенной электрической активности атмосферы КВС действует в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна (инструкцией экипажу, РЭ) данного типа и докладывает об этом органу обслуживания воздушного движения (управления полетами).

При возникновении угрозы безопасности полета на заданной высоте (эшелоне) КВС имеет право изменить высоту (эшелон) полета, с докладом об этом органу обслуживания воздушного движения (управления полетами), осуществляющему обслуживание (управление) полета данного воздушного судна.

В случае поражения воздушного судна разрядом атмосферного электричества экипажу необходимо:

доложить о случившемся органу обслуживания воздушного движения (управления полетами);

проконтролировать параметры режима работы двигателей;

проверить работу электрооборудования и пилотажно-навигационного оборудования;

осмотреть воздушное судно с целью обнаружения возможных повреждений.

При обнаружении отказов, неисправностей или повреждений действовать в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна (инструкцией экипажу, РЭ).

493. При встрече с пыльной бурей КВС обязан доложить об этом органу обслуживания воздушного движения (управления полетами), обойти ее или пройти над ней.

В случае попадания в пыльную бурю КВС, выполняющий полет по ПВП, обязан перейти на полет по ППП и выйти из пыльной бури, а также доложить об этом и об условиях полета соответствующему органу обслуживания воздушного движения (управления полетами).

Полеты на малых и предельно малых высотах через зоны пыльной бури, а также посадка в условиях пыльной бури запрещаются.

Полеты беспилотных воздушных судов в условиях пыльной бури запрещаются.

494. При полетах в условиях горной местности и на горных аэродромах экипаж воздушного судна обязан изучить направление ущелий и горных долин, места, которые могут быть использованы для вынужденной посадки, правила пользования барометрическими высотомерами при взлете (посадке) на горных аэродромах, а также условиях взлета и посадки на горном аэродроме.

Выполнение полетов по ПВП в ущельях и горных долинах разрешается при условии, что наличие препятствий не потребует от экипажа воздушного судна выполнения маневра с критическими значениями крена и тангажа, увеличения тяги двигателя (двигателей) до номинальной.

Полет через горный хребет необходимо выполнять с учетом наличия восходящих и нисходящих воздушных потоков на высотах (эшелонах), не ниже безопасных под острым углом к нему, для того, чтобы обеспечить возможность быстрого отворота от горного хребта при потере высоты под действием нисходящего потока воздуха.

В случае если после взлета невозможно выполнить набор безопасной высоты (эшелона) полета до установленного рубежа, набор высоты производится над аэродромом по установленной схеме.

При полете по ППП снижение воздушного судна ниже нижнего (безопасного) эшелона разрешается выполнять только после пролета установленного рубежа начала снижения при знании экипажем воздушного судна точного его местонахождения.

При отсутствии непрерывного радиолокационного контроля или неустойчивой работе бортового навигационного оборудования или неустойчивой двусторонней радиосвязи снижение воздушного судна ниже нижнего (безопасного) эшелона с последующим снижением для захода на посадку по установленной схеме разрешается выполнять только после выхода воздушного судна на РТС аэродрома и определения его местонахождения.

495. При полетах над безориентирной местностью и пустыней экипаж воздушного судна должен учитывать особенности физико-географических, навигационных и метеорологических условий и обязан изучить расположение характерных ориентиров, пригодных для выполнения вынужденной посадки, а также учитывать влияние высоких температур воздуха на летно-технические характеристики воздушного судна (увеличение длины разбега и пробега, уменьшение скороподъемности, максимально допустимой взлетной массы).

496. При полетах над акваторией морей (океанов), других крупных водоемов экипаж воздушного судна обязан изучить береговую черту, расположение и режим работы береговых и островных свето- и радиомаяков, порядок использования бортовых радиотехнических и астрономических средств аэронавигации, правила приводнения с парашютом и вынужденной посадки воздушного судна на воду, а также правила пользования бортовыми индивидуальными и групповыми спасательными плавучими средствами.

На аэродромах, где посадка воздушных судов производится со стороны моря или взлет выполняется в сторону моря, выделяются поисковые и спасательные силы и средства (катера, спасательные команды), которые во время полетов должны находиться в готовности к немедленному проведению спасательных работ.

Полеты беспилотных воздушных судов над водной поверхностью выполняются при наличии катера (судна) сопровождения.

Полеты над морем (водным пространством) и вдоль береговой черты, а также с приморских аэродромов без групповых и индивидуальных плавательных средств на борту воздушного судна запрещаются.

497. При полетах в полярных районах экипаж воздушного судна обязан изучить порядок использования бортовых радиотехнических и астрономических средств радионавигации, учитывать изменения метеорологических условий, неустойчивость работы магнитных компасов, режим работы средств связи и РТО полетов, а также дальность их действия.

К полетам в полярных районах допускаются только специально подготовленные экипажи.

Полеты в полярных районах должны выполняться на воздушных судах, оснащенных специальным оборудованием для таких полетов.

При выполнении полетов в полярных районах КВС независимо от запроса органа ОВД (управления полетами) обязан каждые 30 минут сообщать ему свое местонахождение.

Подбор площадок с воздуха для посадки на дрейфующие, припайные и шельфовые льды производится днем при метеоусловиях:

видимость - не менее 10 км;

высота нижней границы облаков - не менее 300 м;

облачность - не более 5 баллов;

прямое солнечное освещение.

Полеты в полярных районах, так же как и полеты над горной и пустынной местностью, над водным пространством должны выполняться при наличии на борту воздушного судна и в парашютной системе каждого члена экипажа специального снаряжения, средств сигнализации и неприкосновенного запаса продуктов, который устанавливается в зависимости от типа воздушного судна, характера полетного задания и физико-географических условий района полетов.

498. В условиях сложной орнитологической обстановки полеты в районе аэродрома ограничиваются или прекращаются.

Перед принятием решения на вылет КВС обязан учитывать информацию органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) об орнитологической обстановке в районе аэродрома взлета (аэродрома назначения) и на маршруте полета.

Перед выполнением взлета, получив информацию от органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) об усложнении орнитологической обстановки, КВС обязан оценить возможность выполнения полета. Взлет в этих условиях производится с включенными фарами.

В полете, в случае обнаружения на траектории полета воздушного судна стай птиц, экипаж должен обходить их или пролетать над ними.

При подходе к аэродрому посадки, после получения информации от органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) о сложной орнитологической обстановке в районе аэродрома или при визуальном обнаружении птиц, экипажу необходимо:

включить фары;

при наличии птиц на курсе посадки или на взлетно-посадочной полосе уйти на второй круг.

499. Полеты на малых и предельно малых высотах выполняются ниже нижнего (безопасного) эшелона, установленного для района ЕС ОрВД.

500. Полеты выполняются на безопасных высотах и на минимальных допустимых высотах.

501. К безопасным высотам и нижнему (безопасному) эшелону относятся безопасная высота круга полетов над аэродромом и безопасная высота в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА.

Высоты выдерживаются по барометрическому высотомеру, установленному на давление на аэродроме, при этом значение методической температурной поправки высотомера не учитывается. Указанные высоты могут рассчитываться по секторам района аэродрома.

Полеты выполняются днем и ночью по ПВП и ППП (на высоте круга при запасе высоты над препятствиями 100 м - только днем по ПВП).

502. Безопасные высоты полета с запасом высоты над препятствиями:

над равнинной или холмистой местностью и водным пространством:

100 м - на скоростях 300 км/ч и менее;

200 м - на скоростях более 300 км/ч;

в горной местности:

над горами 2 000 м и менее - 300 м;

над горами выше 2 000 м - 600 м.

Высоты выдерживаются по барометрическому высотомеру, установленному на значение минимального атмосферного давления по маршруту, приведенному к уровню моря, с учетом барометрической тенденции, при этом учитывается значение методической температурной поправки высотомера.

503. Нижний (безопасный) эшелон полета с запасом высоты над препятствиями 600 м выдерживается по барометрическому высотомеру, установленному на стандартное атмосферное давление, при этом значение методической температурной поправки высотомера не учитывается.

504. При расчете безопасных высот и нижнего (безопасного) эшелона препятствия учитываются:

при полете днем по ПВП - в полосе ширины маршрута 20 км (по 10 км в обе стороны от оси маршрута) или в полосе ширины МВЛ;

при полете днем по ППП, ночью по ПВП и ППП - в полосе шириной 50 км (по 25 км в обе стороны от оси маршрута или МВЛ).

505. Полеты по ПВП днем и ночью выполняются при полетной видимости не менее расстояния, пролетаемого воздушным судном за одну минуту, при этом вертикальное расстояние между воздушным судном и нижней границей облаков должно быть не менее 50 м днем и 100 м ночью.

506. К минимальным допустимым высотам полета относятся высоты в диапазоне от минимальных высот, разрешенных разработчиком воздушного судна, до высот, у которых запас высоты над препятствиями составляет менее 100, 200, 300 и 600 м (в зависимости от скорости полета и рельефа местности).

На минимальной допустимой высоте выдерживание высоты полета производится:

при полете выше препятствий - по барометрическому высотомеру, установленному на минимальное атмосферное давление, приведенное к уровню моря с контролем визуально и по радиовысотомеру;

при полете на высоте препятствий и (или) ниже высоты препятствий - визуально, с контролем высоты по барометрическому высотомеру, установленному на минимальное давление, приведенное к уровню моря, и по радиовысотомеру (при его наличии на борту воздушного судна).

507. Полеты на минимальных допустимых высотах выполняются по ПВП днем. Полеты по ПВП ночью могут выполняться над равнинной и холмистой местностью с использованием средств ночного видения в соответствии с методикой применения указанных средств и их возможностями.

508. Полеты на минимальных допустимых высотах днем по ПВП разрешается выполнять при полетной видимости, которая обеспечивает обнаружение препятствий не менее чем за 1,5 минуты до их пролета, при этом нижняя граница облаков должна быть не менее, чем на 50 м выше расчетной безопасной высоты (эшелона) полета.

509. Полеты с использованием средств огибания рельефа местности выполняются по ПВП и ППП днем и ночью в соответствии с методикой применения средств и их возможностями.

510. Использование минимальных допустимых высот допускается при полетах по программам летных испытаний, которые рассматриваются на методическом совете ЛИП.

Летчики-испытатели и штурманы-испытатели допускаются к полетам на минимальных допустимых высотах после соответствующей подготовки приказом (распоряжением) руководителя авиационной организации.

511. При подготовке к полету на малых и предельно малых высотах экипаж обязан:

а) подготовить полетные карты (масштаб 1:1 000 000 при полетах на скорости более 300 км/час и более крупного масштаба при полетах на скорости менее 300 км/час);

б) на карты нанести маршрут полета, искусственные препятствия с указанием их абсолютных высот в полосе шириной не менее 50 км (по 25 км в обе стороны от оси маршрута), выделить на картах естественные препятствия;

в) рассчитать безопасные высоты и эшелоны полета с учетом препятствий в полосе шириной 50 км (по 25 км в обе стороны от оси маршрута) и в полосе ширины маршрута (МВЛ) (при выполнении полета с внешней подвеской высоту полета увеличить не менее чем на длину внешней подвески);

г) уточнить значение нижнего (безопасного) эшелона и высоты перехода в районе ЕС ОрВД;

д) изучить:

положения РЛЭ, Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, настоящих Правил;

методические и справочные материалы, относящиеся к полетам на малых и предельно малых высотах; условия ведения радиосвязи и визуальной ориентировки;

порядок действий при возникновении особых случаев в полете и при встрече с опасными метеорологическими условиями, орнитологическую, метеорологическую и аэронавигационную обстановки.

512. При выполнении полета на малых и предельно малых высотах необходимо:

выдерживать заданный маршрут и высоту полета;

при полете на малых и предельно малых высотах по ПВП в случае попадания в метеорологические условия, не обеспечивающие дальнейшего пилотирования по ПВП, необходимо перейти на пилотирование по ППП, доложить органу ОВД (управления полетами) и занять безопасную высоту полета или нижний (безопасный) эшелон полета; в случае если экипаж не подготовлен к полетам по ППП, следовать на аэродром вылета или на запасной аэродром;

при наборе высоты с предельно малой высоты до заданной высоты (эшелона) полета перевод шкалы давления барометрического высотомера на стандартное давление осуществляется на высоте перехода района аэродрома (аэроузла), района ЕС ОрВД;

на участке предпосадочной прямой от точки входа в глиссаду до БПРМ при неточном заходе на посадку выдерживать высоту, а при точном заходе - контролировать с учетом методической температурной поправки барометрического высотомера.

Для обеспечения управления воздушными судами, выполняющими полеты на малых и предельно малых высотах, по решению начальника ЛИП выделяется воздушное судно-ретранслятор.

513. Полеты в стратосфере выполняются на воздушных судах с герметизированными кабинами и в высотно-спасательном снаряжении в визуальных и приборных метеорологических условиях.

При полетах в стратосфере КВС обязан изучить особенности пилотирования и воздушной навигации, эксплуатации силовой установки, обеспечивающие безопасность выполнения полетов и стратосфере.

514. При подготовке к полету в стратосфере экипажу необходимо:

произвести расчет потребности кислорода на полет в соответствии с инструкцией по эксплуатации установленного на воздушном судне кислородного оборудования, определить соответствие количества имеющегося на борту воздушного судна кислорода расчетной продолжительности полета;

проверить готовность воздушного судна и специального оборудования к высотному полету, проверить надежность герметизации кабины и исправность кислородного оборудования;

проверить подгонку и фиксирование высотно-спасательного снаряжения.

515. Экипажи воздушных судов, выполняющие полеты в стратосфере, обязаны проходить тренировки под избыточным давлением.

Высотно-компенсирующий костюм должен надеваться за 20 минут до вылета.

Доставка экипажей с мест надевания высотно-спасательного снаряжения к воздушному судну и обратно выполняется на специально выделенном автотранспорте.

516. В процессе всего полета в стратосфере экипаж воздушного судна обязан следить за исправностью кислородного оборудования, герметичностью кабины и немедленно докладывать командиру воздушного судна о повышенном расходе кислорода, о прекращении или уменьшении подачи воздуха в герметическую кабину, о нарушении герметизации кабины или об ухудшении самочувствия.

КВС во время полета должен запрашивать членов экипажа об их самочувствии. При плохом самочувствии или затруднении дыхания в полете у любого члена экипажа необходимо немедленно включить непрерывную подачу кислорода и произвести снижение до высоты менее 4000 м.

517. При нарушении герметизации кабины экипаж обязан снизиться на высоту менее 7000 м. Время пребывания на высоте менее 7000 м в негерметизированной кабине при пользовании чистым кислородом не ограничивается.

Максимальная продолжительность полета в негерметизированной кабине на высотах более 7000 м определяется руководством по летной эксплуатации воздушного судна.

При отказе основного кислородного прибора необходимо перейти на пользование переносными или парашютными кислородными приборами и снизиться на высоту менее 4000 м.