Срок действия документа ограничен 1 марта 2029 года.

Допуски к летным испытаниям и другим видам полетов

55. Летчикам-испытателям, штурманам-испытателям пилотируемого ЭВС даются допуски к:

полетам на впервые осваиваемом типе ВС;

проведению летных испытаний по типам ВС;

полетам днем и ночью в различных метеорологических условиях по типам ВС;

полетам по видам летной подготовки;

полетам в качестве инструктора днем и ночью по типам ВС.

Другим членам летного экипажа пилотируемого ЭВС даются допуски к:

полетам в составе экипажа со своего рабочего места на впервые осваиваемом типе ВС и по видам летной подготовки;

проведению летных испытаний по типам ВС;

полетам в качестве инструктора по типам ВС.

Внешним пилотам-испытателям БВС и операторам-испытателям средств управления целевой нагрузкой БВС даются допуски:

управлению впервые освоенного типа БВС и его целевой нагрузкой;

управлению БВС и его целевыми нагрузками по видам летной подготовки;

проведению летных испытаний по типам БВС и их целевых нагрузок;

управлению БВС в качестве инструктора по типам БВС и их целевых нагрузок.

56. Допуск к полетам летчикам-испытателям (внешним пилотам-испытателям) после авиационного инцидента и авиационного происшествия, причины которых связаны с ошибками летчика-испытателя (внешнего пилота-испытателя) в технике пилотирования пилотируемого ВС (в управлении БВС), воздушной навигации, боевом применении, нарушениями в выполнении функциональных обязанностей разрешается после проверки теоретических знаний и летной подготовки.

Порядок и объем проверок определяет начальник ЛИП по согласованию со структурным подразделением организации авиационной промышленности, уполномоченной в области государственного регулирования ЭА.

57. В целях определения объема и порядка летной подготовки, совершенствования навыков летчиков-испытателей, внешних пилотов-испытателей, штурманов-испытателей и операторов-испытателей средств управления целевой нагрузкой БВС, перечней допусков по видам летной подготовки и порядка их получения членами экипажей ВС (БВС), нормативов оценок по видам летной подготовки Министерством промышленности и торговли Российской Федерации устанавливаются КЛПС (программы подготовки) <13>.

--------------------------------

<13> Подпункт 5.2.19 пункта 5 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438.

58. К полетам на впервые осваиваемом типе пилотируемого ВС и к управлению впервые освоенного типа БВС и его целевой нагрузкой члены экипажей ВС (БВС) допускаются после сдачи ими зачетов местной квалификационной комиссии <14>, образуемой в организациях ЭА соответствующими приказами (распоряжениями) их руководителей, по знанию авиационной техники, особенностей устойчивости и управляемости ВС, руководства по летной эксплуатации ВС, выполнения тренировок по действиям в особых случаях и вынужденному покиданию пилотируемого воздушного судна, а также выполнения контрольных полетов на данном типе пилотируемого ВС и управлений данным типом БВС и его целевыми нагрузками.

--------------------------------

<14> Пункт 3 Федеральных авиационных правил проведения обязательной аттестации авиационного персонала экспериментальной авиации, выдачи свидетельств специалистов экспериментальной авиации и допуска специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации к деятельности, утвержденных приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19 декабря 2017 г. N 4504 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2018 г., N 50726).

Во время первого самостоятельного полета (управления БВС) летчика-испытателя (внешнего пилота-испытателя БВС, оператора-испытателя средств управления целевой нагрузкой БВС) на новом для него типе пилотируемого (беспилотного) воздушного судна (целевой нагрузки) инструктор, ответственный за его выпуск (допуск), должен находиться на КДП аэродрома (НПУ БВС).

Летчики-испытатели 1 и 2 класса <15> и другие члены летного экипажа ВС в соответствии с рекомендациями методического совета ЛИП и по согласованию со структурным подразделением организации авиационной промышленности, уполномоченной в области государственного регулирования ЭА, могут допускаться к полетам на впервые осваиваемом ими типе пилотируемого ВС без контрольных полетов.

--------------------------------

<15> Пункт 14 Федеральных авиационных правил проведения обязательной аттестации авиационного персонала экспериментальной авиации, выдачи свидетельств специалистов экспериментальной авиации и допуска специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации к деятельности, утвержденных приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19 декабря 2017 г. N 4504 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2018 г., N 50726).

59. К проведению летных испытаний по типам ВС допускаются члены летных экипажей, имеющие действующие свидетельства специалистов авиационного персонала ЭА и соответствующий допуск к полетам (управлению БВС) на данном типе ВС. Указанный допуск оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации экспериментальной авиации.

60. Допуск летчиков-испытателей (внешних пилотов-испытателей БВС, операторов-испытателей средств управления целевой нагрузкой БВС) и других членов летных экипажей к полетам (управлению БВС) по различным видам летной подготовки, условиям их выполнения (днем или ночью, метеорологическим условиям) оформляется приказом (распоряжением) руководителя авиационной организации (начальника ЛИП) на основании результатов соответствующих проверок в полетах (управлении БВС) и записывается в летную книжку.

61. Для проведения летных испытаний опытного (модифицированного, модернизированного) ВС по программе первого испытательного полета экипаж (летчик-испытатель, внешний пилот-испытатель БВС) назначается от организации экспериментальной авиации - разработчика ВС приказом (распоряжением) руководителя указанной организации в соответствии с рекомендациями Методического совета экспериментальной авиации по летным испытаниям.

62. Допускаемый к полетам (управлению БВС) на опытном (модифицированном) ВС экипаж (летчик-испытатель, внешний пилот-испытатель БВС) проверяется комиссией, назначаемой генеральным (главным) конструктором, на знание авиационной техники, особенностей устойчивости и управляемости воздушного судна, руководства по летной эксплуатации, а также выполняет тренировки по действиям в особых случаях и вынужденному покиданию пилотируемого ВС.

Проверка знаний проводится в виде зачетов. Результаты проверок оформляются актом и записываются в соответствующие разделы летной книжки.

63. Для проведения летных испытаний опытного ВС по программе ЛКИ, летных испытаний модифицированного ВС экипаж (летчик-испытатель, внешний пилот-испытатель БВС) назначается от организации экспериментальной авиации-разработчика ВС приказом (распоряжением) руководителя указанной организации.

К испытательным полетам (управлению БВС) в качестве командира воздушного судна допускаются:

на опытном и модифицированном ВС - летчики-испытатели не ниже 2 класса;

на модернизированном ВС - летчики-испытатели 3 класса и без класса в соответствии с рекомендациями методического совета ЛИП организации экспериментальной авиации-разработчика ВС;

на опытном и модифицированном БВС - внешние пилоты-испытатели без класса в соответствии с рекомендациями методического совета ЛИП организации экспериментальной авиации-разработчика БВС.

64. К сертификационным испытательным полетам (управлению БВС) на этапе СКИ приказом (распоряжением) руководителя организации-разработчика ВС допускаются экипажи (летчики-испытатели, внешние пилоты-испытатели БВС) соответствующей организации-разработчика ВС.

Экипажи (летчики-испытатели, внешние пилоты-испытатели БВС) организации-изготовителя ВС допускаются к сертификационным испытательным полетам (управлению БВС) на этапе СКИ приказом (распоряжением) руководителя организации-разработчика ВС на основании рекомендаций методического совета ЛИП организации-разработчика ВС.

65. К проведению летных испытаний (кроме полетов по программе первого испытательного полета) на многоместных ВС (ВС с двойным управлением) в качестве второго летчика допускаются летчики-испытатели независимо от их квалификационной категории.

66. На все остальные виды испытательных полетов (управление БВС) в организациях экспериментальной авиации-разработчиков и изготовителей ВС члены экипажа, в том числе летчик-испытатель, внешний пилот-испытатель БВС, оператор-испытатель средств управления целевой нагрузкой БВС, назначаются руководителями указанных организаций.

67. Допуск летчиков-испытателей к полетам в различных метеорологических условиях производится после проверки техники пилотирования в полете в реальных метеорологических условиях или после выполнения полетов по программе с использованием СИВ.

Первоначальный допуск летчиков-испытателей к полетам в приборных метеорологических условиях при метеорологическом минимуме производится после проверки техники пилотирования для соответствующего времени суток (день или ночь) в полете в реальных метеорологических условиях или после выполнения полетов по программе с использованием СИВ.

68. Метеорологический минимум командира воздушного судна <16> (летчика-испытателя) для взлета устанавливается по минимально допустимому значению видимости на ВПП и при необходимости по высоте нижней границы облаков, при которых командиру воздушного судна (летчику-испытателю) разрешается выполнять взлет на ВС данного типа.

--------------------------------

<16> Пункт 10 Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Российского авиационно-космического агентства от 31 марта 2002 г. N 136/42/51.

Метеорологический минимум командира воздушного судна (летчика-испытателя) для посадки устанавливается по минимально допустимым значениям видимости на ВПП и ВПР (МВС), при которых командиру воздушного судна (летчику-испытателю) разрешается выполнять посадку на воздушном судне данного типа.

Метеорологический минимум командира воздушного судна (летчика-испытателя) для полетов под облаками по ПВП устанавливается по минимально допустимым значениям видимости и высоты нижней границы облаков, при которых командиру воздушного судна (летчику-испытателю) разрешается выполнять визуальные полеты на воздушном судне данного типа.

69. Командиру воздушного судна (летчику-испытателю) метеорологический минимум для выполнения полета устанавливает начальник ЛИП в зависимости от уровня его летной подготовки.

Дальнейшее понижение достигнутого метеорологического минимума летчика-испытателя разрешается после проверки его техники пилотирования для соответствующего времени суток (день или ночь):

летчиками-испытателями 3 класса и без класса - при полетах в реальных метеорологических условиях, либо с использованием СИВ;

летчиками-испытателями 1 класса и 2 класса - при полетах в реальных метеорологических условиях, с использованием СИВ или в закрытой кабине, а также на тренажере с дневной и ночной визуализацией соответствующих погодных условий.

Достигнутый метеорологический минимум решением начальника ЛИП (заместителем начальника ЛИП по летной службе) распространяется на освоенные летчиком-испытателем разнотипные воздушные суда одного класса.

Первоначальный допуск летчиков-испытателей к полетам в метеорологических условиях более сложных, чем те, при которых производилась проверка, за исключением случаев, когда проверка осуществлялась с использованием СИВ, запрещается.

70. К облетам ВС по программам облета, которые разрабатываются организацией-разработчиком ВС для каждого типа ВС, допускаются члены экипажа, имеющие допуск к полетам на испытания данного типа ВС.

71. К демонстрационным полетам (пилотажу) на освоенных типах ВС члены экипажа (летчик-испытатель, внешний пилот-испытатель) допускаются приказом (распоряжением) руководителя организации ЭА (начальника ЛИП) после окончания программы подготовки по данному виду полетов.

72. Допуск летчиков-испытателей и штурманов-испытателей к перевозке служебных пассажиров и грузов в качестве командира воздушного судна и штурмана производится при наличии у них квалификационной категории не ниже "летчик-испытатель 3 класса" и "штурман-испытатель 3 класса" соответственно и налета на ВС, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов, по воздушным трассам не менее 100 часов. При этом командир воздушного судна, на котором перевозятся служебные пассажиры, должен иметь налет в качестве командира воздушного судна на данном типе воздушного судна не менее 20 часов.

Допуск летчиков-испытателей и штурманов-испытателей к выполнению перевозок служебных пассажиров и грузов оформляется приказом (распоряжением) руководителя авиационной организации экспериментальной авиации.

На вспомогательных ВС в составе экипажей (в том числе в качестве командира воздушного судна) могут выполнять полеты специалисты авиационного персонала гражданской или государственной авиации, имеющие соответствующий допуск к полетам на указанных ВС.

(п. 72 в ред. Приказа Минпромторга России от 07.11.2022 N 4640)

(см. текст в предыдущей редакции)

73. Допуск летчиков-испытателей, других членов экипажа к выполнению международных полетов производится в соответствии с разделом "Международные полеты" настоящих Правил.

74. Подготовка инструкторов летчиков-испытателей (штурманов-испытателей) и инструкторов других специальностей на пилотируемых ВС производится из летчиков-испытателей, штурманов-испытателей и других специалистов-испытателей, имеющих квалификацию не ниже 2 класса, с учетом их опыта предыдущей летной деятельности по типовым программам подготовки, рассмотренным методическими советами ЛИП.

Подготовка инструкторов внешних пилотов-испытателей БВС и инструкторов операторов-испытателей средств управления целевой нагрузкой БВС производится из внешних пилотов-испытателей БВС и операторов-испытателей средств управления целевой нагрузкой БВС, с учетом их опыта предыдущей профессиональной деятельности, по типовым программам подготовки, рассмотренным методическими советами ЛИП.

Допуск бортовых радистов-испытателей в качестве инструкторов производится по результатам их проверки в полете без прохождения программы подготовки.

75. Допуск летчиков-испытателей, штурманов-испытателей и других специалистов, входящих в состав летного экипажа пилотируемого ВС, внешних пилотов-испытателей БВС, операторов-испытателей средств управления целевой нагрузкой БВС в качестве инструкторов осуществляется приказом (распоряжением) руководителя авиационной организации на основании результатов их проверок в полете (управлении БВС) на данном типе ВС.

76. В качестве обучающих инструкторской работе допускаются:

лица руководящего летного состава организаций экспериментальной авиации соответствующих специальностей, имеющие допуск к инструкторской работе на данном типе воздушного судна по видам летной подготовки, по которым проводится обучение;

летчики-испытатели, штурманы-испытатели и другие специалисты, входящие в состав экипажа пилотируемого ВС, внешние пилоты-испытатели БВС, операторы-испытатели средств управления целевой нагрузкой БВС, имеющие соответствующий допуск к инструкторской работе на данном типе воздушного судна;

летчики-испытатели, внешние пилоты-испытатели БВС и другие специалисты авиационного персонала экспериментальной авиации авиационных организаций-разработчиков воздушных судов, структурного подразделения организации авиационной промышленности, уполномоченной в области государственного регулирования экспериментальной авиации, научно-исследовательской (испытательной) организации авиационной промышленности, целью деятельности которой является проведение летных исследований и испытаний в сфере авиационной техники (далее - научно-исследовательская (испытательная) организация авиационной промышленности), инспекторы-испытатели экспериментальной авиации, имеющие соответствующий допуск к инструкторской работе.

Состав инспекторов-испытателей экспериментальной авиации определяется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации <17>.

--------------------------------

<17> Подпункт 6.4 пункта 6 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438.