Срок действия документа ограничен 1 марта 2029 года.

Подготовка экипажей к полетам и особенности подготовки экипажей к выполнению испытательных полетов

Подготовка экипажей к полетам и особенности подготовки

экипажей к выполнению испытательных полетов

133. Члены экипажа ВС не допускаются к выполнению полетного задания без проведения подготовки к полетам и проверки их готовности к полету (управлению БВС).

134. При выполнении испытательных полетов используются специальные режимы, в том числе с выходами за пределы ограничений, определяемых РЛЭ (РЭ) ВС.

Перед выполнением новых или сложных летных испытаний (экспериментов) для предварительной отработки методики выполнения этих испытаний планируются и проводятся специальные тренировки экипажей на стендах и авиационных тренажерах, которые включаются в программу летных испытаний.

135. По времени проведения и содержанию подготовка к полетам подразделяется на общую, предварительную и предполетную.

136. Общая подготовка членов экипажей ВС к полетам включает изучение необходимых для проведения испытаний нормативных и методических документов, документации по авиационной технике, информации по безопасности полетов, программ испытаний, методик их проведения, материалов предыдущих испытаний, а также изучение разделов теории, касающихся объекта испытаний.

Содержание и продолжительность общей подготовки экипажей ВС к полетам определяется планом технической учебы и расписанием занятий на текущий месяц.

Общая подготовка к полетам проводится под руководством командиров экипажей ВС (старшего летчика-испытателя, старшего внешнего пилота-испытателя БВС).

137. Предварительная подготовка экипажей ВС к полетам производится накануне дня полетов или в день полетов, при этом заканчиваться она должна не менее чем за 2 часа до вылета ВС.

Предварительная подготовка к полетам включает:

постановку задач на полеты;

самостоятельную подготовку экипажей к полетам;

тренировку на тренажерах или в кабинах воздушных судов (НПУ БВС);

контроль готовности к полетам.

Продолжительность предварительной подготовки зависит от сложности полетного задания, уровня подготовки летчика-испытателя, внешнего пилота-испытателя БВС (членов экипажа) и должна обеспечивать подготовку членов экипажей ВС к выполнению запланированных на летную смену заданий.

При изменениях (уточнениях) плановой таблицы полетов, задания на испытательный полет экипажам ВС предоставляется дополнительное время для подготовки к полетам.

138. Задачу на полеты экипажам, группе руководства полетами и начальникам служб в устной форме ставит начальник ЛИП или его заместитель по летной службе по плановой таблице полетов с записью на электронные устройства аудио (видео) - записи. Запись постановки задачи на полеты хранится в ЛИП не менее 5 суток.

В зависимости от темы испытаний по решению начальника ЛИП задача на полеты ставится как на один летный день (ночь), так и на несколько летных дней (ночей) недели.

При проведении предъявительских, приемо-сдаточных и других испытательных полетов в организациях-изготовителях, выполняемых программам испытаний (профилям полетов), постановка задачи на полеты и предварительная подготовка к полетам может проводиться одновременно ко всем летным дням (ночам) очередной недели.

139. Задача на полеты должна содержать следующие сведения:

дата, время, планируемые на полеты воздушные суда, составы экипажей, состав группы руководства полетами;

порядок выполнения полетов в соответствии с плановой таблицей;

ожидаемая воздушная, метеорологическая (гидрологическая), орнитологическая и наземная (морская) обстановка в районе полетов;

порядок использования средств связи и РТО полетов, порядок и особенности управления воздушным движением;

порядок проведения разведки погоды (радиолокационной и воздушной) (при неустойчивой метеорологической обстановке);

особенности использования средств объективного контроля;

особенности использования основных и запасных аэродромов;

задания на полеты экипажам;

время и порядок проведения подготовки к полетам экипажей и лиц ГРП и контроля их готовности к полетам.

140. Самостоятельная подготовка экипажа к испытательным полетам организуется и проводится под руководством командира экипажа (старшего летчика-испытателя, старшего внешнего пилота-испытателя БВС) и под контролем заместителя начальника ЛИП по летной службе (старшего летчика-испытателя, старшего внешнего пилота-испытателя БВС), с участием ведущих инженеров (по специальности), разрабатывающих задание на полет.

В процессе самостоятельной подготовки изучаются особенности выполнения полетных заданий и меры по обеспечению безопасности полетов, методика выполнения отдельных элементов полетных заданий.

141. В результате предварительной подготовки к полетам экипажи ВС должны освоить:

цель, содержание и порядок выполнения полетных заданий;

порядок выполнения всех элементов полета, возможные отклонения от заданных режимов и способы их устранения, методику выдерживания полетных режимов, ограничения режимов для конкретного воздушного судна;

особенности эксплуатации воздушного судна и его систем на всех этапах полета;

порядок управления полетами, условия работы аэродромов и воздушных трасс в районе полетов, воздушную обстановку;

данные средств связи и радиосветотехнического обеспечения полетов и порядок их использования;

меры безопасности и действия в особых случаях полета, данные запасных аэродромов, порядок использования зон испытательных полетов, маршрутов, полигонов и мишеней (целей);

порядок использования средств объективного контроля и систем бортовых измерений.

142. Темы и продолжительность тренировок экипажей на тренажерах и в кабинах ВС (НПУ БВС) устанавливает и организует их проведение командир экипажа (старший летчик-испытатель, старший внешний пилот-испытатель БВС), исходя из планируемых полетных заданий и уровня подготовки экипажей.

143. Предварительная подготовка к полетам заканчивается контролем готовности экипажей ВС к выполнению запланированных полетных заданий.

Контроль готовности экипажей ВС проводится заместителем начальника ЛИП по летной службе или по его указанию старшим летчиком-испытателем (старшим внешним пилотом-испытателем БВС).

Члены экипажей воздушных судов, не прошедшие контроль готовности к выполнению запланированных полетных заданий, к полетам не допускаются.

При отмене (переносе) полетов проводится повторный контроль готовности экипажей ВС в случае, если срок переноса полетов составляет более 4 суток.

При проведении испытательных полетов в организациях-изготовителях ВС, на которых предварительная подготовка проводится одновременно ко всем летным дням (ночам) очередной недели, контроль готовности экипажей, выполняющих полеты, действует ко всем летным дням (ночам) недели, на которые поставлена задача.

144. Предполетная подготовка экипажей ВС к полетам проводится на аэродроме непосредственно перед полетами с учетом конкретно складывающейся метеорологической, воздушной и наземной (морской) обстановки и включает:

предполетный медицинский контроль;

предполетные указания;

выполнение необходимых расчетов для конкретных условий полета;

надевание, подгонку и проверку спецодежды (снаряжения);

прием авиационной техники, подготовку и проверку рабочих мест в соответствии с руководством по летной эксплуатации ВС и заданием на полет;

тренировки в кабинах самолетов (на НПУ БВС).

Время, необходимое на предполетную подготовку, устанавливается начальником ЛИП (заместителем начальника ЛИП по летной службе).

145. Предполетный медицинский контроль обязаны пройти все члены экипажей, участвующие в полетах, спасательная парашютно-десантная группа <20> и лица ГРП.

--------------------------------

<20> Пункт 2 Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 г. N 530.

Каждый член экипажа в случае ухудшения самочувствия обязан доложить об этом своему непосредственному начальнику либо врачу, осуществляющему медицинский контроль.

146. Предполетные указания в устной форме дает начальник ЛИП или его заместитель по летной службе по плановой таблице полетов с записью на электронные устройства аудио (видео)-записи. Запись предполетных указаний хранится в ЛИП не менее 5 суток.

На предполетных указаниях экипажи получают информацию, в которой должны определяться:

результаты разведки погоды (радиолокационной и воздушной (при ее проведении);

фактическая метеорологическая (гидрологическая), орнитологическая обстановка и прогноз погоды в районе аэродрома, на маршрутах полетов, на запасных аэродромах (по докладу дежурного синоптика);

воздушная, наземная (морская) и навигационная обстановка в районе полетов, на маршрутах полетов и особенности руководства полетами;

состояние аэродрома (ВПП, РД, запасная ВПП, Ксц, имеющиеся ограничения по их использованию и другие сведения);

взлетный и посадочный курсы;

условия руления, взлета, ухода от аэродрома и выхода на него, захода на посадку и посадки;

особенности использования средств связи и РТО полетов своего и запасных аэродромов, уточненные данные работы средств внешне-траекторных измерений;

изменения в плановой таблице (если таковые имеются), состояние авиационной техники и особенности выполнения полетных заданий и эксплуатации авиационной техники;

аэронавигационный запас топлива;

меры безопасности при выполнении полетов;

местонахождение дежурных поисково-спасательных сил и средств, порядок их вызова;

точное время;

другие необходимые данные.

В случае если член экипажа считает, что он не готов к безопасному выполнению полетного задания, он обязан доложить об этом своему непосредственному начальнику. В этом случае данного члена экипажа выпускать в полет запрещается.

Предполетные указания должны заканчиваться с таким расчетом, чтобы оставить экипажам время для завершения их подготовки к полету, занятия рабочих мест в кабинах ВС, (на НПУ БВС), запуска двигателей, руления и взлета в установленное плановой таблицей полетов время, но не менее чем за 30 минут до начала полетов.

147. Прием и проверка готовности к полету ВС (НПУ БВС), подготовка и проверка рабочих мест кабины (наземных станций) к предстоящему полетному заданию проводятся экипажами в соответствии с РЛЭ (РЭ) ВС (БВС).