Срок действия документа ограничен 1 марта 2029 года.

Программа испытаний, задание на испытательный полет и полетный лист

Программа испытаний, задание

на испытательный полет и полетный лист

27. Программа испытаний (исследований) ВС разрабатывается ведущим инженером по летным испытаниям ВС (ведущим инженером по экспериментальным работам и летным испытаниям (по специальности) с участием старшего (ведущего) летчика-испытателя, старшего (ведущего) внешнего пилота-испытателя беспилотного ВС (экипажа пилотируемого или беспилотного ВС) на основании приказа (распоряжения) руководителя авиационной организации или технического задания, утвержденного руководителем авиационной организации.

Разделы программы разрабатываются членами испытательной бригады в соответствии со специальностью.

В программе летных испытаний (исследований) указываются:

цель испытаний;

сведения об объекте испытаний и его особенностях;

состав экспериментального оборудования;

руководства по испытаниям авиационной техники, по которым проводятся испытания;

объем и характер наземных испытаний;

объем летных испытаний с указанием условий проведения эксперимента (высота, скорость, центровка, масса воздушного судна), конфигурация ВС, режим работы двигателей;

методические указания к программе;

основные летные ограничения (максимально допустимые значения приборной скорости, перегрузки, угла атаки, числа M), метеоусловия для выполнения задания в испытательном полете, а также меры безопасности;

мероприятия по противодействию иностранным техническим разведкам и соблюдению требований режима секретности;

ответственные исполнители;

состав летного и кабинного экипажа (участников испытаний в полете);

сроки испытаний;

ответственные за обеспечение летных испытаний лица (при участии в испытаниях нескольких авиационных организаций).

К программе летных испытаний (исследований) должен прилагаться план материально-технического обеспечения.

Проведение летных испытаний без оформленных и утвержденных программ летных испытаний, сметы расходов на выплату денежного вознаграждения за проведение испытаний <10> и планов материально-технического обеспечения не допускается.

--------------------------------

<10> Пункт 4 Положения о выплате денежного вознаграждения за проведение летных испытаний и исследований комплексов, образцов, систем авиационной, ракетной, парашютно-десантной, воздухоплавательной техники, беспилотных авиационных комплексов и комплексов специального вооружения на новых физических принципах, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 августа 2010 г. N 1141/742 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 сентября 2010 г. N 18503.

28. Программы испытаний опытных воздушных судов и программы сложных видов летных испытаний (большие углы атаки, штопор, выполнения посадок на режиме самовращения несущего винта, определение и исследование прочности и жесткости конструкции самолета (вертолета), полеты в условиях обледенения) обсуждаются на Методическом совете экспериментальной авиации по летным испытаниям, проходят согласование с представителем заказчика при разработчике воздушного судна и утверждаются руководителем авиационной организации экспериментальной авиации по принадлежности воздушного судна.

Остальные программы летных испытаний рассматриваются на методических советах ЛИП организаций экспериментальной авиации, проходят согласование с представителем заказчика при разработчике воздушного судна, структурным подразделением организации авиационной промышленности, уполномоченной в области государственного регулирования экспериментальной авиации <11> и утверждаются руководителями этих организаций.

--------------------------------

<11> Пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1997 г. N 1552 "О государственном регулировании деятельности в области экспериментальной авиации". (Собрание законодательства Российской Федерации, сборник N 51 от 22.12.1997 г., статья N 5810).

29. Предъявительские, приемо-сдаточные и периодические испытания серийных ВС в авиационных организациях-изготовителях ВС проводятся в соответствии с методическими указаниями разработчика ВС на основании программ испытаний, указанных в действующих технических условиях, РИАТ, РЛЭ (РЭ).

Методические указания разрабатываются на все пункты программы предъявительских, приемо-сдаточных и периодических испытаний, действующих технических условий на приемку и поставку данного типа ВС (ТУ) с использованием утвержденных РИАТ, методик и РЛЭ (РЭ).

При отсутствии утвержденных РИАТ и методик на выполнение отдельных пунктов программ, применяются методики, которые должны быть согласованы с ведущей научно-исследовательской организацией в области проведения системных исследований авиационных комплексов экспериментальной авиации при проведении летных и наземных испытаний, а также систем обеспечения безопасности полетов <12>.

--------------------------------

<12> Пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1997 г. N 1552 "О государственном регулировании деятельности в области экспериментальной авиации". (Собрание законодательства Российской Федерации, сборник N 51 от 22.12.1997 г., статья N 5810).

Испытательные полеты без методического обеспечения не допускаются.

30. В содержание методических указаний включаются:

наименования документов, на основании которых они разрабатываются (РИАТ, РЛЭ, РЭ, методики, согласованные с ведущей научно-исследовательской организацией в области проведения системных исследований авиационных комплексов экспериментальной авиации при проведении летных и наземных испытаний, а также систем обеспечения безопасности полетов);

последовательность и особенности выполнения режимов полета по каждому пункту программы;

летные ограничения экспериментальных ВС и меры безопасности для конкретного испытательного полета;

методика оценки характеристик, летно-технических данных и параметров работы систем и агрегатов ВС на соответствии ТУ;

листы контроля изучения методических указаний экипажем ВС и листы контроля внесения изменений и дополнений.

31. Конкретные испытательные полеты выполняются по профилям и методическим рекомендациям (методикам) по их выполнению, разработанным авиационной организацией-изготовителем воздушного судна на основании методических указаний авиационной организации-разработчика воздушного судна.

Профили и методики испытательных полетов проходят согласование с НИИ заказчика, представителем заказчика в авиационной организации-изготовителе воздушного судна, разработчиком воздушного судна, представителем заказчика при разработчике ВС, структурным подразделением организации авиационной промышленности, уполномоченной в области государственного регулирования экспериментальной авиации и утверждаются руководителем авиационной организации-изготовителя воздушного судна.

32. Профили полетов и методические указания к ним на испытания ВС серийного производства разрабатываются специалистами предприятия-изготовителя ВС для каждого полета, предусмотренного программами предъявительских, приемо-сдаточных и периодических испытаний на основании утвержденных методических указаний разработчика ВС, действующих РИАТ и РЛЭ (РЭ).

Содержание каждого профиля должно предусматривать:

наименование и цель полета;

графическое изображение изменения по времени высоты полета, приборной скорости полета и полетного веса (остаток топлива);

весовые, центровочные и другие данные ВС для конкретного полета;

данные по необходимым метеорологическим условиям и снаряжению экипажа;

ограничения ВС и меры безопасности для конкретного полета;

порядок выполнения режимов и проверок на каждом этапе полета;

задания и рекомендации каждому члену экипажа по оценке характеристик, летно-технических данных и параметров работы систем и агрегатов ВС на соответствие ТУ;

листы контроля проработки задания по профилю экипажем перед очередным полетом и листы контроля внесения изменений и дополнений.

При изменении программ, технических условий, руководств по испытаниям авиационной техники, руководств (инструкций) по летной эксплуатации воздушных судов в методические указания и профили испытательных полетов вносятся соответствующие изменения.

33. На каждый испытательный полет ведущий инженер по летным испытаниям воздушных судов (руководитель испытательной бригады) совместно с летчиком-испытателем (внешним пилотом-испытателем беспилотного воздушного судна) и специалистами испытательной бригады разрабатывают задание на испытательный полет и оформляют полетный лист.

По решению начальника ЛИП допускается разработка задания непосредственно в полетном листе.

34. В задании на испытательный полет указываются:

цель полета;

профиль и маршрут полета;

последовательность и методика выполнения задания;

продолжительность полета;

метеорологические условия, при которых разрешается выполнение задания;

порядок и продолжительность включения бортовых систем измерений;

меры безопасности характерные для этого задания (дополнительно к имеющимся в руководстве по летной эксплуатации);

минимальное количество топлива и удаление от аэродрома, при которых обеспечивается посадка на нем с установленным остатком топлива;

обязанности в полете каждого члена экипажа.

Задание на боевое применение и на полет по маршруту визируется помощником начальника ЛИП по штурманской службе (штурманом-испытателем) или его заместителем.

При полете на дальность более 75% технической дальности (продолжительности) ВС к заданию должен прилагаться инженерно-штурманский расчет расхода топлива и дальности (продолжительности) полета.

Задание на испытательный полет подписывается ведущим инженером по летным испытаниям ВС, специалистами, принимавшими участие в его разработке, и контролирующими лицами.

Члены экипажа расписываются в задании после его проработки.

Задание на испытательный полет утверждается начальником ЛИП или должностным лицом, имеющим такое право в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя авиационной организации.

35. Полетный лист оформляется в организациях-разработчиках ВС, научно-исследовательских (испытательных) организациях авиационной промышленности (приложение N 22 к настоящим Правилам) и организациях-изготовителях ВС (АРЗ) (приложение N 23 к настоящим Правилам).

По результатам выполненного полета, при наличии замечаний, члены экипажа должны заполнить ведомость замечаний, выявленных в полете (приложение N 24 к настоящим Правилам).

36. В полетном листе указываются:

номер программы и пункт программы;

состав летного экипажа;

тип и бортовой номер ВС;

типы двигателей и их номера;

взлетная масса ВС и положение центра тяжести при взлете;

сорт и масса топлива, масла и специальных жидкостей;

масса и тип груза (специального груза) в фюзеляже и на внешних подвесках (если они предусмотрены на данном типе ВС);

изменения, внесенные в конструкцию ВС (если они не отражены в задании на полет разрешается не указывать для серийных экспериментальных ВС);

район (маршрут) полета;

продолжительность полета;

экипировка и снаряжение экипажа;

метеорологический минимум командира ВС (для командира БВС метеорологический минимум не указывается) и метеорологические условия, при которых разрешается выполнять задание (в том числе ограничения по ветру);

дата предыдущего полета командира ВС на данном типе ВС;

ссылки на выполняемое задание (профиль) или его содержание (в случае если оно не прилагается отдельным документом);

отметки членов экипажа о проработке задания и контролирующих лиц о готовности экипажа к выполнению испытательного полета (задания);

отчет о выполнении задания по профилю (при предъявительских, приемосдаточных, периодических испытаниях) или по заданию, если оно было изложено в полетном листе;

вывод и заключение.

37. Полетный лист на испытательный полет подписывается заместителем начальника ЛИП по летной службе (старшим летчиком-испытателем, старшим внешним пилотом-испытателем беспилотного ВС), ведущим инженером по летным испытаниям ВС (руководителем испытательной бригады).

38. Полетный лист при выполнении первых пробежек (подлетов) на опытном (модифицированном, модернизированном) воздушном судне, при выполнении первого испытательного полета, вертикального взлета и посадки, с палубы корабля и при первом вылете с гидроаэродрома опытного воздушного судна-амфибии утверждается генеральным (главным) конструктором воздушного судна.

Полетный лист на первый испытательный полет головных серийных ВС, а также при проведении испытаний повышенной степени сложности на серийных ВС утверждается руководителем авиационной организации-изготовителя ВС.

При других видах испытаний полетный лист утверждается начальником ЛИП или должностным лицом, имеющим такое право в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя авиационной организации.

39. В организациях-разработчиках ВС при выполнении на ВС наземных работ, предусмотренных программой испытаний, ведущий инженер по экспериментальным работам и летным испытаниям (по специальности) разрабатывает задание на выполнение указанных работ, которое утверждается начальником ЛИП.