Проверки летного состава, допустимые перерывы в полетах, порядок поддержания и восстановления летных навыков
Проверки летного состава, допустимые перерывы в полетах,
порядок поддержания и восстановления летных навыков
83. Специалисты авиационного персонала экспериментальной авиации, входящие в состав экипажей ВС, проверяются по видам летной подготовки, а также на предмет знания авиационной техники, нормативных документов и теоретических дисциплин по специальности в соответствии с настоящими Правилами.
В ЛИП ежегодно составляется план-график проверок членов экипажей ВС в технике пилотирования (управления БВС), воздушной навигации и боевом применении. План-график подписывается заместителем начальника ЛИП по летной службе и утверждается начальником ЛИП.
84. Проверки летчиков-испытателей проводятся по следующим видам летной подготовки:
выполнение режимов методик летных испытаний;
пилотирование на предельных и критических режимах полета, имитации отказа (выключении) двигателя (двигателей), прерванном и продолженном взлете, полете на скорости менее эволютивной, выполнении сваливания, выполнении штопора, выполнении режимов сверхманевренности;
пилотирование на сложный пилотаж (у летчиков-испытателей, выполняющих полеты на маневренных воздушных судах);
боевое применение (у летчиков-испытателей, выполняющих полеты, связанные с испытанием и применением систем вооружения воздушных судов);
пилотирование по дублирующим приборам (системам) в закрытой кабине (с использованием СИВ) по достигнутому метеорологическому минимуму проверяемого летчика;
выполнение посадки в приборных метеорологических условиях при метеорологическом минимуме погоды;
пилотирование с сиденья инструктора (у летчиков-испытателей, допущенных к инструкторской работе);
выполнение взлета и посадки на авианесущем корабле (у летчиков-испытателей, выполняющих полеты по данному виду полетов);
выполнение международных полетов (у летчиков-испытателей, выполняющих полеты по данному виду полетов);
85. Проверки внешних пилотов-испытателей БВС проводятся по следующим видам подготовки:
техника управления беспилотным воздушным судном;
боевое применение (по предназначению беспилотного воздушного судна);
инструкторская подготовка (у внешних пилотов-испытателей БВС, допущенных к инструкторской работе).
86. Проверки штурманов-испытателей проводятся по следующим видам летной подготовки:
выполнение режимов методик летных испытаний приборного оборудования;
боевое применение (у штурманов-испытателей, выполняющих полеты, связанные с испытанием и применением систем вооружения воздушных судов);
выполнение международных полетов (у штурманов-испытателей, выполняющих полеты по данному виду полетов);
инструкторская подготовка (у штурманов-испытателей, допущенных к инструкторской работе).
87. Проверки операторов-испытателей средств управления целевой нагрузкой БВС проводятся по следующим видам подготовки:
порядок работы со средствами управления целевой нагрузкой беспилотного воздушного судна по его предназначению;
выполнение режимов методик летных испытаний средств управления целевой нагрузкой беспилотного воздушного судна;
инструкторская подготовка (у операторов-испытателей, допущенных к инструкторской работе).
88. Проверки бортовых инженеров (техников, механиков) - испытателей и бортовых радистов (электриков, операторов) - испытателей проводятся по следующим видам подготовки:
выполнение обязанностей на своих рабочих местах;
инструкторская подготовка (у бортовых инженеров (техников, механиков) - испытателей и бортовых радистов (электриков, операторов) - испытателей, допущенных к инструкторской работе).
89. Проверки лиц авиационного персонала экспериментальной авиации, входящих в состав экипажей ВС, по видам летной подготовки проводятся их непосредственными начальниками и инспекторами-испытателями экспериментальной авиации, имеющими соответствующие специальности, допуск к полетам в качестве инструктора по соответствующему виду летной подготовки на данном типе ВС и не имеющими перерывов в выполнении этих полетов.
Перерывы в полетах и по видам летной подготовки для членов экипажей ВС устанавливаются КЛПС (программами подготовки).
Проверки техники пилотирования в закрытой кабине (с использованием СИВ) и по дублирующим приборам в облаках запрещаются.
Для проверки лиц авиационного персонала экспериментальной авиации, входящих в состав экипажей ВС, при отсутствии в ЛИП подготовленных для проведения проверок непосредственных начальников и инспекторов, начальник ЛИП назначает проверяющим ведущего летчика-испытателя ВС (ведущего внешнего пилота-испытателя БВС) ЛИП, имеющим допуск к полетам в качестве инструктора по соответствующему виду летной подготовки на данном типе ВС и не имеющим перерывов в выполнении этих полетов.
Проверки членов экипажей ВС ЛИП инструкторами (проверяющими) других организаций ЭА, имеющими соответствующие специальности, проводятся по согласованию со структурным подразделением организации авиационной промышленности, уполномоченной в области государственного регулирования ЭА.
Выполнение проверок лиц авиационного персонала ЭА, входящих в состав экипажей ВС, авиационных организаций-изготовителей ВС разрешается инструкторскому составу авиационных организаций-разработчиков ВС, структурного подразделения организации авиационной промышленности, уполномоченной в области государственного регулирования ЭА, научно-исследовательской (испытательной) организации авиационной промышленности и АУЦ ЭА, инспекторам-испытателям ЭА, имеющим допуск к полетам в качестве инструктора по соответствующему виду летной подготовки на данном типе ВС и не имеющим перерывов в выполнении этих полетов.
90. Проверки членов экипажей ВС производятся в контрольных полетах (контрольном управлении БВС). Проверка в испытательном полете (управлении БВС) производится в случае, если профиль испытательного полета (управления БВС) соответствует требованиям проверки.
В этом случае задание на проверку членов экипажей ВС, выполняемое в комплексе с испытательным заданием, должно быть записано в полетном листе. Проверяющий в полете выполняет функции члена экипажа, рабочее место которого он занимает.
Летчикам-испытателям решением начальника ЛИП на основании рекомендаций методического совета ЛИП разрешается проверки техники пилотирования по дублирующим приборам выполнять на комплексных пилотажных тренажерах. При этом проверка проводится их непосредственными начальниками и инспекторами летчиками-испытателями ЭА, имеющими специальность летчика-испытателя, допуск к полетам в качестве инструктора по соответствующему виду летной подготовки на данном типе ВС и не имеющими перерывов в выполнении этих полетов.
91. Проверки летчиков-испытателей в полете проводятся на ВС с двойным управлением.
На одноместных ВС, а также при отсутствии инструкторов на ВС с двойным управлением, по согласованию со структурным подразделением организации авиационной промышленности, уполномоченной в области государственного регулирования ЭА, оценку качества техники пилотирования летчиков-испытателей допускается производить по материалам бортовых, наземных средств объективного контроля (регистрации параметров полета).
Проверка командира воздушного судна (КВС) при метеорологическом минимуме, при отсутствии соответствующих метеорологических условий, выполняется в закрытой кабине (с использованием СИВ) до высоты достигнутого метеорологического минимума проверяемого.
После выполнения проверки в закрытой кабине (с использованием СИВ) по достигнутому метеорологическому минимуму проверяемого, срок его перерыва по метеорологическим условиям отсчитывается с даты проведения проверки.
Проверяющий, осуществляющий проверку техники пилотирования (управления БВС) летчика-испытателя (внешнего пилота-испытателя БВС), является командиром воздушного судна.
На ВС (НПУ) могут находиться одновременно не более двух проверяющих различных специальностей.
92. Разрешается совмещать несколько видов проверок в одном полете (управлении БВС). Количество проверок, проводимых в одном полете, определяется КЛПС (программами подготовки).
93. Членам экипажей, выполняющим полеты (управления БВС) на нескольких типах ВС, количество и вид проверок на конкретных типах ВС определяет начальник ЛИП (заместитель по летной службе).
94. Проверки лиц авиационного персонала ЭА, входящих в состав экипажей ВС, в полете (управлении БВС) проводятся в следующие сроки:
проверки режимов методик летных испытаний, пилотирование на предельных и критических режимах полета, имитации отказа (выключении) двигателя (двигателей), прерванном и продолженном взлете, полете на скорости менее эволютивной, выполнении сваливания, выполнении штопора, выполнении режимов сверхманевренности, техники пилотирования на сложный пилотаж, техники пилотирования при установленном метеорологическом минимуме погоды, воздушной навигации и боевого применения у летчиков-испытателей 1, 2 и 3 классов - не реже одного раза в 12 месяцев, у летчиков испытателей без класса - не реже одного раза в 6 месяцев;
проверки пилотирования по дублирующим приборам с рабочего места инструктора, взлета и посадки на авианесущем корабле, выполнения международного полета - не реже одного раза в 12 месяцев;
94.2. Внешних пилотов-испытателей БВС:
проверки техники управления БВС, воздушной навигации, режимов методик летных испытаний, инструкторской подготовки - не реже одного раза в 12 месяцев;
проверка боевого применения (по предназначению беспилотного воздушного судна) - не реже одного раза в 6 месяцев;
проверки выполнения режимов методик летных испытаний приборного оборудования, воздушной навигации, боевого применения, выполнения международных полетов, инструкторской подготовки - не реже одного раза в 12 месяцев;
94.4. Операторов-испытателей средств управления целевой нагрузкой БВС: проверки порядка работы со средствами управления целевой нагрузкой БВС по его предназначению, выполнения режимов методик летных испытаний средств управления целевой нагрузкой БВС, инструкторской подготовки - не реже одного раза в 12 месяцев;
94.5. Бортовых инженеров (техников, механиков) - испытателей и бортовых радистов (электриков, операторов) - испытателей:
проверки выполнения функциональных обязанностей в полете - не реже одного раза в 12 месяцев;
проверки по ведению радиосвязи бортовых радистов-испытателей при выполнении международных полетов - не реже одного раза в 12 месяцев;
проверки в качестве инструктора - не реже одного раза в 12 месяцев.
95. Проверки воздушной навигации у летчиков-испытателей (внешних пилотов-испытателей БВС) и штурманов-испытателей проводятся инструкторами (проверяющими), имеющими штурманскую специальность.
При отсутствии в ЛИП подготовленных инструкторов (проверяющих), имеющих штурманскую специальность, для проведения проверки воздушной навигации у летчиков-испытателей (внешних пилотов-испытателей БВС) и штурманов-испытателей ЛИП, начальник ЛИП своим распоряжением назначает проверяющим летчика-испытателя (внешнего пилота-испытателя), из числа руководящего летного состава ЛИП, допущенного к инструкторской работе на данном типе ВС и не имеющего перерывов в выполнении этих полетов.
96. Проверки практических навыков по согласованию со структурным подразделением организации авиационной промышленности, уполномоченной в области государственного регулирования ЭА, могут проводиться в отношении:
оператора-испытателя средств управления БВС целевой нагрузкой БВС - внешним пилотом-испытателем БВС из числа руководящего состава ЛИП авиационной организации экспериментальной авиации, имеющим инструкторскую подготовку или внешним пилотом-инспектором;
бортового инженера (техника, механика) - испытателя - летчиком-испытателем из числа руководящего состава ЛИП авиационной организации экспериментальной авиации, имеющим инструкторскую подготовку или летчиком-инспектором;
бортового радиста (электрика, оператора) - испытателя - штурманом-испытателем, имеющим инструкторскую подготовку или штурманом-инспектором.
97. Оценка практических навыков выполнения элементов по технике пилотирования, воздушной навигации, боевого применения лиц авиационного персонала ЭА, входящих в состав экипажей ВС, производится инструкторами в контрольных полетах, а при их отсутствии по материалам бортовых, наземных средств объективного контроля (регистрации параметров полета).
98. По результатам проверок оформляются акты проверок летной подготовки, на основании которых данные о проверках заносятся в летные книжки. Акты проверок летной подготовки хранятся в летном деле до выполнения очередных летных проверок по видам летной подготовки.
99. Лица авиационного персонала ЭА, входящие в состав экипажей ВС, у которых истек календарный срок проверки, к полетам по данному виду летной подготовки не допускаются.
100. Специалисты авиационного персонала ЭА, входящие в состав экипажей ВС, проверяются в полете (управлении БВС) в следующих случаях:
при общем перерыве в полетах (управлении БВС) более 6 месяцев;
при прибытии на новое место работы;
при представлении к присвоению очередной квалификационной категории;
после авиационных инцидентов и авиационных происшествий, причины которых связаны с ошибками в технике пилотирования, воздушной навигации, боевом применении, нарушениями в выполнении функциональных обязанностей в полете.
Виды проверок и их количество определяет руководитель ЛИП (заместитель начальника ЛИП по летной службе), исходя из уровня подготовки и квалификационной категории проверяемого.
Указанные проверки проводятся после сдачи зачетов по соответствующим дисциплинам и выполнения тренировок на тренажере (стенде) или в кабине воздушного судна (НПУ).
Результаты зачетов, тренажей и проверок в полете (управлении БВС) заносятся в летные книжки.
101. Один раз в 12 месяцев летчики-испытатели, внешние пилоты-испытатели БВС, штурманы-испытатели, операторы-испытатели средств управления целевой нагрузкой БВС в форме зачетов проверяются в знании:
Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, настоящих Правил, других федеральных авиационных правил и авиационных правил, регламентирующих летную и испытательную работу;
руководств по испытаниям авиационной техники;
руководств по летной эксплуатации эксплуатируемых воздушных судов;
тактико-технических данных средств связи и РТО полетов;
средств спасения, жизнеобеспечения и порядка их применения в аварийной обстановке;
инструкции по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) <18> и инструкции по проведению полетов на авиационном полигоне (при выполнении полетов на авиационном полигоне).
--------------------------------
<18> Пункт 26 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138.
Зачеты принимаются местными квалификационными комиссиями авиационных организаций ЭА.
Результаты проверки знаний оформляются протоколами (актами) и хранятся в летном деле каждого члена экипажа.
102. Специалисты авиационного персонала ЭА, входящие в состав экипажей пилотируемых и беспилотных ВС, других специальностей один раз в 12 месяцев проверяются в знании нормативных документов по летно-испытательной работе в соответствии со своей специальностью.
103. По результатам зачетов ежегодно издается распоряжение (приказ) руководителя авиационной организации экспериментальной авиации о допуске специалистов авиационного персонала ЭА, входящих в состав экипажей пилотируемых и беспилотных ВС, к полетам, выписки из которого с результатами сдачи экзаменов заносятся в летные книжки.
104. С целью поддержания и совершенствования навыков специалистов авиационного персонала ЭА, входящих в состав экипажей ВС, в ЛИП ежегодно планируются и выполняются контрольные и тренировочные полеты (управления БВС) по упражнениям КЛПС, с учетом задач тематического плана ЛИП и уровня подготовки членов экипажей ВС.
План-график тренировок членов экипажей ВС в технике пилотирования (управления БВС), воздушной навигации и боевом применении подписывается начальником ЛИП (заместителем по летной службе) и утверждается руководителем авиационной организации ЭА.
105. С участниками испытаний в полете раз в 12 месяцев проводятся тренировки по действиям при возникновении особых случаев в полете и по вынужденному покиданию эксплуатируемого ими типа ВС.
106. Для поддержания навыков в выполнении полетов с посадкой при метеорологическом минимуме погоды летчик-испытатель в течение года должен выполнять не менее четырех полетов (ежеквартально не менее одного) с посадкой при данном метеорологическом минимуме, или по решению начальника ЛИП ежемесячно выполнять не менее одного полета с заходом на посадку в закрытой кабине (с использованием СИВ) до высоты достигнутого метеорологического минимума летчика-испытателя.
107. Допустимые перерывы в полетах в различных метеорологических условиях летчикам-испытателям (штурманам-испытателям), устанавливает начальник ЛИП (заместитель начальника ЛИП по летной службе) с учетом уровня их профессиональной подготовки и имеющейся квалификационной категории, не превышая максимальных перерывов, указанных в приложении N 4 к настоящим Правилам.
108. Допустимые перерывы в управлении БВС в различных метеорологических условиях внешним пилотам-испытателям и операторам-испытателям средств управления целевой нагрузкой, устанавливает начальник ЛИП (заместитель начальника ЛИП по летной службе) с учетом уровня их профессиональной подготовки, не превышая максимального перерыва в управлении БВС - 4 месяца.
109. Начальнику ЛИП (заместителю начальника ЛИП по летной службе) разрешается увеличивать, но не более чем в два раза, перерыв в полетах с посадкой при метеорологическом минимуме погоды летчикам-испытателям, не имеющим перерывов в полетах в приборных метеорологических условиях и выполнившим заходы на посадку в закрытой кабине (с использованием СИВ) до высоты метеорологического минимума, достигнутого летчиком-испытателем, в соответствии с пунктом 106 настоящих Правил.
По истечении сроков, указанных в приложении N 4, метеорологический минимум летчика-испытателя повышается:
на самолетах и вертолетах с двойным управлением на 50 м - по высоте нижней границе облаков и на 500 м - по полетной видимости;
на самолетах и вертолетах с одинарным управлением на 100 м - по высоте нижней границе облаков и на 1 000 м - по полетной видимости.
По истечении очередных сроков перерывов в полетах, указанных в приложении N 4 к настоящим Правилам, при вновь установленном метеорологическом минимуме, метеорологический минимум летчика-испытателя повышается на те же величины, вплоть до метеорологического минимума 400 x 4 000 м - для самолетов и до 250 x 2 500 м - для вертолетов.
Метеорологический минимум 400 x 4 000 м (250 x 2 500 м) сохраняется у летчика-испытателя до проверки техники пилотирования в реальных метеорологических условиях, соответствующих достигнутому летчиком-испытателем метеорологическому минимуму на одном из освоенных типов воздушных судов.
110. При перерыве в полетах на одном из освоенных пилотируемых типов ВС более 4 месяцев летчик-испытатель и другие члены экипажа обязаны сдать зачет по знанию руководства по летной эксплуатации, пройти тренировки по действиям при возникновении особых случаев в полете и по вынужденному покиданию воздушного судна этого типа. При этом полеты на испытания первой степени сложности могут выполняться после выполнения полетов на испытания низших степеней сложности.
При перерыве в управлении БВС на одном из освоенных типов БВС более 4 месяцев внешний пилот-испытатель БВС и другие члены экипажа БВС обязаны сдать зачет по знанию руководства по летной эксплуатации и пройти тренировки по действиям при возникновении особых случаев при управлении БВС и средствами управления целевой нагрузкой БВС.
111. При общем перерыве в полетах более 4 месяцев допуск к полетам летчика-испытателя (членов экипажа ВС) производится после сдачи ими зачета по знанию руководства по летной эксплуатации ВС, на котором планируется выполнение полетов, проведения тренировок по действиям при возникновении особых случаев в полете, по вынужденному покиданию этого ВС и выполнения контрольных полетов по индивидуальной программе.
При общем перерыве в управлении БВС более 4 месяцев допуск к управлению БВС внешнего пилота-испытателя (членов экипажа БВС) производится после сдачи ими зачета по знанию руководства по летной эксплуатации БВС, которым планируется управлять, проведения тренировок по действиям при возникновении особых случаев при управлении БВС и средствами управления целевой нагрузкой БВС, а также выполнения контрольного управления БВС по индивидуальной программе.
112. При общем перерыве в полетах (управлении БВС) летчика-испытателя (внешнего пилота-испытателя БВС) более 12 месяцев вопрос его допуска к полетам согласовывается со структурным подразделением организации авиационной промышленности, уполномоченной в области государственного регулирования экспериментальной авиации, после прохождения летчиком-испытателем (внешним пилотом-испытателем БВС) медицинского освидетельствования <19> в случае, если срок прохождения медицинского освидетельствования истек, и проверки знаний местной квалификационной комиссией в соответствии с пунктом 101 настоящих Правил.
--------------------------------
<19> Федеральные авиационные правила "Врачебно-летная экспертиза авиационного персонала экспериментальной авиации", утвержденных приказом Генерального директора Росавиакосмоса от 24 июня 2003 г. N 80 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2003 г., регистрационный N 4910).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей