Срок действия документа ограничен 1 марта 2029 года.

Группы руководства полетами и обеспечения полетов

224. Управление испытательными и другими полетами <27> воздушных судов на аэродромах (вертодромах) экспериментальной авиации осуществляется ГРП, а обеспечение полетов - ГОП.

--------------------------------

<27> Пункт 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138.

Управление полетами воздушных судов в районе аэродрома (вертодрома) осуществляется полным или сокращенным составом ГРП.

225. Полный состав ГРП назначается решением начальника ЛИП (заместителя начальника ЛИП по летной службе) на время, запланированное для проведения испытательных полетов и для управления полетами ВС, выполняющих особо важные, специальные и подконтрольные рейсы (полеты).

В полный состав ГРП назначаются:

СРП - для управления полетами воздушных судов в зоне визуального контроля и в воздушном пространстве аэродрома (в районе аэродрома);

РП на СКП - для управления полетами воздушных судов в зоне визуального контроля (при полетах на гидроаэродроме СКП размещается на катере);

РП на ВСКП - для управления полетами воздушных судов в зоне визуального контроля (на вертодроме не назначается), если взлет и посадка с одной ВПП осуществляются с противоположными курсами (в этих случаях СКП располагается в районе полосы точного приземления, а ВСКП - в районе исполнительного старта);

РБЗ - для управления полетами воздушных судов в ближней зоне;

РЗП - для управления полетами воздушных судов в зоне посадки (управление полетами в ближней зоне и зоне посадки решением руководителя авиационной организации может осуществляться одним руководителем полетов (РБЗ или РЗП) при условии, что одновременно под его управлением будут находиться не более 2 воздушных судов);

РДЗ - для управления полетами воздушных судов в дальней зоне (управление полетами в ближней и дальней зонах решением руководителя авиационной организации может осуществляться не более чем тремя руководителями полетов (РБЗ и РДЗ) в каждой, при этом воздушное пространство зон распределяется между ними по высоте и (или) по месту).

При проведении испытательных полетов только в ближней зоне РДЗ может не назначаться, если рабочие места старшего руководителя полетов на аэродроме (вертодроме) и РБЗ оборудованы средствами радиолокационного контроля во всем выделенном аэродрому (вертодрому) воздушном пространстве.

Для управления полетами на полигоне (на посадочной площадке, на площадке десантирования), на авианесущих кораблях, а также для управления полетами воздушных судов, выполняющих высший или сложный пилотаж на малых и предельно малых высотах, назначаются:

РП на полигоне (на посадочной площадке, на площадке десантирования) - при выполнении полетов на полигоне (на посадочной площадке, на площадке десантирования при выброске парашютистов и (или) грузов);

РП на авианесущих кораблях - при выполнении полетов с палубы корабля;

РП в зоне визуального контроля - для управления полетами воздушных судов, выполняющих высший или сложный пилотаж на малых и предельно малых высотах, а также задания по боевому применению со сложных видов маневра.

Указанные руководители полетов включаются в состав ГРП в случае, если полеты выполняются в воздушном пространстве района аэродрома.

226. Сокращенный состав группы руководства полетами назначается решением начальника ЛИП (заместителя начальника ЛИП по летной службе) для управления полетами одиночных экспериментальных воздушных судов в случае, если испытательные полеты не планируются и не проводятся, а также при приеме (выпуске) одиночных воздушных судов других ведомств, как базирующихся на данном аэродроме (вертодроме), так и выполняющих перелеты.

Состав сокращенной группы руководства полетами и порядок совмещения функций лиц ГРП при управлении полетами определяется инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома).

В сокращенный состав ГРП назначаются:

СРП - для управления полетами воздушных судов в зоне визуального контроля и в воздушном пространстве аэродрома (районе аэродрома);

РБЗ и РЗП - для управления полетами воздушных судов в ближней зоне и зоне посадки;

РП на СКП (ВСКП) - для управления полетами воздушных судов в зоне визуального контроля.

По решению начальника ЛИП (заместителя начальника ЛИП по летной службе) РП на СКП (ВСКП) в состав сокращенной группы руководства полетами может не назначаться.

227. Для руководства полетами беспилотными ВС на летную смену назначаются:

СРП на аэродроме (вертодроме) - для управления полетами воздушных судов в зоне визуального контроля и в районе аэродрома (вертодрома);

РП на полигоне (на посадочной площадке, на площадке десантирования) - при выполнении полетов на полигоне (на посадочной площадке, на площадке десантирования при выброске грузов).

228. Количество групп руководства полетами на аэродроме (вертодроме) утверждается руководителем авиационной организации с учетом требований настоящих Правил, наличия на аэродроме средств радиотехнического обеспечения полетов, продолжительности функционирования аэродрома в течение суток, количества и характера полетов.

Выполнение полетов при неполном составе группы руководства полетами запрещается.

Зоны ответственности руководителей полетов и рубежи передачи и приема управления полетами ВС определяются в инструкции по производству полетов в районе аэродрома (аэронавигационном паспорте аэродрома (посадочной площадки)).

Состав и функции группы руководства полетами, формируемой из руководителей полетов различных авиационных организаций экспериментальной авиации или других видов авиации утверждаются уполномоченными представителями авиационных организаций, от которых они выделяются.

229. Группа руководства полетами назначается на время летной смены и заступает на дежурство до начала полетов или в перерыве между ними после проведения предполетной подготовки. При вынужденной замене руководителя полетов во время полетов проводится предполетная подготовка и изучение воздушной обстановки на рабочем месте в присутствии сменяемого руководителя полетов.

Продолжительность непрерывной летной смены (работы) руководителей полетов (от начала предполетной подготовки до окончания разбора работы после смены) не должна превышать 12 часов, включая время межполетного отдыха.

Перерывы между окончанием смены и началом следующей смены должны быть не менее 12 часов.

230. Группы руководства полетами возглавляются старшими руководителями полетов.

СРП отвечает за обеспечение безопасности полетов при управлении полетами воздушных судов в воздушном пространстве аэродрома.

Другие руководители полетов отвечают за обеспечение безопасности полетов при управлении полетами воздушных судов в своих зонах ответственности.

СРП (РП) на аэродроме (вертодроме) для выполнения функциональных обязанностей выделяется автомашина, оборудованная проблесковым маяком, громкоговорителем, радиостанциями для связи с лицами ГРП, воздушными судами и специальным автотранспортом, используемым для выполнения различных работ на летном поле.

231. На аэродромах совместного базирования обслуживание воздушного движения (управления полетами) при одновременных полетах экспериментальных и гражданских воздушных судов осуществляет объединенная группа обслуживания воздушного движения (управления полетами), состоящая из группы руководства полетами экспериментальной авиации и дежурной смены диспетчеров гражданской авиации.

Порядок назначения объединенной группы обслуживания воздушного движения (управления полетами) определяется старшим авиационным начальником аэродрома, а порядок обслуживания воздушного движения (управления полетами) определяется инструкцией по производству полетов в районе аэродрома.

На аэродроме совместного базирования объединенная группа обслуживания воздушного движения (управления полетами) может не создаваться. В этом случае обслуживание воздушного движения (управление полетами) осуществляется группой руководства полетами экспериментальной авиации либо дежурной сменой диспетчеров УВД гражданской авиации. При этом все должностные лица группы руководства полетами экспериментальной авиации должны быть допущены к обслуживанию воздушного движения гражданских ВС в соответствии с требованиями, установленными для гражданской авиации.

232. При управлении полетами ВС устанавливаются следующие рубежи передачи и приема управления:

между РП на СКП (СРП) и РБЗ - на дальности обнаружения воздушного судна на экране диспетчерского радиолокатора после взлета или ухода на второй круг;

между РБЗ и РДЗ - на границе между ближней и дальней зонами;

между РБЗ и РЗП - с началом разворота воздушного судна на посадочный курс (если выход на посадочный курс выполнен за пределами зоны посадки - при выходе воздушного судна в зону посадки);

между РЗП и РП в зоне визуального контроля - ближняя к ВПП граница зоны видимости воздушного судна на экране посадочного радиолокатора, определенная при облете, или рубеж визуального обнаружения воздушного судна РП на СКП (СРП) после прохода воздушным судном ДПРМ.

Рубежи передачи и приема управления полетами воздушных судов между группой руководства полетами и центром ЕС ОрВД (воздушным пространством соседних аэродромов) устанавливаются на границе воздушного пространства аэродрома или на установленных рубежах и высотах.

233. Управление полетом воздушного судна считается принятым, если СРП (РП), которому передается управление, установил двухстороннюю радиосвязь с экипажем воздушного судна и радиолокационный контроль за его полетом (визуальный контроль, где это предусмотрено) и подтвердил экипажу прием его на управление, а СРП (РП), передавший управление, получил сообщение об этом от СРП (РП), принявшего управление, по наземным (радио) каналам связи или через экипаж воздушного судна.

234. Управление полетами на аэродроме осуществляется с КДП и СКП (ВСКП), а при выполнении полетов за пределами воздушного пространства аэродрома (на полигоне, на посадочной площадке, на площадке десантирования, с авианесущего корабля) - с рабочих мест, оборудованных для управления полетами.

На КДП оборудуются рабочие места СРП, РБЗ, РБЗ, РДЗ.

Рабочие места РП на СКП (ВСКП) оборудуются на СКП (ВСКП).

В состав оборудования рабочих мест РП и диспетчеров АДП на аэродромах экспериментальной авиации должны входить:

выносные индикаторы диспетчерского, посадочного, обзорного, вторичного радиолокатора, автоматического радиопеленгатора, радиотехнической системы ближней навигации (оборудование, не обязательное для вертодромов);

командные радиостанции для связи с экипажами ВС (БВС), в том числе на канале ДПРМ-АРК;

радиостанции для связи со спецавтотранспортом;

прямая телефонная, радио- или громкоговорящая связь с центрами ЕС ОрВД, взаимодействующими аэродромами, начальником ЛИП, заместителями начальника ЛИП и начальниками служб, обеспечивающих полеты, силами и средствами, обеспечивающими полеты, объектами радиосветотехнического оборудования аэродрома, между РП, между РП и диспетчерами АДП;

телефонная городская и междугородняя связь через АТС (коммутаторы);

телеграфная связь с центром ЕС ОрВД;

аварийная радиостанция с химическими источниками питания;

устройство автоматического включения питания радиостанции от резервирующих источников питания;

табло метеорологической информации, указатель направления и скорости ветра, прибор определения видимости на ВПП, барометр;

часы, набор навигационных инструментов (навигационная и масштабная линейки, транспортир), устройство для выполнения расчетов;

бинокль, ракетница с ракетами;

аптечка медицинская;

сейф для хранения документов;

панель контроля выпуска шасси (оборудование, не обязательное для вертодромов);

пульт сигнализации о занятости ВПП (оборудование, не обязательное для вертодромов);

аппаратура объективного контроля.

Нормативные правовые акты, методические, справочные и учетные документы на рабочих местах РП и диспетчеров АДП, в том числе:

Воздушный кодекс Российской Федерации, Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, настоящие Правила;

технология работы, должностная инструкция;

плановая таблица полетов (копии плановой таблицы полетов), суточный план использования воздушного пространства;

документы, регламентирующие управление полетами и обеспечение полетов, документы аэронавигационной информации;

инструкции по производству полетов в районе аэродрома, на полигоне, на посадочной площадке, на площадке десантирования, на корабле;

схема распределения зон управления полетами между руководителями полетов и радиосвязи при управлении БВС;

карта (схема) района аэродрома с нанесенными на ней зонами полетов, полигонами, воздушными трассами (в том числе спрямленными), местными воздушными линиями, маршрутами и коридорами, пунктами и расписанием запуска шаров-зондов, районами противоградовых стрельб, отметками минимальных безопасных высот полета, минимальных безопасных высот полета по ППП и ПВП, отметками естественных превышений и искусственных препятствий; рубежами передачи управления БВС органам ОВД соседних аэродромов и центру ЕС ОрВД, запасными аэродромами, зонами ограничения полетов и запретными зонами, рубежами видимости радиолокационных станций и слышимости средств связи по высотам;

схема расположения запасных аэродромов с указанием на ней курсов полета, расстояния и времени полета, необходимого запаса топлива для полета до каждого из них для различных типов воздушных судов, размеров искусственной взлетно-посадочной полосы, ее магнитного направления и классификационных чисел аэродромных покрытий (PCN), рубежей передачи управления БВС, снижения и захода на посадку на своем и запасных аэродромах и минимумы этих аэродромов, аэродрома с указанием на ней размеров, направления и номеров порогов ВПП, нумерации РД и МС и классификационных чисел аэродромных покрытий (PCN), мест расположения средств радиосветотехнического обеспечения полетов, движения воздушных судов в районе аэродрома, движения по аэродрому воздушных судов, спецавтотранспорта, людей, порядок ведения радиосвязи со спецавтотранспортом, вертикального эшелонирования в воздушном пространстве России и воздушном пространстве аэродрома, оповещения о бедствии и вызова дежурных средств, ориентиров для определения дальности видимости днем и ночью, орнитологической обстановки в районе аэродрома;

таблицы безопасных временных интервалов при взлете и посадке воздушных судов различных типов, минимальных удалений заходящих на посадку воздушных судов, при которых разрешается выруливание воздушного судна на взлетно-посадочную полосу для взлета, минимальных интервалов продольного и бокового эшелонирования при полетах по ППП при непрерывном радиолокационном контроле и без радиолокационного контроля, зон видимости радиолокационных станций в горизонтальной и вертикальной плоскостях, естественного освещения на своем и запасных аэродромах, на полигоне, на посадочной площадке, на площадке десантирования, на корабле, максимально допустимой скорости ветра при взлете и посадке воздушного судна в зависимости от состояния ВПП и Ксц;

памятка старшему руководителю полетов с изложением команд (рекомендаций), подаваемых командиру воздушного судна по радио при отказах авиационной техники (для всех типов экспериментальных воздушных судов, базирующихся на аэродроме);

карта обстановки поисково-спасательного обеспечения полетов;

критические значения метеорологических элементов, предельные расстояния до зон опасных явлений погоды, при которых полеты ограничиваются или прекращаются;

выписки из расписания полетов гражданских воздушных судов по воздушным трассам и местным воздушным линиям, проходящим через район аэродрома, и эшелоны (высоты) полета;

планшет радиолокационной разведки погоды;

основные летно-технические характеристики воздушных судов, выполняющих полеты на аэродроме (размеры: длина, размах крыла, ширина колеи шасси, минимальный радиус разворота при рулении; скорости полета: поступательная и вертикальная, полета по кругу с выпущенными и убранными шасси, посадочная; допустимые посадочный вес и остаток топлива на посадке, часовой расход топлива при полете по кругу с выпущенными шасси; высота принятия решения, длина пробега с парашютом и без парашюта, длина разбега, давление в шинах колес шасси и классификационные числа воздушных судов (ACN), выписки из РЛЭ самолетов, выполняющих полеты на аэродроме (ограничения по ветру и по состоянию покрытия искусственной взлетно-посадочной полосы, количество и вид атмосферных осадков при взлете и посадке);

инструкции по предотвращению несанкционированного выруливания и взлета ВС, по составлению формализованных заявок на использование воздушного пространства Российской Федерации;

журналы старшего РП, хронометража, диспетчерских разрешений и решений КВС на вылет, полученных и переданных распоряжений, учета нарушений порядка использования воздушного пространства, приема и сдачи дежурства;

табель сообщений о движении ВС гражданской авиации;

бланки формализованных заявок на полеты.

Рабочее место руководителя полетов в зоне визуального контроля оборудуется по решению начальника ЛИП.

235. Подавать команды и передавать информацию экипажам воздушных судов вправе СРП (РП) при выполнении ими обязанностей по управлению полетами.

Передавать информацию о местонахождении воздушного судна или его пеленге по запросу экипажа вправе операторы радиолокационных станций по разрешению и под контролем руководителя полетов.

236. Управление испытательными полетами воздушных судов с авианесущего корабля осуществляется группой руководства полетами, состав которой определяется Инструкцией по производству полетов с данного корабля.

237. Обеспечение полетов осуществляется группой обеспечения полетов, укомплектованной авиационным персоналом различных специальностей и техническими средствами.

В состав группы обеспечения полетов на аэродроме должны быть включены:

диспетчер АДП;

дежурный по аэродромному обеспечению полетов;

дежурный по связи и радиосветотехническому обеспечению полетов;

дежурный инженер-синоптик;

дежурный врач (фельдшер) с санитарным автомобилем;

пожарный пост (расчет с пожарным автомобилем).

По решению начальника ЛИП в состав группы обеспечения полетов также могут назначаться: дежурный штурман, хронометражист, планшетист, команда уборки и укладки тормозных парашютов, другие специалисты.

На период полетов организуется дежурство поисково-спасательного воздушного судна с СПДГ, НПСК и назначается аварийно-спасательная команда (команда технической помощи), имеющая средства для эвакуации потерпевших бедствие воздушных судов, команда оцепления со средствами сигнализации и пост технического осмотра ВС.

238. Обеспечение полетов ВС на аэродромах (вертодромах) экспериментальной авиации осуществляется в соответствии с положениями Инструкции по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома).

239. Состав группы обеспечения полетов и технических средств при осуществлении полетов с авианесущего корабля определяется инструкцией по производству полетов с корабля данного типа, при полетах в других местах (за пределами воздушного пространства аэродрома) - инструкциями по производству полетов в выделенном воздушном пространстве.