Срок действия документа ограничен 1 марта 2029 года.

Полеты гидросамолетов и самолетов (вертолетов)-амфибий

429. Испытательные полеты гидросамолетов и самолетов-амфибий (вертолетов-амфибий) выполняются с гидроаэродромов, за исключением случаев, предусмотренных программами летных испытаний.

Границы акватории гидроаэродрома устанавливаются с учетом обеспечения безопасности взлета, посадки, руления и обозначаются ограничительными буями (ночью - огнями).

Места для взлета, посадки и руления ВС маркируются.

430. Гидроаэродром на время полетов по согласованию с диспетчером порта (в случае если гидроаэродром располагается вблизи акватории морского порта) закрывается для прохода кораблей и плавучих средств.

Направления возможного их выхода на ВПП должны контролироваться с использованием специально выделенных катеров и других средств.

431. Управление полетами на гидроаэродроме осуществляет СРП с КДП, расположенного на берегу.

Руководитель полетов на стартовом командном пункте должен находиться на подвижном СКП, оборудованном на катере. Катер должен располагаться в 100 - 200 м от полосы приводнения.

432. На период полетов на гидроаэродроме в распоряжение старшего руководителя полетов выделяются соответствующие службы обеспечения полетов и аварийно-спасательная команда. Состав команды, а также перечень необходимых средств (в том числе и аварийных) устанавливаются инструкцией по производству полетов в районе гидроаэродрома.

433. Движение обеспечивающих полеты плавучих средств по гидроаэродрому во время полетов допускается с разрешения старшего руководителя полетов. Эти средства должны иметь радиостанции для обеспечения двусторонней радиосвязи со старшим руководителем полетов.

434. Порядок руления с места стоянки на берегу или с места якорной стоянки на старт, возвращения со старта или после посадки, движения плавучих средств и маркировки гидроаэродрома определяется инструкцией по производству полетов в районе гидроаэродрома.

435. В зависимости от размеров гидроаэродрома, подходов к нему, количества летающих воздушных судов и характера полетов, гидроаэродром маркируется в одну или две взлетно-посадочные полосы.

436. Ночные полеты (при необходимости) и дневные полеты в приборных метеорологических условиях обеспечиваются специальным наземным и надводным светотехническим оборудованием для обозначения мест взлета, посадки и ориентировки при рулении.

437. Спуск гидросамолета (самолета-амфибии) на воду с места стоянки на берегу (его подъем из воды на берег) производятся только по оборудованному гидроспуску выруливанием на собственных двигателях, с использованием подъемно-спусковой лебедкой, вспомогательных плавучих средств или буксировкой тягачом.

438. Выбор скорости руления (глиссирования) при отсутствии специального указания, осуществляется командиром воздушного судна.

Руление на редане на расстоянии от препятствий менее 100 м запрещается.

439. Передвижение воздушного судна на якорную стоянку осуществляется рулением или буксировкой катером.

К самостоятельному заруливанию на якорную стоянку допускаются подготовленные экипажи.

Все члены экипажа должны быть обучены технике выбрасывания якоря.

440. При буксировке воздушного судна КВС и другие члены экипажа должны находиться на своих рабочих местах и быть готовыми в случае нештатной ситуации к отцепке буксира, запуску двигателя (двигателей) и отходу в обозначенное место акватории.

441. Взлет и посадка гидросамолета, самолета-амфибии (вертолета-амфибии) при скорости ветра более 5 м/с производится против ветра, а при волне (зыби) - вдоль фронта волны с упреждением 5° - 10° в сторону движения волны.

Предельные значения гидрометеорологических условий для взлета и посадки при испытательных полетах определяются программой испытаний.

442. Взлет и посадка гидросамолета, самолета-амфибии (вертолета-амфибии) на необорудованных акваториях (в целях испытаний) производятся в соответствии с требованиями программы испытаний и руководства по летной эксплуатации воздушного судна.

Данные акватории подбираются в соответствии с требованиями Правил использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушного судна <37>.

--------------------------------

<37> Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 882 "Об утверждении Правил использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов".

443. Посадка гидросамолета, самолета-амфибии (вертолета-амфибии) в штиль производится на гидроаэродроме со специально оборудованным стартом.

При отсутствии такого старта гидросамолеты должны быть оснащены аппаратурой, обеспечивающей посадку в штиль.

444. Полеты вертолетов-амфибий с воды выполняются как с закрытых водоемов, так и в открытом море.

Границы акватории (водной поверхности, выделенной для полетов) устанавливаются с учетом наличия препятствий, обеспечения безопасности взлета, посадки и руления.

Взлет с воды и посадка на воду при наличии льдин или других предметов, плавающих в зоне взлета и посадки, запрещается.

445. Направления возможного выхода кораблей (плавающих средств) к границам акватории (водной поверхности, выделенной для полетов) должны контролироваться старшим руководителем полетов.

446. Руководство полетами самолетов-амфибий (Gвзл. < 3 тонн) и вертолетов-амфибий осуществляется старшим руководителем полетов с корабля (катера), оборудованного средствами радиосвязи и спасания, который располагается на удалении 100 - 200 м от точки приводнения воздушных судов.

447. Посадка на воду ночью вне гидроаэродрома выполняется при соответствующей оснащенности места приводнения светотехническими средствами, установленными на плавательных средствах или сбросом их с воздушного судна.

448. В случае вынужденной посадки гидросамолета, самолета-амфибии (вертолета-амфибии) на воду КВС обязан:

принять меры к сохранению плавучести воздушного судна;

дрейфовать в защищенное от ветра место и поставить воздушное судно на якорь;

использовать при необходимости спасательные средства;

эвакуировать при возможности пассажиров (участников испытаний) на сушу.