3.1.8.4. Развитие рынка страховых услуг

Главной целью экономической политики в области развития страхования является формирование национальной системы, способной выполнять следующие социально - экономические функции: защита от потенциальных рисков, необходимая для эффективного функционирования рыночной экономики и являющаяся фактором ее стабильности и стимулом расширения предпринимательской деятельности; аккумуляция долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики.

Основными задачами Правительства Российской Федерации по формированию эффективной системы страхования являются следующие:

формирование адекватной законодательной базы;

создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;

стимулирование трансформации сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;

поэтапная интеграция национальной системы в международный страховой рынок.

Практические мероприятия по развитию страхового дела будут направлены на стимулирование развития систем обязательного и добровольного страхования.

Приоритетными направлениями государственного страхования должны быть виды обязательного страхования гражданской ответственности. При этом базовые принципы обязательного страхования должны включать в себя:

соразмерность страхового тарифа и величины страхового риска;

реализацию предусмотренных законодательством мер регулирования страховых тарифов с целью их минимизации для страхователей;

повышенные требования к страховщикам по обеспечению финансовой устойчивости;

формирование финансовых механизмов, позволяющих обеспечить защиту в случаях, когда обязательное страхование не осуществлено;

введение системы конкурсов и тендеров для страховых компаний, желающих принять участие в государственных программах обязательного страхования;

исключение необоснованного введения дополнительных видов обязательного страхования, связанного с созданием новых внебюджетных ведомственных фондов.

Правительство Российской Федерации будет стимулировать капитализацию страхового рынка путем дальнейшего повышения минимального размера уставного капитала страховых организаций. Будут повышены требования к ликвидности средств, за счет которых формируются уставные капиталы.

В целях формирования информационно прозрачного страхового рынка Правительство Российской Федерации примет меры по внедрению оперативного мониторинга за финансовым состоянием страховых организаций и формированию соответствующей системы учета и отчетности, ориентируясь при этом на международные стандарты классификации по видам страхования. Это необходимо для международного сотрудничества по каналам перестрахования, а также для внедрения передовых страховых технологий.

Для решения задачи вовлечения сбережений граждан в инвестиционный процесс через страхование Правительство Российской Федерации будет действовать в двух основных направлениях:

создание стимулов для развития долгосрочного страхования жизни, включая пенсионное страхование;

формирование механизма размещения резервов в инвестиционные инструменты, удовлетворяющие требованиям страховщиков с точки зрения доходности, надежности и ликвидности.

Режим налогообложения операций по долгосрочному страхованию должен являться стимулом для предприятий и граждан, побуждающим их формировать эффективную защиту от наиболее значимых рисков. Такой режим должен вводиться после перекрытия всех легальных возможностей по использованию зарплатных страховых схем и восстановления доверия к стабильности финансовой системы страны, развития полноценного фондового рынка.

В целях укрепления доверия населения к долгосрочному страхованию жизни будет усилен пруденциальный надзор за компаниями, специализирующимися на этих операциях, введены более жесткие нормативные требования к их финансовой устойчивости.

Реализация поставленных целей требует усиления государственного регулирования страхового рынка по следующим направлениям:

распространение компетенции государственного надзора на всех профессиональных участников страхового рынка, осуществляющих страхование (перестрахование), посредническую, актуарную, аудиторскую деятельность в области страхования, оценку страхового риска;

проверка статуса учредителей и квалификации руководства компаний;

введение жестких санкций в отношении компаний, нарушающих надзорные предписания;

сбор информации и проведение независимого анализа данных о состоянии рынка страхования.