В послании Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в качестве главного приоритета государственной политики определена деятельность, направленная на "сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России". Среди задач, стоящих перед обществом, выделяется - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Эту задачу невозможно решить без активного участия родителей.
Важнейшая задача государственных и общественных институтов на среднесрочную перспективу - создание эффективной межведомственной системы родительского просвещения и семейного воспитания в Российской Федерации (указ Президента Российской Федерации N 204 от 7 мая 2018 года).
В настоящее время различного рода помощь детям, осваивающим образовательные программы, оказывается, однако нельзя признать, что доступность такой помощи обеспечена на всей территории Российской Федерации. Родители, законные представители детей, зачастую оказываются лишены психолого-педагогической, методической и консультативной помощи.
Особо нуждаются в психолого-педагогической помощи следующие категории граждан:
родители детей дошкольного возраста, не посещающие детские сады;
граждане, желающие принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей;
родители, чьи дети находятся на семейном обучении;
родители детей с ОВЗ и инвалидностью, в первую очередь раннего возраста;
родители, нуждающиеся в помощи при воспитании детей, имеющих различные проблемы в поведении, развитии, социализации.
Модели системы оказания помощи родителям в регионе могут быть различны, но исходить они должны из необходимости удовлетворить спрос родителей на психолого-педагогическую помощь и обеспечить ее доступность родителям независимо от места проживания, уровня владения компьютерной техникой, технической оснащенности, наличия возможности организовать присмотр за ребенком на время получения услуги.
Поэтому необходимо развивать дистанционные формы консультирования, выездные консультации на дом, особенно в отдаленные сельские районы; обеспечить возможность бесплатного получения услуг для любого лица, которому такая возможность гарантирована законом.
Система оказания помощи должна обеспечить повышение компетентности родителей (законных представителей) детей в вопросах образования и воспитания, прав родителей и детей, и быть направлена на пропаганду позитивного и ответственного отцовства и материнства, значимости родительского просвещения, укрепления института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений.
Решить данную задачу возможно при участии организаций, обеспечивающих качественные услуги в рамках соответствующих служб.
Службы не оказывают помощь непосредственно детям, и в случае обращения именно за такой помощью, специалисты службы разъясняют родителям порядок и условия оказания соответствующего вида помощи ребенку, направляют в соответствующие организации.
При организации служб данное условие является принципиально важным - получателем услуги являются именно родители и законные представители. Ребенок услуги не получает, помощь детям оказывается в рамках оказания иного рода услуг. Максимально возможное вовлечение ребенка - это его присутствие в ходе оказания услуги, если иным образом невозможно осуществить присмотр за ним во время оказания услуги. При этом службы могут создавать условия для кратковременного (на время получения родителем (законным представителем) услуги) пребывания ребенка и присмотра за ним. Присутствие ребенка не рекомендуется, если это может затруднить реализацию рекомендаций специалиста, а также во время обсуждения вопросов, присутствие при обсуждении которых нежелательно на основании специфики периода возрастного развития ребенка и по другим обстоятельствам.
Вопрос присутствия ребенка при оказании услуги решается заранее родителем (законным представителем) ребенка. Службе рекомендуется обеспечить возможность присмотра за ребенком как минимум для тех категорий родителей и законных представителей, кто, исходя из особенностей жизненной ситуации, не может сделать это самостоятельно. В случае, если родитель (законный представитель) посчитал присутствие ребенка в ходе получения услуги допустимым, но в ходе оказания услуги выяснилось, что оно нежелательно, службам рекомендуется идти навстречу и содействовать обеспечению присмотра за ребенком.
Учитывая, что создание служб может оказаться новым для конкретной местности явлением, организациям рекомендуется проведение информационно-разъяснительной деятельности, направленной на доведение до получателей услуг информации об их возможностях обращаться за получением услуг в различной форме (в соответствии с законодательством Российской Федерации). Широкое информирование потенциальных получателей услуг с использованием различных информационных каналов, с подготовкой разъяснительных материалов может увеличить эффективность работы организаций.
Организация, в составе которой создается служба, обеспечивает размещение документов, связанных с работой службы, а также контактных данных службы, условий оказания услуг, включая кадровые, материально-технические, различных вариантов формата оказания услуг (при наличии) и другую необходимую информацию на официальном сайте в сети "Интернет" при его наличии, либо обеспечивает создание такого сайта для размещения указанной информации. Могут быть также подготовлены и оформлены информационные стенды в помещении организации, подготовлены раздаточные материалы с информацией для получателей услуг, сформированы пояснительные материалы для родителей (законных представителей) для размещения на сайте, включая размещение с возможностью сохранения информации с сайта. Рекомендуется уделять особое внимание вопросам информационного обеспечения.
Организация работы службы с использованием информационной системы, интегрированной в федеральный портал и обеспечивающей возможности электронной записи для получения услуг, оценки предоставленных услуг получателями может повысить удобство получателей услуг и сократить для них организационные издержки в связи с необходимостью выполнить ряд процедур для получения услуги. Использование системы будет осуществляться по мере ее ввода в эксплуатацию. Организациям рекомендуется участвовать в данном процессе по мере совершенствования федерального портала.
Учитывая необходимость обеспечить доступность услуги для всех граждан, службы обеспечивают возможность дистанционного получения услуги. Для этого рекомендуется как обеспечить необходимое техническое оснащение службы, так и построить данную работу с учетом возможности выбора каналов связи, удобных для родителей (законных представителей). При этом допускается рекомендовать им тот или иной выбор - например, при получении консультационной помощи выбор средств связи может оказаться не значимым, а при получении психолого-педагогической помощи может рекомендоваться такой канал связи, который обеспечивает передачу видеоизображения в хорошем качестве.
С целью обеспечения получателей услуг помощью квалифицированных специалистов службы могут как принимать граждан на работу на основании трудового договора, так и заключать гражданско-правовые договоры об оказании услуг с квалифицированными специалистами.
Заключение трудовых договоров осуществляется в соответствии с требованиями трудового законодательства. С учетом того факта, что специалист, исходя из его трудовых функций, выполняет трудовые обязанности по должности консультанта, представляется важной задача фиксации требований к квалификации специалистов. Должность консультанта сама по себе, в отличие от, например, должностей учителя или воспитателя, не предполагает достаточного и исчерпывающего описания требований к квалификации в том объеме, который обеспечил бы требуемое качество услуг. В этой связи квалификационные требования рекомендуется уточнять, фиксируя в локальных нормативных актах организации и должностных инструкциях работников.
Заключение гражданско-правовых договоров осуществляется в соответствии с требованиями законодательства о закупках товаров, работ и услуг. Требования к квалификации исполнителя услуг рекомендуется учитывать в ходе осуществления закупочной деятельности и фиксировать в заключаемых гражданско-правовых договорах.
Вопросы оплаты труда специалистов решаются организацией исходя из финансовых возможностей. При формировании фонда оплаты труда, либо при установлении стоимости услуг по гражданско-правовым договорам рекомендуется учитывать тот факт, что большинство специалистов в качестве альтернативного варианта трудоустройства могут работать в системе общего образования. Это означает, что уровень заработной платы в системе общего образования может служить ориентиром, отталкиваясь от которого организация может сформировать и предложить специалистам достойный уровень оплаты труда, позволяющий привлечь для оказания услуг квалифицированных и востребованных специалистов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей