Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Базовые критерии

N п/п

Критерий

Содержание критерия

Объяснение содержания

1

Текст ката

1.1. Строгая последовательность определенных движений

Последовательность технических действий - ударов руками, ногами и блоков на установленных уровнях, а также захватов и бросков в определенных позициях, стойках и перемещениях в совокупности с предусмотренными способами дыхания - ногарэ, ибуки и киай.

1.2. Типы "рамочных" позиций в начале и в конце исполнения ката

1-й тип "рамки" установлен для ката групп тайкеку и пинан.

В начале ката делается стандартный переход из исходной фудо дати (после объявления названия ката по команде "ей!") через ути хатидзи дати в ей дати с ногарэ (на 4 счета).

При завершении ката производится стандартное возвращение в исходную фудо - дати (после остановки на последнем движении) выполняется по команде "наорэ!" (на 2 счета с обязательным промежуточным прикрытием груди предплечьями).

2-й тип "рамки" - установлен для всех остальных ката.

В начале ката делается стандартный переход из исходной фудо дати по команде "мокусо!" в мусуби дати (на 4 счета) для короткой медитации с закрытыми глазами (глаза закрываются на 4-й счет), а далее (после повторного объявления названия ката и открытия глаз с последующей командой "ей!") выполняется аналогичный переход через ути хатидзи дати в ей дати, но с ибуки (на 4 счета).

При завершении ката спортсмен сам переходит в мусуби дати (на 4 счета) для короткой медитации (глаза закрываются на 2-й счет, когда сомкнутые ладони опускаются на уровень лица) и ждет команды "наорэ!" После него выполняет установленное возвращение в исходную фудо дати (на 2 счета с обязательным промежуточным прикрытием груди предплечьями).

1.3. План перемещений с возвращением в ката в исходную точку

При исполнении ката спортсмен должен вернуться в исходную точку.

Исключения составляют ката: тайкеку 1, 2, пинан 2, где предусмотрено смещение назад по центральной оси на расстояние, равное ширине плеч, и ката сэйпай, где такое же смещение назад выполняется на расстояние, равное двойной ширине плеч.

Возвращение спортсмена в исходную точку, как и предусмотренный сдвиг назад по центральной оси, не являются самоцелью. Это закономерное следствие при соблюдении нормативных пропорций стоек и осей (углов) перемещений и свидетельство мастерства спортсмена. Недостаточная в данном отношении подготовка, как и намеренные попытки спортсмена вернуться на требуемое место за счет изменения пропорций стоек или длины перемещений, влекут за собой нарушения в тексте ката и соответственно назначение штрафных баллов.

1.4. Нормативный темп ката (в установленных для каждой формы временных рамках, см. Приложение 1) и ритмика исполнения

Нормативный темп ката отражает реальный характер эффективного выполнения соответствующих боевых приемов с учетом базовых трактовок их применения в самозащите (бункай).

Однако в ката, где нет реальных противников, можно значительно ускорить или замедлить темп исполнения, либо неоправданно исказить ритмику. В обоих случаях исполнение ката утрачивает правдоподобие, которое отмечается судьями-экспертами. Поспешность ведет к суете и смазыванию техники, лишая ее практического смысла. Затянутое, пусть и формально "чистое", но "мертвое", исполнение также уводит исполнение от реальности. В обоих случаях утрата практического смысла боевых приемов негативно отражается и на качестве техники.

2.

Качество техники

2.1. Соблюдение принципов перемещения в ката

Соблюдение основного принципа перемещения в ката (скоростного - на 1 счет или замедленного - на 2 счета) - ускорение к фазе завершения при неизменном сохранении правильной осанки и баланса.

Другой принцип перемещения в ката - сохранение нормативного уровня посадки в стойках, без "просаживания - провала" (чаще всего это происходит с киба дати), что нарушает опорную конструкцию, и без выпрямления ног (чаще всего это происходит с сантин дати), что также ведет к ослаблению ног и опоры в целом.

2.2. Соблюдение установленной скорости при исполнении техники

В 1 секунду производится 1 скоростная техника, 1 скоростное перемещение или 2 - 3 комбинированных техники.

За 2 секунды производится 1 замедленное движение

За 4 секунды производится 1 медленное движение

2.3. Сохранение нормативной формы движений

Сохранение траекторий и амплитуды движений, концентрации силы в точках фокуса как в быстрых (с обязательными ускорениями к точкам фокуса), так и в медленных движениях (с обязательным проявлением "направленной силы", т.е. с сохранением силовой концентрации и смысловыми акцентами в точках фокуса) при обязательной координации движений с дыханием и пропорциональным распределением веса тела в разных стойках, поскольку все техники в каратэ "загружаются" и "заряжаются" всем телом.

Происходит это благодаря активизации механизма психофизической и психоэнергетической мобилизации организма, где ключевое значение имеет дыхание. Владение данным механизмом ("генератором энергии", проистекающей прежде всего из "центра силы", тандэна) у спортсменов - ключ к обнаружению "качества техники", включая качество форм дыхания (ногарэ, ибуки, киай).

2.4. Соблюдение ключевых технических принципов

- вращение на тюсоку (при подготовке перемещений, поворотов, ударов ногами);

- выполнение ударов или блоков руками после полного завершения перехода в стойку (по формуле "стойка-техника");

- переходы в стойку после ударов ногами (по формуле "удар ногой-стойка");

- синхронное закрепление бедер во фронтальном положении (за счет напряжения живота, ягодиц и подъема кверху таза) в конечных фазах подавляющего большинства проникающих ударов руками (при этом полноценные реверсы свободной рукой сопровождаются полуфронтальным поворотом плеч);

- синхронизация поворота бедер и плеч в полуфронтальное положение с завершающими фазами подавляющего большинства секущих ударов руками, блоков, ударов локтями;

- включение (выдвижение) бедер (при одновременном выталкивании-приподнимании тела на опорной ноге) в ударах ногами.

2.5. Контроль взгляда

Контроль взгляда - это психологический показатель качества техники. Взгляд должен быть направлен прямо к цели на уровне глаз и всегда обеспечивает необходимый периферийный обзор пространства действия.

В особом случае, при выполнении бросков в завершении ката канку дай, взгляд направлен к цели (противник на земле) вниз примерно под 45°, но при этом также обеспечивается периферийный обзор.

Единственное тактическое исключение, где взгляд специально отводится от цели (как бы отвлекая противника от последующей контратаки) используется в ката сайха (в 3-х начальных комбинациях перед освобождением от захвата руки).

Однако "правильный взгляд" - это не только его направленность на цель и достаточный периферийный обзор, обеспечивающий ориентировку в пространстве. Качественное исполнение ката характеризуется также особым "пламенным взглядом", непосредственно выражающим состояние боевого духа спортсмена и его волю к борьбе. Поэтому "потеря взгляда" (прежде всего его направленности) одновременно свидетельствует как о значительном снижении качества техники, так и о потере спортсменом психологического баланса.

Поскольку "качество техники" обусловлено целым комплексом факторов, необходимо, с одной стороны, дифференцировать это качество по видам техники (стойки, перемещения удары и блоки руками, удары ногами), иногда даже по разновидностям техники (одни стойки лучше, другие хуже, проникающие удары лучше, секущие удары хуже, базовые блоки лучше, производные хуже, техники рук в целом лучше, чем удары ногами и т.д.).

С другой стороны, наблюдая неровное качество техники в конкретных случаях, необходимо выносить совокупные взвешенные решения, исходя из первооснов качества техники (так, плохое качество стоек, перемещений, незадействованность энергетического центра, работы бедер, плеч, отсутствие телесных конструкций силы предопределяют общее низкое качество техники).

3.

"Понимание смысла приемов"

3.1. Прямые свидетельства

Это означает понимание спортсменом смысла боевых приемов в большинстве случаев обнаруживаются в соблюдении той нормативной (оптимальной) формы качественно выполняемой техники, которая восходит к знанию основных (официальных) трактовок ее применения в самозащите (бункай).

Попытки следования различным вариантам трактовок, которые потенциально содержат традиционные ката, могут повлечь за собой заметные отклонения от официально утвержденного технико-стилевого канона. На соревнованиях они будут расцениваться как недопустимые искажения формы.

Поскольку на соревнованиях ката исполняются без партнеров, правильной будет считаться только официально утвержденная форма, т.е. будет действовать правило: "трактовок может быть много, но форма техники, зафиксированная в ката, одна".

3.2. Косвенные свидетельства

Косвенным свидетельством понимания спортсменом смысла боевых приемов при соблюдении официально утвержденной формы техники может служить уверенное, сильное убедительное их исполнение. Напротив, грубое (порой непроизвольное) искажение предусмотренной формы боевой техники вместе с неуверенным, слабым и неубедительным исполнением является косвенным признаком непонимания ее смысла, а еще очевидным свидетельством того, что спортсмен данной техникой самозащиты реально не владеет.

4.

"Мастерство" исполнения ката

4.1. Технические критерии мастерства

Безупречность техники в ката, исполнение которой отличает, с одной стороны сила и высокая концентрация, а с другой, особая пластичность и свобода владения, т.е. традиционно почитаемая гармония "силы и гибкости".

4.2. Психологические критерии мастерства

Артистизм и убедительность исполнения ката. Они заключаются в глубокой вовлеченности спортсмена в действие, присутствие его в том, что он делает и делает наилучшим образом.

4.3. "Духовно-энергетические" критерии мастерства

Особая одухотворенность в исполнения ката. Она проявляется в высоком уровне энергетики, в тотальной мобилизации всех телесных, душевных и духовных сил, а в итоге - в проявлении того, что выражается понятием "боевой дух".

Поскольку три основных аспекта мастерства на внешнем плане (при исполнении ката) могут проявляться в разном соотношении, приоритетное значение в комплексной итоговой оценке мастерства спортсмена будет иметь степень проявления "боевого духа", непосредственно связывающая исполнение ката с реальностью боевого искусства. Однако и владение техникой, и артистизм при этом должны быть представлены на должном уровне.

Совокупная итоговая оценка исполнения ката с учетом 4 базовых критериев.

Такая оценка должна быть интегральным сбалансированным результатом целостного восприятия исполняемого ката. Так, проявление сильного "боевого духа" может иметь приоритетное значение только при прочих равных условиях. Оно не должно заслонять собой очевидные искажения текста ката, изъяны в качестве техники, непонимание ее смысла, которые требуют итоговой оценки "ниже среднего". Однако и только лишь точное соблюдение текста, формально чистое, но равнодушное исполнение ката также не может быть оценено как "выше среднего" и, тем более, как "отличное".

Целостное восприятие ката у квалифицированного судьи (эксперта), - при учете всех 4 базовых оценочных критериев и соответствующих значимых деталей исполнения, - является фундаментом для принятия взвешенного, справедливого решения и адекватной совокупной итоговой оценки. Если бы, подобно "счетной машине", судья стал бы начислять штрафные очки за все замеченные в исполнении ката мелкие недостатки, то не хватило бы никакой оценочной шкалы. Способность судьи исходить из реальных приоритетов мастерства в боевом искусстве (не преувеличивая малозначащих погрешностей) есть главное качество эксперта и свидетельство его профессиональной квалификации.

Опытный квалифицированный судья всегда руководствуется целостным восприятием исполнения ката. "Сканируя" весь процесс и фиксируя по ходу исполнения ката существенные ошибки и отклонения от нормы, эксперт способен сразу же определить в какой оценочной зоне находится данное исполнение. При этом, вполне отдавая себе отчет в плюсах и минусах конкретного исполнения ката, он должен быть способен к детализации своей оценки с учетом всего комплекса критериев, а также установленных Настоящим Регламентом штрафных баллов за очевидные грубые (недопустимые) нарушения технико-стилевого канона в исполнении ката Кекусинкай и бонусных баллов за исполнение пяти высших ката.