Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 24.05.2019 N АКПИ19-175 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 5 Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 мая 2019 г. N АКПИ19-175

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Иваненко Ю.Г.,

при секретаре С.Г.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению С.О., О. о признании недействующим пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции",

установил:

пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ) предписывает завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией Указа, до 1 июня 2016 г.

Граждане С.О., О. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 5 Указа, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статье 180 Трудового кодекса Российской Федерации и нарушают их трудовые права на заблаговременное предупреждение о предстоящем увольнении со службы.

Как указывают административные истцы, на основании Указа в апреле 2016 г. им как лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств, были вручены уведомления о предстоящем увольнении со службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Приказами от 31 мая 2016 г. (в редакции приказов от 20 сентября 2016 г.) они уволены со службы в органах наркоконтроля в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.

В суде представитель административных истцов С.О., О. по доверенности А. поддержала заявленные требования и пояснила суду, что в соответствии с пунктом 7 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613, действовавшим на момент издания Указа, трудовые отношения работников органов наркоконтроля регулировались законодательством Российской Федерации о труде. Согласно приказу Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 12 апреля 2005 г. N 115 порядок организации работы по увольнению со службы сотрудников ФСКН России осуществлялся в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Указом установлен срок завершения организационно-штатных мероприятий до 1 июня 2016 г., то есть менее двух месяцев с даты его издания, чем нарушены трудовые права административных истцов на заблаговременное предупреждение о предстоящем увольнении со службы, гарантированные названным Кодексом.

Президент Российской Федерации поручил представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (распоряжение от 5 апреля 2019 г. N 95-РП).

Представитель Президента Российской Федерации Марьян Г.В. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемые положения Указа изданы в пределах полномочий Президента Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административных истцов А., административного ответчика М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (часть 3 статьи 80 Конституции Российской Федерации).

Устанавливая особенности руководства некоторыми федеральными органами исполнительной власти, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в части 3 статьи 32 предусматривает, что Президент Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, указанными в части 1 данной статьи. Президент Российской Федерации в случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия федеральных законов о внесении соответствующих изменений в федеральные законы может перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых он руководит.

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Президент Российской Федерации 5 апреля 2016 г. издал Указ.

Нормативный правовой акт размещен на Официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 5 апреля 2016 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 11 апреля 2016 г., N 15.

Указ упразднил Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и передал ее функции и полномочия, а также штатную численность Министерству внутренних дел Российской Федерации, установив, что оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в указанной сфере, а также правопреемником упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 1, подпункты "а", "б" пункта 2, пункт 3).

Предусматривая гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации, часть 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации как элемент правового механизма увольнения в связи с сокращением численности или штата работников позволяет работнику, подлежащему увольнению, заблаговременно, не менее чем за два месяца, узнать о предстоящем увольнении и с момента предупреждения об увольнении начать поиск подходящей работы.

Пункт 5 Указа обеспечивает проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с упразднением ФСКН России и передачей ее функций и полномочий МВД России. Оспариваемые положения Указа непосредственно не определяют основания и конкретные сроки увольнения сотрудников органов наркоконтроля и не регламентируют процедуру их увольнения, а потому не противоречат статье 180 Трудового кодекса Российской Федерации в части определения минимального срока предупреждения работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников.

Несогласие административных истцов с состоявшимися судебными постановлениями по вопросам увольнения из органов наркоконтроля не может рассматриваться как нарушение их прав и законных интересов.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления С.О., О. о признании недействующим пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Л.В.БОРИСОВА

Ю.Г.ИВАНЕНКО