3.1.2 Оценка соответствия национальным требованиям

Процедура осуществления оценки соответствия национальным требованиям идентична указанной в разделе 2.1.2 настоящего документа

a) Программа эксплуатанта воздушных судов по авиационной безопасности

Эксплуатанты воздушных судов, выполняющие рейсы из Российской Федерации, разрабатывают и осуществляют программу авиационной безопасности, обеспечивающую соблюдение требований Федеральной системы авиационной безопасности. Письменный экземпляр программы авиационной безопасности представляется в полномочный федеральный орган (Федеральное агентство воздушного транспорта) на согласование.

Программа авиационной безопасности эксплуатанта воздушных судов содержит практику и процедуры для защиты пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала, объектов инфраструктуры авиакомпании от актов незаконного вмешательства в их деятельность, применительно к особенностям условий базирования, географии полетов воздушных судов, типов эксплуатируемых воздушных судов, объемов пассажирских и грузовых перевозок.

b) Отбор и набор персонала

Осуществление отбора, набора и проверки сведений, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением авиационной безопасности, или выполняющих такую работу, проводится субъектами транспортной инфраструктуры в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

c) Подготовка в области авиационной безопасности

Организация и обеспечение подготовки в области авиационной безопасности, а также повышения квалификации проводится в специализированных сертифицированных учебных центрах гражданской авиации Российской Федерации и учебных центрах по авиационной безопасности Международной организации гражданской авиации ИКАО.

d) Проверки и обыски (досмотры) воздушных судов в целях безопасности Проверки воздушных судов в целях безопасности проводятся в ходе предполетных операций или сразу же после высадки пассажиров. Цель таких проверок заключается в том, чтобы убедиться в отсутствии на борту воздушного в пассажирском салоне и в доступных внешних нишах фюзеляжа воздушного судна подозрительных предметов, оружия, взрывчатых веществ или других опасных предметов и веществ.

Предполетный обыск (досмотр) воздушного судна в целях безопасности представляет собой тщательный внутренний и внешний осмотр воздушного судна в целях обнаружения любых подозрительных изделий, оружия, взрывчатых веществ или других опасных устройств, предметов и веществ. Кроме того, обыск (досмотр) воздушного судна по соображениям безопасности проводится в том случае, если имеются подозрения в отношении того, что данное воздушное судно является возможным объектом нападения.

В ходе осуществления проверочных мероприятий осуществляется, помимо прочего, отслеживание:

- эффективности проведения проверок и обыска воздушный судов в целях безопасности;

- эффективности мер, обеспечивающих защиту воздушного судна, подлежащего проверке или обыску в целях безопасности, от несанкционированного вмешательства с момента начала проведения обыска или проверки воздушного судна до отправления воздушного судна

e) Защита воздушных судов

Воздушные суда должны находиться под постоянной охраной сотрудников службы авиационной безопасности или под наблюдением членов экипажа воздушного судна и персонала по техническому обслуживанию воздушного судна в процессе подготовки к полету, технического обслуживания, уборки или стоянки.

f) Защита кабины летного экипажа в ходе полета

Дверь кабины летного экипажа проектируется таким образом, чтобы она могла противостоять пробиванию пулями стрелкового оружия и осколками гранат, а также насильственному вторжению посторонних лиц. В двери должен быть предусмотрен замок, который можно запирать и отпирать с рабочего места каждого пилота. Двери кабины летного экипажа запираются по завершении посадки пассажиров, с момента закрытия основных дверей воздушного судна и до их открытия по прибытии в аэропорт. Двери остаются запертыми, пока воздушное судно находится в полете, за исключением случаев, когда необходимо дать возможность войти или выйти члену экипажа. Эксплуатанты воздушных судов разрабатывают для включения в программы авиационной безопасности процедуры, содержащие описание средств и порядка запирания двери кабины летного экипажа, а также контроля доступа в кабину.

В ходе осуществления проверочных мероприятий осуществляется, помимо прочего, отслеживание:

- обеспечения принятия соответствующих мер, препятствующих проникновению в кабину экипажа в полете, не имеющих на это разрешение.

g) Установление принадлежности багажа пассажирам

Эксплуатанты воздушных судов принимают меры по установлению принадлежности зарегистрированного багажа пассажирам, занимающим места на борту воздушного судна, включая трансферных и транзитных пассажиров.

h) Транзитные пункты - высадка пассажиров

Транзитные и трансфертные пассажиры высаживаются из воздушного судна в сопровождении работников службы авиационной безопасности аэропорта и пограничного контроля (при обслуживании пассажиров международных воздушных линий) и направляются в стерильную зону зала ожидания вылета (транзитный зал).

В ходе осуществления проверочных мероприятий осуществляется, помимо прочего, отслеживание:

- эффективности принятия мер для обеспечения того, чтобы любые предметы, оставленные высадившимися пассажирами транзитных рейсов, удалялись с борта воздушного судна

i) Лица, находящиеся под стражей и административным контролем, и недисциплинированные пассажиры

Эксплуатанты воздушных судов обеспечивают выполнение мер безопасности при перевозке указанных лиц в соответствии с установленными в законодательстве Российской Федерации требованиями.

j) Провоз оружия в салоне воздушного судна

Эксплуатанты воздушных судов обеспечивают соблюдение мер по порядку перевозки оружия в воздушном судне, установленных в нормативных правовых актах.

k) Провоз оружия в грузовом отсеке воздушного судна

Эксплуатанты воздушных судов обеспечивают соблюдение мер по порядку перевозки оружия в воздушном судне, установленных в нормативных правовых актах.

l) Проездные документы

Виды, типы и порядок проверки проездных документов при осуществлении воздушной перевозки установлены в соответствии с нормативными правовыми актами.

m) Система предварительной информации о пассажирах (APIS)

В целях обеспечения авиационной безопасности перевозчики обеспечивают передачу персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

n) Бортпитание и бортприпасы

Бортпитание и бортовые запасы подлежат обязательному досмотру перед загрузкой на борт воздушного судна.

o) Внутренние мероприятия по контролю качества

Для организации и обеспечения внутренней системы контроля качества назначается должностное лицо, ответственное за выполнение внутреннего контроля качества мероприятий в сфере авиационной безопасности эксплуатанта воздушных судов.

В рамках внутреннего процесса контроля качества осуществляется проведение всестороннего обследования состояния авиационной безопасности эксплуатанта воздушных судов и регулярное рассмотрение этого вопроса в последующем.