Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.05.2019 N АКПИ19-168 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца первого пункта 6 Положения о принятии, приостановлении действия и отмене решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровья населению, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.05.2018 N 551>
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Николаевой О.В.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ш. о признании частично недействующим абзаца первого пункта 6 Положения о принятии, приостановлении действия и отмене решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 551,
согласно абзацу первому пункта 6 Положения о принятии, приостановлении действия и отмене решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения (далее - Положение), решение о нежелательности пребывания подлежит отмене при подтверждении соответствующими медицинскими документами факта излечения иностранного гражданина или лица без гражданства от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Гражданин Ш. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим абзаца первого пункта 6 Положения, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", не согласуются с пунктом 3 Положения и пунктом 6 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 г. N 12.
Как указывает административный истец, он является гражданином Республики Молдова, с января 2008 г. проживает на территории Российской Федерации. 27 февраля 2015 г. между ним и гражданкой России А. заключен брак, они проживают вместе. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) 9 июля 2015 г. в отношении его принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, основанием принятия которого послужило выявление у него 6 марта 2015 г. болезни, вызванной ВИЧ, и нарушение требований законодательства Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции. С 2016 г. и по настоящее время им и его супругой требования, установленные Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции", исполняются в полном объеме, в связи с этим Ш. обратился в Роспотребнадзор с заявлением об отмене решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 9 июля 2015 г. Однако ответом от 18 октября 2018 г. Роспотребнадзор в удовлетворении заявления отказал, указав на то, что срок действия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина на территории Российской Федерации не ограничен; в связи с тем, что в приложенных материалах отсутствуют документы, подтверждающие фактическое излечение от инфекционного заболевания или полное отсутствие заболевания, представляющего опасность для окружающих, отмена решения о нежелательности пребывания невозможна.
В суде представитель административного истца адвокат Зорина С.В. поддержала заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральному медико-биологическому агентству, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации (поручение от 15 марта 2019 г. N ТГ-П12-1934).
Представитель Правительства Российской Федерации М. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя административного истца адвоката Зориной С.В., пояснения Ш., представителя административного ответчика Правительства Российской Федерации М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" порядок принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 551 утверждено Положение.
Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 8 мая 2018 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 14 мая 2018 г., N 20.
Абзац первый пункта 6 Положения предусматривает отмену решения о нежелательности пребывания при подтверждении соответствующими медицинскими документами факта излечения иностранного гражданина или лица без гражданства от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, что соответствует действующему законодательству и не может рассматриваться как нарушение прав иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.
Регулируя порядок оформления и выдачи документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусматривает принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации в отношении законно находящегося на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в случае, если его пребывание (проживание) в Российской Федерации создает реальную угрозу здоровью населения, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (статья 25.10).
Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусматривает возможность отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято такое решение при подтверждении факта излечения от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих (часть 4 статьи 25.10).
Ни Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", ни Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не наделяют Правительство Российской Федерации полномочиями определять порядок отмены решения о нежелательности пребывания в случаях выявления неизлечимых инфекционных заболеваний.
Доводы административного истца о признании частично недействующим абзаца первого пункта 6 Положения, по сути, сводятся к обязанию Правительства Российской Федерации осуществить нормативно-правовое регулирование по вопросу отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, страдающего неизлечимым инфекционным заболеванием.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов суд проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. С учетом этого доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта пункту 6 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденных также постановлением Правительства Российской Федерации, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении административного искового заявления Ш. о признании частично недействующим абзаца первого пункта 6 Положения о принятии, приостановлении действия и отмене решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 551, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Российской Федерации
Л.В.БОРИСОВА
О.В.НИКОЛАЕВА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей