1. Модель функционирования результатов и достижения показателей федерального проекта

1. Модель функционирования результатов и достижения

показателей федерального проекта

Федеральный проект (далее - федеральный проект) "Цифровые технологии" является одним из 6 федеральных проектов, включенных в состав национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".

Общий объем финансирования на 2019 - 2024 гг. - 282,2 млрд., из них проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" N 556362-7 предусмотрено 88,5 млрд. рублей.

В 2019 г. предполагается финансирование в объеме 21,5 млрд. рублей.

Ключевая цель проекта - обеспечение технологической независимости государства, возможности коммерциализации отечественных исследований и разработок, а также ускорение технологического развития российских компаний и обеспечение конкурентоспособности разрабатываемых ими продуктов и решений на глобальном рынке.

Основными задачами являются:

- формирование экосистемы поддержки цифровой экономики, в том числе необходимых механизмов и инструментов развития цифровых технологий в Российской Федерации;

- построение эффективного взаимодействия между государством, научными организациями, российскими компаниями-лидерами цифровой экономики, институтами развития, государственными корпорациями, малым

Данные задачи можно назвать системообразующими, в связи с тем, что сегодня скорость технологического развития государств и их перехода на цифровую экономику становится определяющим фактором лидерства на международном рынке, как в сфере информационных технологий, так и в классических отраслях экономики.

Для достижения цели федеральный проект включает в себя несколько смысловых блоков, которые в совокупности позволяют обеспечить планомерное развитие цифровых технологий.

Базовым уровнем для формирования экосистемы является определение текущего состояния развития цифровых технологий и системное планирование траектории развития.

С этой целью в федеральном проекте предусмотрено 3 направления аналитической работы:

- анализ потребности секторов экономики в применении решений на основе сквозных цифровых технологий и связанных с ними исследованиях и разработках;

- анализ уровня развития исследовательских компетенций, научных и технологических заделов отечественных компаний и организаций по сквозным цифровым технологиям (далее - СЦТ);

- разработка системы показателей Национального индекса развития цифровой экономики Российской Федерации.

Результаты указанных исследований планируется размещать в открытом доступе в сети интернет на едином информационном портале поддержки развития СЦТ, создание которого также запланировано в рамках федерального проекта.

На основании исследований планируется сформировать 9 дорожных карт по направлениям сквозных цифровых технологий, которые будут содержать в себе анализ, как существующих технологических заделов, так и сильных и слабых сторон каждой из технологий и субтехнологий, а также определять траекторию развития.

Параллельно с формированием дорожных карт, одной из главных задач федерального проекта является определение лидирующих исследовательских центров (далее - ЛИЦ), которые смогут создавать консорциумы с компаниями-лидерами по направлениям сквозных цифровых технологий, что позволит реализовывать актуальные для рынка и необходимые бизнесу исследования и разработки.

По итогам выполнения данной задачи к 2020 году должны быть определены не менее 18 ЛИЦ по направлениям развития СЦТ (не менее 9 ЛИЦ в 2019 году).

Еще одним блоком федерального проекта является формирование мер поддержки, в частности поддержки проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на баз СЦТ. Поддержка проектов предполагается в форме субсидий.

Обязательным условием получения государственной поддержки будет являться соответствие проектов приоритетам, установленным дорожными картами. Данная мера позволит сконцентрировать ресурсы на наиболее перспективных технологичных проектах.

Еще одним условием предоставления субсидий предполагается софинансирование реализуемых проектов за счет внебюджетных источников в объеме не менее 50%, что позволит значительно снизить риск завышения стоимости и нереализуемости проектов.

Предусмотрено формирование следующих мер поддержки:

- развитие льготного кредитования и государственных гарантий совместно с ВЭБ.РФ и другими кредитными организациями. Российским кредитным организациям, а также организациям ВЭБ.РФ, планируется предоставлять субсидии на возмещение недополученных ими доходов по кредитам с льготной процентной ставкой, выданным организациям на реализацию проектов в приоритетных отраслях, развития цифровой экономики. Объем государственной поддержки - 13 млрд. руб. на ближайшие 3 года (2 млрд. на 2019 г.). Предполагается, что такой объем государственного финансирования будет являться достаточным для обеспечения общего объема льготного кредитования сферы цифровых технологий на уровне 130 млрд. руб. к 2021 году;

- поддержка региональных проектов по внедрению отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе СЦТ. На развитие проектов по России в программе предусмотрено 20 млрд. руб. до 2021 г. (5 млрд. руб. на 2019 г.). Планируется, что поддержку будут получать не менее 20 проектов ежегодно (не менее 60 проектов накопленным итогом к 2021 году);

- поддержка отраслевых проектов по внедрению СЦТ в приоритетных отраслях экономики совместно с профильными министерствами. На эти цели планируется направить 20 млрд. руб. до 2021 г. (в том числе 5 млрд. руб. на 2019 г.). Планируется, что поддержку будут получать не менее 20 проектов ежегодно (не менее 60 проектов накопленным итогом к 2021 году);

- поддержка российских компаний-лидеров, разрабатывающих продукты, сервисы и платформенные решения на базе цифровых технологий на основе отечественных разработок. В рамках федерального проекта на данные цели предусмотрено 11 млрд. руб. на 3 года (включая 3 млрд. руб. на 2019 г.);

- поддержка разработки и внедрения продуктов, сервисов и платформенных решений в целях повышения доступности российского программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов. Программа предусматривает поддержку в объеме 2 млрд. руб. в год ежегодно до 2021 г.;

- поддержка проектов малых предприятий по разработке, применению и коммерциализации СЦТ. 2 млрд. руб. ежегодно до 2021 г. (6 млрд. руб. к 2021 году). Планируется, что ежегодно поддержку получат не менее 100 проектов (не менее 300 проектов к 2021 году);

- поддержка реализации программ деятельности ЛИЦ по направлениям развития СЦТ, в том числе в интересах российских компаний-лидеров цифровой экономики. Предусмотрено 11 млрд. руб. до 2021 года (в том числе 2,1 млрд. руб. на 2019 г.). В результате осуществления указанных программ планируется реализовать не менее 150 проектов исследований и разработок к 2021 году (не менее 50 в 2020 г.).

Необходимо отметить, что в процессе формирования данной системы мер поддержки, большое внимание будет уделяться фокусировке институтов развития в сфере цифровых технологий.

Помимо указанных мер поддержки, федеральный проект подразумевает стимулирование внутреннего спроса на цифровые технологии.

С целью запуска такого механизма предусмотрены задачи по цифровой трансформации компаний лидеров и государственных корпораций.

Для повышения эффективности трансформации и сокращения ее сроков федеральным проектом предусмотрена разработка концепции цифровой трансформации, создание типовой модели трансформации, а также формирование банка лучших международных и российских практик.

Помимо этого планируется формирование соответствующих КПЭ, которые позволят оценить прогресс в заданном направлении.

Так, предполагается, что уже к концу 2021 года будут утверждены не менее 30 стратегий цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием и назначено не менее 30 заместителей высших должностных лиц в государственных корпорациях и компаниях с государственным участием, реализующих стратегии цифровой трансформации (Chief Digital Officer).